АНО ДПО "Московский институт переподготовки кадров"
Программа профессиональной переподготовки
Методика обучения истории в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС (108)
Дисциплина: Модуль 3. Современные образовательные технологии и их использование при изучении школьного курса истории
Практическое задание 3, Модуль 3. Современные образовательные технологии и их использование при изучении школьного курса истории
Выполнил:
слушатель Волченкова Валентина Георгиевна
Преподаватель:
Суспицына Александра Андреевна
г. Москва – 2020
Приведите примеры конкретных заданий, которые могут быть использованы учителем на уроке истории в рамках:
технологии развивающего обучения;
кейс-технологии;
проектного метода обучения.
При использовании кейс - технологий деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
При использовании кейс- технологии, преследуются следующие цели
«погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор
развитие компетентностей учащихся
Структура процесса обучения по кейс – технологии
Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным;
- имеющий прецеденты;
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки
ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТА
При изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:
1. В чем заключается проблема?
2. Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
3. Как вы можете объяснить возникшие трудности?
4. Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
5. Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другим
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
На уроках театрализованного представления (драматизации) от учеников требуется “войти в образ” заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный литературный текст
Драматизация может выступать как
1 форма урока
1. фрагмент урока
2. форма внеклассного мероприятия
Тема урока «Бородино» – инсценируется сцена «Совет в Филях»
По ходу урока ученикам предлагаются слова -роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации
- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?
- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения
- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?
- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?
Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм»
Урок с использованием проблемного обучения.
Задание
«Жалованная грамота городам» от 21 апреля 1785 г. разделила все городское население на 6 разрядов. Первый разряд составили «настоящие городские обыватели», владевшие в городе домами или землей, в этот разряд вошли дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы, к третьему разряду относились ремесленники, к четвертому – иностранцы, проживающие в городе, в пятый разряд вошли именитые граждане (купцы, банкиры, судовладельцы, ученые и т.п.), остальные горожане вошли в шестой разряд. Все шесть разрядов составили «градское общество», которое один раз в три года избирало городского голову и других членов градской думы. Дума заседала один раз в неделю.
дворянские привилегии
освобождение от обязательной службы;
освобождение от телесных наказаний;
освобождение от подушной подати, постоев войск.
дворянские права
право на собственность над крестьянами;
право владеть землями и недрами;
право свободного распоряжения имениями, занятий предпринимательством и торговлей;
право иметь свои сословные учреждения.
Вопрос: Как изменилось положение городских слоев населения по
«Жалованной грамоте»? Как проявился просвещенный абсолютизм во
внутренней политике Екатерины II?
Для ответа используйте данный текст и текст учебника §46 стр.57.
Проектный метод обучения.
Тема проекта: «Жизнь в Древнем Риме». Данная тема изучалась на трех уроках: «Повседневная жизнь древних римлян», «Императоры Древнего Рима», «Вечный город».
В итоге планировалось получить продукт, благодаря созданию которого, ребята не только могли бы себе хорошо представить обычную жизнь в Древнем Риме, но в результате подготовки виртуальной экскурсии смогли бы изучить памятники архитектуры, чтобы приехав в Рим не знакомиться с ним, а узнавать.
Класс делится на 5 команд, по 6 человек, включая капитана. На первом этапе работы каждая команда получает задание подготовить материал по теме «Повседневная жизнь римлян», причем каждый участник выполнял небольшую часть общего задания: один готовил материал о домах богачей, другой - о домах бедняков, третий – об одежде, кто-то мог подбирать материал, другой делать рисунки, таким образом каждый мог выбрать задание по своим силам, способностям, интересам. В итоге на следующем уроке каждая команда должна была представить готовый продукт своего труда и подготовить рассказ. Оформить работу можно было либо в бумажном варианте, в папке, либо в виде презентации, причем бумажный вариант работы выполнялся по правилам создания презентации – иллюстративный материал и минимум текста, чтобы, представляя свою работу, ребята не читали, а рассказывали. Таким образом, преследовались следующие цели: обучение детей правилам создания презентаций и развитие монологической речи.
К другому уроку готовились сообщения об императорах Древнего Рима, в период правления которых были созданы основные памятники древнеримской архитектуры сохранившиеся и по сей день. Один из участников команды должен был подобрать материал о правителе Древнего Рима I-II веков нашей эры и рассказать на уроке.
Заключительный этап работы – подготовка виртуальной экскурсии по Древнему Риму. Каждый участник команды, выбирал одну из достопримечательностей Рима и готовил сообщение, затем команда соединила все сообщения в одну экскурсию и представила ее на уроке. Виртуальная экскурсия позволила не только познакомиться с архитектурными памятниками Древнего Рима, но обобщить весь ранее собранный материал, т. к. рассказывая о Колизее, надо было сообщить кем и для чего он был построен, а значит вспомнить любимые развлечения римлян, рассказывая об акведуках, напомнить в каких домах жили римляне и как там обеспечивался комфорт и т.д.