СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ¬ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
ТЕМА 2. Ознакомление со спецификой деятельности логопеда, воспитателя и педагогов разного профиля с детьми, имеющими речевые нарушения.
Цель: познакомить с деятельностью основных участников коррекционного процесса
Психолого-педагогическая характеристика контингента детей специализированных групп.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.
Изучение оборудования логопедического кабинета.
Логопедический кабинет по площади и размещению должен соответствовать требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений и Положению о детских садах для детей с недостатками развития. Помещение для организации приема больных площадью 14-20 кв. м. Помещение для индивидуальных и групповых логопедических занятий площадью 30-40 кв. м. Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, ковровые покрытия, напольные вазы, картины, эстампы и т. д.) в соответствии с возможностями.
В оборудование логопедического кабинета должно входить:
Большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков.
Маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.
Детские столы в количестве не менее четырех и около 6 – 10 стульев, которые должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам.
Большой рабочий стол для логопеда.
Шкафы для пособий и литературы.
Навесная доска, часть которой должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок.
Фланелеграф.
Магнитофон для записи речи детей.
Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое значение. Так в арсенале школьного логопеда должны быть:
Пособия для обследования слуха, интеллекта.
Пособия для обследования и формирования фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики и неречевых процессов, таких, как внимание, память, восприятие, мыслительные операции.
Пособия для обучения грамоте.
Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь разнообразные предметы, игрушки, дидактические игры.
Для обследования и развития слуха.
Для развития и обследования интеллекта.
Для обследования и развития фонематических процессов.
Для развития словаря.
Для развития грамматического строя речи.
Для развития связной речи.
Для формирования правильного произношения.
Для развития дыхания и голоса.
Для развития мелкой маторики.
Для обучения грамоте.
Набор ребусов, кроссвордов, шарад.
Анализ логопедических занятий.
Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к обдумыванию и оценке своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации
Схема анализа логопедического занятия.
ФИОлогопеда_________________________________________________
Город (район)_________________________________________________
№ ОУ дата____________________________________________________
Этап работы___________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема_________________________________________________________
Возраст детей_________________________________________________
Анализирующий_______________________________________________
Цель посещения_______________________________________________
Шкала оценки: 1балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень.
1. Анализ целей занятия: соответствие целей занятия особенностям учебного материала; место данного занятия в системе занятий по теме; уровень подготовленности группы (ребенка); постановка и доведение целей занятия до детей;
2. Степень достижения целей занятия: образовательной; коррекционно-развивающей; воспитательной;
3. Анализ структуры и организации занятия: соответствиеструктуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; целесообразность распределения времени между этапами занятия; рациональность выбора форм обучения; наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом; оборудование занятия; рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;
4. Анализ содержания занятия: соответствие содержания занятия требованиям государственных программ; полнота, достоверность доступность изложения; степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; связь занятия с жизнью; подведение детей к восприятию новых знаний; формирование новых понятий; актуализация опорных знаний; организация самостоятельной работы детей; характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей); инструкции и помощь логопеда; степень усвоения нового материала (эффективность); связь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы приемы, объем);
5. Оценка коррекционной направленности занятия: развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; обучение самостоятельному высказыванию; усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; включение заданий с опорой на несколько анализаторов; упражнения на развитие высших психических функций; упражнения на развитие общей и мелкой моторики;
6. Анализ методики проведения занятия: определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; эмоциональность подачи материала; эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала; оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;
7. Анализ работы и поведения детей на занятии: общая оценка работы группы (ребенка); внимание и прилежание; интерес к занятию; активность детей (ребенка); формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; выполнение единых требований; индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; качество знаний, умений и навыков; глубина, осознанность и прочность знаний; умение детей применять знания в различных ситуациях; степень овладения практическими навыками; характер проверки знаний детей логопедом; работа над ошибочными ответами.
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия: температурный режим; физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); освещение; предупреждение утомления и переутомления; смена видов деятельности; своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; соблюдение правильной рабочей позы; соответствие мебели росту ребенка; создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; посильность нагрузки речевого и дидактического материала; целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;
9.Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим
10. Результаты занятия: оптимальность обучающих действий логопеда; качество знаний, умений и навыков детей; тенденции в речевом развитии и коррекции детей;
11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов
Программные материалы по вопросам воспитания и обучения в детском саду.
