СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по пьесе М.Горького "На дне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: проанализировать художественное своеобразие пьесы и раскрыть её социально-философское содержание.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по пьесе М.Горького "На дне"»

Практическая работа: «М. Горький «На дне»».

Цели:

– определить линии жизни героев, их жизненный путь;

– продолжить развитие умения работать с текстом произведения, умение делать выводы из прочитанного,

– развивать навык самостоятельного чтения художественной литературы.

Оборудование:

– пьеса М. Горького «На дне»

– учебник


Задание 1. Составьте конспект по плану, используя теоретический материал о пьесе «На дне»:

  1. Год написания пьесы.

  2. История создания.

  3. Тема произведения.

  4. Композиция пьесы.

  5. Жанр.

  6. Направление.


Задание 2. Используя теоретический материал (раздаточный, статья учебника стр.128-139), заполните таблицу.

Герой

Профессия, чем занимается

Прошлое

О чём мечтает

Как отнёсся к утешению Луки

Судьба героя

Васька Пепел






Актёр






Клещ






Анна






Настя






Бубнов






Барон






Сатин







Задание 3.Ответьте на вопросы.

  1. Какие конфликты выделяются в пьесе?

  2. Какую черту русского национального характера автору удается вскрыть в данном произведении?

  3. В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?

  4. Прочитайте монолог Сатина. Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?

Сатин. Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он – молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!..

5. Какие проблемы пьесы, на ваш взгляд, остаются актуальными для современности?