Просмотр содержимого документа
«Практическая работа No2 «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» (9 класс)»
Дата:
Учитель:
Прдемет:
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»».
Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу ничего не видит,
а такой, который на основании опытных
данных может делать теоретические выводы.
М. В. Ломоносов
Цель урока : с помощью качественных реакций на ионы определить состав солей.
Задачи урока:
образовательная: научиться применять знания на практике о неметаллах
развивающая: формировать у учащихся познавательный интерес, умения логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; развивать креативность мышления, инициативу; обобщать и делать выводы из полученных знаний.
воспитывающая: воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения в достижении поставленной цели; формировать качества мышления,
Форма работы: эксперимент, работа в парах
Оборудование и реактивы : растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбонавта натрия, сульфата аммония, натрия, нитрата бария, хлорида аммония, лакмус, фенолфталеин, карбоната калия, нитрат аммония, фосфат натрия, штатив с пробирками .
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап:
1) Приветствие.
2) Определение отсутствующих.
3) Проверка готовности к уроку.
2. Основная часть
стр 132-133 учебника
Задача №1 осуществить превращения CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2
что делаю | наблюдения | уравнения реакций | вывод |
К раствору сульфата меди (II) добавляю щелочь | Образуется синий осадок | CuSO4+2NaOH→ Cu(OH)2↓+Na2SO4 Cu2+ + 2OH- →Cu(OH)2↓ | В результате связывания ионов Cu2+ и OH- образуется не растворимое основание |
К полученному осадку добавляю соляную кислоту | Осадок растворяется | Cu(OH)2↓ + 2HCl →CuCl2 + 2H2O Cu(OH)2↓ + 2H+ →Cu2+ + 2H2O | Нерастворимое основание взаимодействует с кислотой. |
Задача №2. Распознавание растворов Na2SO4, Na2CO3, NH4Cl.
что делаю | наблюдения | уравнения реакций | вывод |
В пробирки приливаем раствор гидроксида натрия | В одной пробирке ощущается запах аммиака | NH4Cl + NaOH → NaCl + H2O + NH3↑ NH4+ + OH- →H2O + NH3 | Определяем хлорид аммония по выделяющемуся аммиаку, который обнаруживается влажной фенофталеиновой бумажкой |
В остальные две пробирке приливаю раствор хлорида бария | В одной из пробирок выпадает белый осадок | Na2SO4 + BaCl2→ BaSO4↓ + 2Na Cl SO42- + Ba2+ → BaSO4↓ | В пробирке находится сульфат натрия |
В оставшуюся пробирку приливаем раствор соляной кислоты | Выделяются пузырьки газа | Na2CO3 +2HCl→ 2NaCl+ H2O + CO2↑ 2H+ + CO32- → H2O + CO2↑ | При действии кислот на карбонаты выделяется угольная кислота , которая быстро разлагается на воду и углекислый газ. |
Задача №3 качественная реакция на (NH4)2SO4
что делаю | наблюдения | уравнения реакций | вывод |
К исследуемому раствору приливаю раствор щелочи | В пробирке ощущается запах аммиака | (NH4)2SO4 + 2NaOH → Na2SO4 + 2NH3↑ + 2H2O 2NH4+ + 2OH- → 2NH3↑ + 2H2O | Следовательно вещество содержит группу NH4+ -это качественная реакция на его обнаружение . |
К исследуемому растворуприливаю раствор нитрата бария | В пробирке выпадает белый осадок | (NH4)2SO4+Ba(NO3)2→2NH4NO3+BaSO4↓ SO42-+Ba2+=BaSO4↓ | Следовательно вещество содержит группу SO42-- это качественная реакция на его обнаружение . |
Задача №4. Осуществить реакции по схемам Ca2+ + CO32– = CaCO3↓ 2H+ + CO32– = H2O + CO2↑
что делаю | наблюдения | уравнения реакций | вывод |
К раствору карбоната калия приливаю раствор соляной кислоты | Выделяются пузырьки газа | K2CO3 +2HCl→2KCl + H2O + CO2↑ 2H+ + CO32-→H2O + CO2↑ | При действии кислот на карбонаты выделяется угольная кислота, которая быстро разлагается на воду и углекислый газ. |
К раствору хлорида кальция приливаю раствор карбоната натрия | Происходит помутнение раствора | Na2CO3 + CaCl2 → 2NaCl + CaCO3↓ CO32- + Ca2+→CaCO3↓ | Происходит образование нерастворимого осадка |
3. Домашнее задание