Главной целью работы педагогического коллектива ДОУ является формирование и воспитание здоровой, всесторонне развитой и образованной личности ребенка, готовой к обучению в школе, способной успешно адаптироваться в социуме при стремительно изменяющихся условиях жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы вся воспитательно-образовательная работа с дошкольниками строилась на диагностической основе, дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
На сегодняшний день особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях логопедического пункта ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении единых целей и задач.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы «Развитие речи», интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4,5—6 лет с различным уровнем речевого развития.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
образовательная программа детского сада;
«Примерная общеобразовательная программа «Истоки» под ред. Л. Г. Парамоновой;
«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н. В. Нищевой;
методическое пособие Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
психологические и возрастные особенности и возможности детей данных категорий.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с различным уровнем речевого развития приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Анализ перспективных и календарных планов общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы в логопедических группах разного типа.
Пример перспективного плана по М. А. Поваляевой.
Преемственность работы логопеда, музыкального руководителя, и воспитателя на сентябрь-май.
месяц | Праздники и развлечения | Содержание занятий, виды упражнений | Музыкальный репертуар, игровые названия | Цели работы |
Подготовительный этап | ||||
сентябрь | День знаний Праздник урожая | Обследование |
| Выявить уровень логоритмических особенностей детей с нарушением речи |
Вводные упражнения | «Марш» Н. Богословского, «Марш» Д. Дешевова | Учить детей ориентироваться в пространстве Учить ходьбе вдоль каната по кругу друг за другом | ||
Упражнения для развития слухового внимания | Игра «Дождик» («Прогулка» Т. Ломовой). «Дождик» Любарского «Ходьба и бег» Ф. Надененко | Учить согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки | ||
Упражнения на переключаемость внимания | Игра «Наоборот» и ее варианты, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Плясовая» А. Гольденвейзера | Воспитывать переключаемость внимания, учить сосредоточению и проявлению волевых усилий | ||
Упражнения для развития физиологического дыхания | «Танец листочками» Жилина, «Осенние листочки» П. Чайковского («Вальс» из балета «Спящая красавица») | Вырабатывать плавный дыхательный выдох | ||
Слушание музыки | «Дождик» Любарского, «Осень» из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Вальс» Д. Кабалевского, «Парень с гармошкой» Свиридова | Учить различать характер музыки: веселая, грустная, протяжная, нежная и т. д. | ||
Упражнения для развития моторики кистей рук | Игровые упражнения «Нанизывание грибов», «Засолка капусты», «Поездка», «Дождик» | Развивать мелкую моторику рук, кистей рук | ||
Упражнения для развития мимики лица и орального праксиса | Игровые упражнения «Теремок» (с опорой на наглядность и без нее) – рус. н. п. «Теремок» в обр. Т. Потапенко | Активизировать мышцы губ, нижней челюсти | ||
Упражнения-этюды для развития творческих способностей | Пантомима «Убираем урожай» («Урожайная» Филипенко), Этюд «Лесные звери осенью» (любая спокойная мелодия) | Воспитывать выразительность движений, образные представления | ||
Подвижные игры и для развития общей моторики | «Поезд» («Паровоз» А. Филипенко), «Прогулка» Т. Ломовой, «Послушный мяч», «Люди работают» Н. П. Моравская | Развивать координацию движений. Учить согласовывать движения | ||
Заключительные упражнения | Метание мешочков в цель. Любой марш. | Развитие кисти правой руки. | ||
Итоговое занятие | «Путешествие по осеннему лесу» | Закрепить полученные знания | ||
октябрь | Праздник осени «Осеннее путешествие по Дону» | Вводные упражнения | «Марш» Н. Леви «Марш» Т. Ломовой | Учить детей ходьбе в колонне по одному с перешагиванием предметов. Развивать координацию движений. |
