СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по родному языку "Орфоэпические нормы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по родному языку "Орфоэпические нормы"»

Задания "Орфоэпические нормы"

Задание 1. Укажите, как произносятся согласные перед буквой Е (твердо, мягко или допускается вариантность). При выполнении упражнения пользуйтесь орфоэпическими словарями русского языка.

1)артерия, бактерия, бассейн, бизнес, брюнет, бутерброд, ватерлиния,велотрек, дегустация, декан, декольте, декор, депо, депрессия, зеро, компетенция, компьютер, кредо, крем, лазер, сервис, сессия, тест, эссенция.

Задание 2. Образуйте от существительных прилагательные с указанными суффиксами и поставьте ударения. Среди образованных прилагательных выделите те, в которых ударение сохраняется на том же слоге, что и у существительных.

Суффикс -ов- (-ев-): вал, герб, груша, джинсы, кедр, кета, лавр, опт, пики (карточная масть), пихта, подросток, пух, слива, спирт, текст, цех, шелк, язык;

Суффикс -н-: договор, запас, козырь, мизер, мозаика, переход, пурпур, свекла, сустав, устав;

Суффикс -(е)ск-: завод, знахарь, рекрут, Украина, ухарь;

Суффикс -чат- (-ат-): брусок, внук, губа, зуб;

Суффикс -ист-: искра, мускул, сахар.

Задание 3. Поставьте правильно ударение в инфинитивных формах глагола, обратившись к орфоэпическим словарям.

На -ить: вперить, закупорить, искриться, облегчить, окислить, окислиться, опошлить, осведомить, откупорить, перчить, предвосхитить, пригубить, принудить, приструнить, расклешить, слезоточить, убыстрить, углубить, усугубить;

На -ировать: блокировать, бомбардировать, запломбировать, костюмировать, нормировать, пломбировать, премировать, экипировать;

На -ать: алкать, баловать, бряцать, исчерпать, квохтать, ходатайствовать, черпать;

На -еть: индеветь, плесневеть, ржаветь;

На -уть: кашлянуть.



Задание 4. Образуйте от указанных глаголов формы настоящего (или будущего простого) времени, 3-го лица ед. числа, поставив ударение.

Включить, вручить, заключить, звонить, кружить, насадить, предложить, разлучить, сверлить, сорить, шевелить.



Задание 5. Поставьте правильно ударения и объясните значение неизвестных слов:

1. Религия: акафист, анафема, благовест, вероисповедание, крестное знамение, Покрова на Нерли (церковь), постриг (обряд), прозорливый, просвира, просфора, скуфья, храмина, христианин.

2.Человек: бармен, интервьюер, карфагенянин, латинянин, м стюард, танцовщица, феномен (о необычном человеке), филистер, хозяева (хозяевам), челядин, шляхетство, эксперт.

3.Природа: вальдшнеп, камбала, пихта, плато, ракушка, ревень (ревеня), слепень (слепня), спорыш (спорыша).

4.Пища: арахис, арбузище, рожки, свекла, тефтели, творог, торты, ушки, щавель (щавеля).

5.Медицина: аммиак (аммиака), диоптрия, диспансер, коклюш, кровоточащая, лишай (лишая), ломота, реанимобиль, суставная боль, флюорография, ягодицы.