СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по методике истории. Современные педагогические технологии.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа при прохождении курсов повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по методике истории. Современные педагогические технологии.»

АНО ДПО "Московский институт переподготовки кадров"








Программа профессиональной переподготовки

Методика обучения истории в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС (108)





Дисциплина: Модуль 3. Современные образовательные технологии и их использование при изучении школьного курса истории

Практическое задание 3, Модуль 3. Современные образовательные технологии и их использование при изучении школьного курса истории








Выполнил:

слушатель Волченкова Валентина Георгиевна

Преподаватель:

Суспицына Александра Андреевна






г. Москва – 2020

Приведите примеры конкретных заданий, которые могут быть использованы учителем на уроке истории в рамках:

  • технологии развивающего обучения;

  • кейс-технологии;

  • проектного метода обучения.

При использовании кейс - технологий деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

При использовании кейс- технологии, преследуются следующие цели

  1. «погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)

  2. способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор

  3. развитие компетентностей учащихся

Структура процесса обучения по кейс – технологии

  1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

- он должен быть проблемным;

- имеющий прецеденты;

- должен допускать альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки



ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТА

При изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».



Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

1. В чем заключается проблема?

2. Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

3. Как вы можете объяснить возникшие трудности?

4. Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

5. Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другим

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На уроках театрализованного представления (драматизации) от учеников требуется “войти в образ” заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный литературный текст

Драматизация может выступать как

1 форма урока

1. фрагмент урока

2. форма внеклассного мероприятия

Тема урока «Бородино» – инсценируется сцена «Совет в Филях»

По ходу урока ученикам предлагаются слова -роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации

- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?

- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения

- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?

- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм»

Урок с использованием проблемного обучения.

Задание

«Жалованная грамота городам» от 21 апреля 1785 г. разделила все городское население на 6 разрядов. Первый разряд составили «настоящие городские обыватели», владевшие в городе домами или землей, в этот разряд вошли дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы, к третьему разряду относились ремесленники, к четвертому – иностранцы, проживающие в городе, в пятый разряд вошли именитые граждане (купцы, банкиры, судовладельцы, ученые и т.п.), остальные горожане вошли в шестой разряд. Все шесть разрядов составили «градское общество», которое один раз в три года избирало городского голову и других членов градской думы. Дума заседала один раз в неделю.





дворянские привилегии



 освобождение от обязательной службы;

 освобождение от телесных наказаний;

 освобождение от подушной подати, постоев войск.



дворянские права



 право на собственность над крестьянами;

 право владеть землями и недрами;

право свободного распоряжения имениями, занятий предпринимательством и торговлей;

 право иметь свои сословные учреждения.



Вопрос: Как изменилось положение городских слоев населения по

«Жалованной грамоте»? Как проявился просвещенный абсолютизм во

внутренней политике Екатерины II?

Для ответа используйте данный текст и текст учебника §46 стр.57.

Проектный метод обучения.

Тема проекта: «Жизнь в Древнем Риме». Данная тема изучалась на трех уроках: «Повседневная жизнь древних римлян», «Императоры Древнего Рима», «Вечный город».

В итоге планировалось получить продукт, благодаря созданию которого, ребята не только могли бы себе хорошо представить обычную жизнь в Древнем Риме, но в результате подготовки виртуальной экскурсии смогли бы изучить памятники архитектуры, чтобы приехав в Рим не знакомиться с ним, а узнавать.

Класс делится на 5 команд, по 6 человек, включая капитана. На первом этапе работы каждая команда получает задание подготовить материал по теме «Повседневная жизнь римлян», причем каждый участник выполнял небольшую часть общего задания: один готовил материал о домах богачей, другой - о домах бедняков, третий – об одежде, кто-то мог подбирать материал, другой делать рисунки, таким образом каждый мог выбрать задание по своим силам, способностям, интересам. В итоге на следующем уроке каждая команда должна была представить готовый продукт своего труда и подготовить рассказ. Оформить работу можно было либо в бумажном варианте, в папке, либо в виде презентации, причем бумажный вариант работы выполнялся по правилам создания презентации – иллюстративный материал и минимум текста, чтобы, представляя свою работу, ребята не читали, а рассказывали. Таким образом, преследовались следующие цели: обучение детей правилам создания презентаций и развитие монологической речи.



К другому уроку готовились сообщения об императорах Древнего Рима, в период правления которых были созданы основные памятники древнеримской архитектуры сохранившиеся и по сей день. Один из участников команды должен был подобрать материал о правителе Древнего Рима I-II веков нашей эры и рассказать на уроке.

Заключительный этап работы – подготовка виртуальной экскурсии по Древнему Риму. Каждый участник команды, выбирал одну из достопримечательностей Рима и готовил сообщение, затем команда соединила все сообщения в одну экскурсию и представила ее на уроке. Виртуальная экскурсия позволила не только познакомиться с архитектурными памятниками Древнего Рима, но обобщить весь ранее собранный материал, т. к. рассказывая о Колизее, надо было сообщить кем и для чего он был построен, а значит вспомнить любимые развлечения римлян, рассказывая об акведуках, напомнить в каких домах жили римляне и как там обеспечивался комфорт и т.д.