Упражнения для развития слухового внимания | «Собираем грибы» Т. Ломовой, «Это кто?», «Медведь», «Конь» Е. Тиличеевой | Развивать музыкальный слух | ||
Упражнения на развитие голоса, дыхания, артикуляции. | «Прогулка в лес» (3 варианта) муз. Т. Ломовой, «Посмотри и назови» | Учить вниманию слушать обращенную к детям речь, правильно и четко артикулировать звуки, работать над дыханием | ||
Пение | «Здравствуй, осень» Ю. Слонова, «Песня огородников» Ю. Слонова | Корректировать звуки речи, развивать певческий диапазон, певческие навыки | ||
Слушание музыки | «Колыбельная», «Парень с гармошкой» Г. Свиридова, «Марш» Т. Ломовой, «Под яблоней зеленой» рус. нар. мелодия | Развивать представления детей об основных жанрах музыки. Учить узнавать знакомые мелодии | ||
Упражнения для развития мимики | «Солнечный луч», «Горький лук», «Сладкое яблоко», «Кислое яблоко» | Формировать мимические позы, активировать мышцы лба, глаз, губ | ||
Упражнения для развития моторики рук, кистей рук, пальцев | «Падают листья» Карасева, «Зайчики и волк» (сказка) | Продолжать развивать тонкие движения кистей, пальцев рук | ||
Подвижная игра без предметов | «Ворон» (обр. Е. Тиличееврой), «Вот сидит наш пес Барбос», «Займи свой домик» | Учить выполнять движения в соответствии со словами игры, развивать волевые качества, активность | ||
Заключительные упражнения | «Марш октябрят» Л. Шульгиной, «Этюд» Т. Ломовой | Успокоить, переключить на другие виды деятельности | ||
ноябрь | Филармония (громко, тихо, весело, грустно) Кукольный театр детей «Колобок» | Вводные упражнения | «Рондо» Д. Кабалевского, см. репертуар на октябрь | Развивать координацию движений |
Упражнения регулирующие мышечный тонус | «Жуки» Вилькорейской, «Эхо», «Поиграем, отдохнем» («Вальс» У. Тиличеевой, любая колыбельная) | Учить детей овладевать своими мыщцами | ||
Пальчиковая гимнастика | «Разминка» Е. Макшанцевой | Развивать мелкую моторику | ||
Упражнения для развития темпа и ритма | «Полет птиц» (вариации К. Вебера), «Шаг-бег», игра «Передай ритм», «Хлопки» | Усвоить с детьми понятия медленно, быстро. Развивать чувство ритма в движении | ||
Слушание музыки | К. Сен-Санс. «Умирающий лебедь» | Фантазировать под эту музыку, определять настроение | ||
Упражнения для развития дыхания, голоса | «Перекличка животных», «Ворона», «Гуси», «Петух», «Гудок» | Постановка диафрагмального дыхания, его нормализация, улучшение артикуляции звуков | ||
Итоговое занятие | «Кто как поет?», «Чей домик?» | Закрепить полученые знания | ||
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков | ||||
декабрь | Филармония, «Музыкальные киты: песня, танец, марш» | Вводные упражнения | «Марш» Т. Троцюка, «Пойду ль я, выйду ль я» (народная мелодия) | Учить детей ориентироваться в право- и левостороннем движении, определять характер музыки |
Упражнения, развивающие характер ритма, темпа | «Поймай снежинку» (любая мелодия с 4-х дольным размером) | Учить детей передавать заданый ритм, дать понятие об акценте, паузе | ||
Упражнения, регулирующие мышечный тонус | «Тихо-громко» (старинная полька в обр. Н. Соколовой), «Игра с водой» (вальс Жилина) | Учить детей овладевать своими мышцами | ||
Слушание музыки | «Зимний лес» Е. Тиличеевой, «Петрушка» Брамса, «Смелый наездник» Р. Шумана | Учить различать части музыкального произведения, определять характер музыки | ||
Упражнения для развития голоса, дыхания, артикуляции | Игры «Часы», «Упрямая свеча», «Свеча», «Бадминтон» | Продолжать воспитывать правильное диафрагмальное дыхание | ||
Новогодний утренник «Святки» | Пение | «Ой ты, зимушка-зима» (р. н. песня), «Осень» (колядка), «Коляда-моляда» (р. н. песня) | Работать над просодической стороной речи, добиваться слитного пропевания фразы | |
Подвижные игры | «Два мороза», «Куда пойдешь?» | Воспитывать выдержку, внимание, ориентировку в пространстве, развивать словарный запас детей | ||
Заключительные упражнения | «Марш» Леви, «Марш» Т. Ломовой | Успокоить детей. Переключить их на другой вид деятельности | ||
январь | Рождество 06.01 Колядование 13.01 Крещение-гадания 19.01 | Вводные упражнения | «Праздничный марш» Лепин, игровые упражнения «Пингвин», «Мама отдыхает» | Учить детей ходьбе на носках, внутренней и внешней стороне ступни, сочетать различные виды ходьбы с музыкой и словом |
Упражнения развивающие чувство ритма | «Барабанщик» Д. Кабалевского,»Дудочка» А. Лепина, «Кошечка» Т.Ломовой | Совершенствовать ритмическое чувство, учить детей передавать динамические и ритмические оттенки в музыке | ||
Упражнения регулирующие мышечный тонус | Игра «В белом поле», упражнение «Легкие и тяжелые руки» (венгерские народные мелодии) | Учить детей управлять своими движениями, развивать координацию движения и слова | ||
Слушание музыки | «Почему медведь зимой спит?» Л. Книппера, «Угадай на чем играю?» Г. Левкодимова | Учить различать образы в музыке, кратко высказываться о них | ||
ТЮЗ, филармония: «Лесная песня» | Игры с пением, драматизация, хороводы | «За окошком, за окном» (полька И. Саца), инсценировка «Медведь», хоровод «Ой, что за народ» (украинская народная песня) | Работать над дикцией, над умением пропевать на одном дыхании фразы, воспитывать динамическую координацию движений | |
Упражнения для развития моторики рук, кистей, пальцев | «Снеговик», «Снегопад» | Развивать плавность, диапазон движений, воображение | ||
Танцы | «Свободная пляска» (русская народная мелодия), «Калинка», «Танец снежинок», «Анданте» из сонаты до-мажор В. Моцарта | Развмвать координацию движений, музыкальный слух: учить выразительно исполнять танцевальные движения | ||
Заключительные упражнения | «Проколотый мяч» | Нормализовать дыхание | ||
февраль | Масленица (масленичные гуляния) | Вводные упражнения | «Саночки» А. Филиппенко | Учить детей ориентироваться в поворотах |
Упражнения на координацию движений | «Подбросить мяч» (полька А. Капетиса), «Игра в мяч» Т. Ломовой | Продолжать развивать координацию движений под стихотворный текст | ||
Упражнения, регулирующие мышечный тонус | Катание на коньках и лыжах | Учить детей управлять своими движениями | ||
Слушание музыки | «Буденновец» Дубравина, «Белка» из оперы «сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Птичник» К. Сен-Санс | Побуждать детей пердавать свое отношение к музыке, высказываться о ее характере | ||
Пение | «Как на тоненький ледок» обр. Т. Лопатенко, «Блины» обр. А. Абрамского, «Солнечная капель» сл. И. Вахруш, муз. С. Сословина | Учить соблюдать ритмический рисунок, передавать динамические оттенки, работать над дыханием | ||
Упражнения для развития творческих способностей, инициативы | «Выйду за ворота» Е. Тиличеевой, Попевки-небылицы, нелепицы с заданными словами | Учить детей передавать игровые образы различного характера в соответствии с музыкой, воспитывать инициативу | ||
Подвижные игры | «Скок-поскок», «Две тетери» | Учить согласовывать движения с текстом, соблюдать темп, ритм произносимого текста | ||
Заключительные упражнения | «За синей птицей» И. Сац, «Шествие» | Успокоить детей, переключить на прочие виды деятельности | ||
Этап формирования коммуникативных умений и навыков | ||||
март | Концерт для мам «Сорок сороков» | Вводные упражнения | «Марш» Ю. Чичкова, «Физкультура» | Закрепить право- и левосторонние повороты |
Упражнения по музыкально-ритмическому воспитанию | «побегаем-попрыгаем» С. Соснина, «Горошина» муз В. Карасевой, сл. Н. Френкель | Учить вслушиваться в ритмический рисунок музыкального произведения, передавать его разнообразными хлопками в движениях; побуждать детей передавать в развитии характерные черты игрового образа | ||
Речевые и мимические упражнения | «Вырос подснежник», «Говорит весна», «Зима и весна» А. Лойко | Нормализовать темп, ритм, мимику, автоматизировать звукопроизношение | ||
Слушание музыки | «Мама» П. Чайковского, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Угадай, на чем играю?» Г. Левкодимова | Учить детей различать средства музыкальной выразительности, сформировать тембровый слух | ||
Пение и импровизация | «Солнечная капель» С. Соснина, «Стыдно ссориться с друзьями» Е. Макшанцевой, закличка «Кулик-самород», «Я куплю себе дуду» (русская н. п. в обр. В. Агафонникова), «Деревянные дворцы» | Совершенствовать навык певческого дыхания, развивать чувство лада, учить импровизировать окончание мелодии, начатой музыкальным руководителем. Воспитывать просодию речи. | ||
Психогимнастика | «Медведь проснулся» | Учить выражать различные эмоции | ||
Игры-хороводы | «Круговой танец» (русская народная мелодия в обр. С. Разоренова), «Гори, гори ясно», «Вновь солнышко смеется» (английская народная игра), «Плетень» русская народная мелодия | Закреплять умение двигаться в соответствии с музыкальными фразами, воспитывать координацию движений | ||
Заключительные упражнения | «марш» Н. Богословского, «Песенка четырех друзей» | Успокоить детей | ||
апрель | «Апрельские посиделки» Пасха | Вводные упражнения | «Пойду ль я, выйду ль я» | Закрепит полученные на других занятиях знания |
Упражнения по музыкально-ритмическому воспитанию | «Игра с бубнами» в обр. В. Агафонникова, «Танцуйте как я» В. Золотарева | Учить определять характер нового произведения и выполнять самостоятельно соответствующие движения. Закрепить у детей знакомые танцевальные движения. | ||
Речевые упражнения | «Мышки-кубышки», «Шаловливые сосульки», «Кошка, как тебя зовут?», «Трамвай» Е, Макшанцевой | Нормализовать темп, ритм, автоматизировать звукопроизношение, интонации | ||
Слушание музыки | «неаполитанская песенка» П. Чайковского, «Три марша» Д. Кабалевского | Учить различать средства выразительности, темповые, динамические изменения. Развивать музыкальный динамический слух. | ||
Распевки | «Чок-чок, светлячок» (русская народная приговорка), «Уж как зоренька-заря», «Украл котик клубочек», «Ути-ути» (муз. Ю. Литовка) | Развивать мелодико-интонационную речь (Ч, З-С, А, О, У) – артикуляцию | ||
Игры с пением | Хоровод «Мы на луг ходили», «Козел» и. мелодия | Закрепить умение выразительного пения, эмоционально передавать содержание песни и движений | ||
Сюжетно-ролевые игры | «Прогулка», «Весенние работы» | Совершенствовать навык правильной речи в условиях сюжетно-ролевой игры | ||
Подвижные игры | «Карусель», «Мы – веселые ребята» | Закреплять навыки и умения, полученные на предыдущих занятиях. | ||
Заключительные упражнения | Элементы буддисткой гимнастики | Успокоить детей, перевести на другие виды деятельности | ||
Итоговое занятие | «Идет, гудит зеленый шум» | Закрепить полученые навыки | ||
май | Праздник красивой речи | Обследование |
| Выявить уровень развития логоритмических умений и навыков |
Упражнения, этюды для развития творческих способностей | Двигательные импровизации, игра в «концерт», игра на детских музыкальных инструментах | Закреплять у детей организаторские качества, активное творческое начало, (слушание) | ||
Слушание музыки | К. Сен-Санс «Ослы» | Сопоставлять созвучия с конкретным образом | ||
Хороводы, игры-драматизации | «по малину в сад пойдем» А. Филиппенко, «Кафе», «Готовим сами», «Полет на марс» и «Парад букв» | Закреплять у детей умение общаться в разных ситуациях на материале любой речевой сложности | ||
Подвижные игры | Игры, ранее изученые на занятиях – по желанию детей | Воспитывать эмоционально-волевые качества | ||
Итоговое занятие | На материале сюжетной игры «Цветик-семицветик» | Закрепление, автоматизация полученых навыков правильной речи |
Посещение и анализ занятия воспитателя.
Тема лексическая: Рыбы.
Дети рисуют рыбу. Воспитатель по трафарету рисует контур рыбы каждому ребенку. Затем дети самостоятельно рисуют рыбе глаза, рот, голову, плавники, чешую и хвост. После этого дети красками разукрашивают рыбку в желтый цвет. Затем воспитатель спрашивает каких рыб знают дети. Затем дидактическая игра «Веселые рыбки».
При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: проведены: влажная уборка, проветривание; освещение, время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.
Непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с подгруппой 12 человек.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывалось:
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии.
• Создание атмосферы доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам.
• Разнообразие видов детской деятельности.
• Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.
Основные три этапа НОД прослеживаются, и каждый является продолжением другого.
Вводная часть образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.
В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации и словесного метода.
Для решения поставленных задач использовались методы обучения:
• словесный;
• наглядный;
• практический.
Приемы:
• сюрпризный момент - мотивационный прием
• подвижная игра: «Веселые рыбки»;
• повторение: хоровое, индивидуальное;
• рассматривание;
• закрепление приёмов рисования;
• вопросы;
• поощрение.
Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательной ситуации. Дети были эмоциональны, доброжелательны, внимательны.
Итог непосредственной образовательной деятельности воспитатель подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение). Детей радовали результаты их деятельности.
Характеристика педагога:
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы:
• групповая;
• индивидуальная;
• коллективная
Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.
Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.
Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Уважительно относилась к результатам выполненных заданий, детского творчества. Подбор материала осуществляла в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста. Во время всей образовательной деятельности использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.
Особенности координации работы коллектива детского сада.
Создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Для изучения педагогического коллектива используются следующие диагностические методики:
Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора).
Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина).
Тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (К. Томаса).
Опросник “Взаимоотношения в педагогическом коллективе”.
Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Изучение привлекательности работы (ПТР-1).
Диагностика срабатываемости и совместимости.
Методику определения стиля руководства трудовым коллективом.
Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты.
Использование данных методик (по мере кадровых изменений педагогического коллектива, при составлении программ развития, программ экспериментальной работы, при подведении итогов работы за определенный период времени) позволяет не только выявить межличностные конфликты, но и провести профилактическую работу по предупреждению конфликтных ситуаций. Обратить внимание членов педагогического коллектива, администрации на возможность возникновения разного рода конфликтов.
По результатам диагностики составляются психологические портреты воспитателей, даются рекомендации по расстановке кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разрабатываются методические рекомендации (администрации или воспитателю) для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ, администрацией и родителями воспитанников, стиля педагогической деятельности. Для администрации детского сада это облегчает работу по координации действий сотрудников, контролю и делегированию полномочий.
Проведение консультаций с родителями.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:
- личный контакт;
- участие в родительских собраниях;
-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;
- индивидуальные консультации;
- заполнение тетрадей для домашней работы;
- проведение открытых занятий;
- оформление уголка для родителей.
Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи.
Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.
Консультации должны отвечать ряду требований.
1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.
2. Рекомендации и советы педагога должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, расширять их педагогические знания.
4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.
5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог, подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.
6. Прежде чем что-то посоветовать родителям, необходимо постараться тщательно изучить вопрос: почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога, то консультацию должен провести соответствующий специалист.
Задание для самостоятельной работы.
Составьте графическую схему основных специализированных групп дошкольных учреждений.
Типы специализированых дошкольных учреждений
Комбинированный
Общеразвивающий
Компенсирующий
обучение детей с отклонениями в развитии совместно с детьми без патологий в условиях обязательной коррекции и компенсации
Группы детей с отклонениями в развитии и группы детей с нормальным развитием
Обучение детей с патологиями развития
Виды специальных дошкольных учреждений
I вида
Сурдопедагогика: обучение и воспитание неслышащих детей
Сурдопедагогика: обучение и воспитание слабослышащих детей и позднооглохших детей
II вида
Тифлопедагогика: обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения
III вида
IV вида
Тифлопедагогика: обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения
Логопедия: обучение и воспитание детей с тяжелой речевой патологией
V вида
VI вида
Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
VII вида
Специальная психология: обучение и воспитание детей с задержкой психического развития
Олигофренопедагогика: обучение и воспитание детей с умственной отсталостью
VIII вида
Проанализируйте литературу и составьте перечень оборудования кабинетов логопеда, методиста, психолога, музыкального руководителя, спортивного и музыкального залов, групповых и других посещений.
Оборудование кабинета логопеда.
Логопедический кабинет по площади и размещению должен соответствовать требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений и Положению о детских садах для детей с недостатками развития.
В оборудование логопедического кабинета должно входить:
Большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков.
Маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.
Детские столы в количестве не менее четырех и около 6 – 10 стульев, которые должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам.
Большой рабочий стол для логопеда.
Шкафы для пособий и литературы.
Навесная доска, часть которой должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок.
Фланелеграф.
Магнитофон для записи речи детей.
Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое значение. Так в арсенале школьного логопеда должны быть:
Пособия для обследования слуха, интеллекта.
Пособия для обследования и формирования фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики и неречевых процессов, таких, как внимание, память, восприятие, мыслительные операции.
Пособия для обучения грамоте.
Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь разнообразные предметы, игрушки, дидактические игры.
Для обследования и развития слуха.
Для развития и обследования интеллекта.
Для обследования и развития фонематических процессов.
Для развития словаря.
Для развития грамматического строя речи.
Для развития связной речи.
Для формирования правильного произношения.
Для развития дыхания и голоса.
Для развития мелкой маторики.
Для обучения грамоте.
Набор ребусов, кроссвордов, шарад.
Оборудование кабинета методиста.
Мебель
Стеллаж для книг
Секционный шкаф
Шкаф для пособий
Шкаф универсальный
Тумба
Стол компьютерный
Стенд информационный
Технические средства
Компьютер
Принтер
Колонки
Проектор
Экран
Нормативно-правовые документы
Документы по организации деятельности ДОУ
Инструкции
Наглядные пособия
Оборудование кабинета воспитателя:
Рабочий стол воспитателя, стул.
Шкаф для документов.
Тумба под телевизор.
Телевизор.
Шкаф для верхней одежды.
Столик с зеркалом
Полки и стелажи с игрушками
Шкафы с игровыми приспособлениями.
Живые цветы.
Палас на полу
Различные виды игрушек:
- овощи, фрукты
- животные птицы,
- куклы,
- транспорт,
- мячи, кегли, кубики
- музыкальные инструменты,
- детская кухня,
- парикмахерская, больница и др.
Оборудование музыкального кабинета и музыкального зала
-фортепиано
- цифровая интерактивная доска
- ноутбук
- проектор,
-мини-системаDVD караоке,
- видеомагнитофон,
- синтезатор.
Перечень пособий и наглядного материала:
- оркестр детских музыкальных инструментов
- оркестр шумовых инструментов
- музыкально- дидактические игры,
- наборы игрушек для кукольного театра и ширма для показа
(перчаточные куклы, пальчиковый театр, театр на столе, театр дымковской игрушки и т.д.)
Профессиональные музыкальные инструменты
Фортепиано
Аккордеон
Детские музыкальные инструменты: цитры или гусли; аккордеон детский; арфа; триола; барабан с разной высотой звучания; бубны; треугольник с разной высотой звучания; маракасы; трещётка; свирели, дудки; кларнеты, флейты; колотушка; бубенцы; деревянные ложки; баян, гармошка; игрушки озвученные; музыкальный молоточек; погремушки; игрушки с фиксированной мелодий; заводные игрушки.
Учебно-наглядный материал
Материально-техническое оборудование
Радиомикрофон
Акустическая аппаратура
Компьютер
Музыкальный центр
Медиапроектор
Стол преподавателя
Стул для пианино
Стулья для детей
Секции для хранения пособий и атрибутов
Стеллажи для хранения музыкальных инструментов
Костюмы и реквизиты для музыкально-театрализованной деятельности
Оборудование спортивного зала
Проигрователь
CD-диски с детскими песнями
Учебно-спортивный материал
Шведская спортивная стенка, гимнастические скамейки (2м.), гимнастическая скамейка (3м.), гимнастическая скамейка (1,5м), приставные металлические лестницы, деревянные лестницы, доски приставные, ребристая доска приставная, дуги для подлезания, стойка для обручей, обручи, гимнастические палки (80см), гимнастические палки (90см), щиты мишени, скакалки, погремушки, флажки (России), флажки разноцветные, кольца разноцветные, ленты разноцветные, канат 2,5 м., шнуры, косички плетённые, мячи резиновые, мячи пупырчатые, кегли, бадминтон, баскетбольное кольцо, волейбольная сетка, маты круглые, дорожка ортопедическая, батуты, мячи «попрыгунчики», корзины для метания, мешочки для метания, флажки ориентиры, мячи надувные большие, кубики разноцветные, кубы разной высоты для спрыгивания, валики высотой 15 см.. кегли деревянные разноцветные, гантели, рули, корзины для мячей.
Учебно-методические пособия
Программные материалы по вопросам воспитания и обучения в детском саду.
Главной целью работы педагогического коллектива ДОУ является формирование и воспитание здоровой, всесторонне развитой и образованной личности ребенка, готовой к обучению в школе, способной успешно адаптироваться в социуме при стремительно изменяющихся условиях жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы вся воспитательно-образовательная работа с дошкольниками строилась на диагностической основе, дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
На сегодняшний день особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях логопедического пункта ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении единых целей и задач.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы «Развитие речи», интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4,5—6 лет с различным уровнем речевого развития.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
образовательная программа детского сада;
«Примерная общеобразовательная программа «Истоки» под ред. Л. Г. Парамоновой;
«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н. В. Нищевой;
методическое пособие Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
психологические и возрастные особенности и возможности детей данных категорий.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с различным уровнем речевого развития приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Анализ перспективных и календарных планов общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы в логопедических группах разного типа.
Перспективные и календарные планы помогают педагогам и воспитателям гармонично и продуктивно обучать своих подопечных. Они вносят некий порядок в обучающую деятельность. Составляются перспективные планы во всех предметных направлениях образовательного учреждения (для работы воспитателя, музыкального руководителя, логопеда, учителя физкультуры, обучения грамоте и т. д.). Составление планов производится в соответствии с утвержденной в данном образовательном учреждении, обучающей программой, с учетом календарного времени.
Большинство перспективных и календарных планов подразделяются на несколько этапов. Первым из них является подготовительный этап. Он необходим для подготовки детей к изучению какой-либо новой темы. В конце такого плана, как правило, существует заключительный этап, который в свою очередь, помогает детям закрепить пройденный материал.
В любом перспективном плане указывается его цель, а так же последовательно расписываются необходимые занятия и упражнения. Перспективный и календарный план, как правило, составляется не для одного определенного педагога, а сразу для нескольких. Так как все педагоги любого образовательного учреждения должны работать сопряженно друг с другом, для достижения максимального обучающего результата.
Посещение и анализ занятия воспитателя.
Тема лексическая: Рыбы.
Дети рисуют рыбу. Воспитатель по трафарету рисует контур рыбы каждому ребенку. Затем дети самостоятельно рисуют рыбе глаза, рот, голову, плавники, чешую и хвост. После этого дети красками разукрашивают рыбку в желтый цвет. Затем воспитатель спрашивает каких рыб знают дети. Затем дидактическая игра «Веселые рыбки».
При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: проведены: влажная уборка, проветривание; освещение, время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.
Непосредственная образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с подгруппой 12 человек.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывалось:
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии.
• Создание атмосферы доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам.
• Разнообразие видов детской деятельности.
• Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.
Основные три этапа НОД прослеживаются, и каждый является продолжением другого.
Вводная часть образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.
В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации и словесного метода.
Для решения поставленных задач использовались методы обучения: словесный; наглядный; практический.
Приемы: сюрпризный момент - мотивационный прием; подвижная игра: «Веселые рыбки»; повторение: хоровое, индивидуальное; рассматривание; закрепление приёмов рисования; вопросы; поощрение.
Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательной ситуации. Дети были эмоциональны, доброжелательны, внимательны.
Итог непосредственной образовательной деятельности воспитатель подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение). Детей радовали результаты их деятельности.
Характеристика педагога:
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы:
• групповая;
• индивидуальная;
• коллективная
Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.
Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.
Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Уважительно относилась к результатам выполненных заданий, детского творчества. Подбор материала осуществляла в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста. Во время всей образовательной деятельности использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.
Составьте тематический перечень бесед воспитателя с родителями.
Примерные темы бесед по вопросам физического воспитания:
1. Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития.
2. Режим дня и его значение.
3. Формирование гигиенических навыков и привычек.
4. Развитие двигательных навыков и двигательной активности.
5. Организация прогулок с детьми.
Примерные темы бесед по умственному воспитанию и развитию речи:
1. Задачи, содержание и методы умственного воспитания детей раннего возраста.
2. Какие игрушки покупать малышу.
3. Задачи и методы развития речи.
4. Показатели развития речи ребенка раннего возраста.
5. Занятия с парными картинками как средство развития речи.
6. Сюжетная игрушка и ее роль в умственно-речевом развитии ребенка.
7. Как развивать речь ребенка во время прогулок.
Примерные темы бесед по нравственно-эстетическому воспитанию:
1. Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в семье.
2. Эстетическое воспитание ребенка раннего возраста в семье.
3. Формирование навыков и привычек культурного поведения.
4. Воспитание послушания и начальных форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
5. Первые трудовые поручения детям.
6. Готовность ребенка к письму.
7. Роль и значение развлечений в жизни детей.
8. Гиперактивный ребенок.
9. О воспитании любви к природе.
10. Почему дети не читают?
Проанализируйте литературу и разработайте план беседы воспитателя с родителями.
- приветствия и знакомство;
- обсудить результаты работы ПМПК, комплектование группы;
- обсудить психологические особенности детей с недостатками речи;
- обозначить причины и характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
- обсудить единство требований детского сада и семьи;
- обозначить основные задачи коррекционного обучения стоящие перед воспитателем и родителями.