УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1
«РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ»
Составитель: Михневич Татьяна Антоновна, преподаватель методики физического воспитания и развития детей
Обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных предметов Протокол №______
от ___________________________
2022
Практическая работа №1
Тема работы: «РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ»
РАЗДЕЛ 1 «ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ»
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ | РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ |
II УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ |
Научиться отбирать содержание учебной программы дошкольного образования по обучению детей разных возрастных групп подвижной игре. | Анализирует требования учебной программы дошкольного образования по обучению детей разных возрастных групп подвижной игре. |
III УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
Научиться разрабатывать план-конспект поведения подвижной игры. | Учащийся разрабатывает план-конспект проведения подвижной игры. |
РАЗДЕЛ 2. «ОСНАЩЕНИЕ РАБОТЫ»
Об утверждении учебной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 4 авг.2022 г., № 229//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/08/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf. – Дата доступа: 30.10.2022
Памятка по разработке плана-конспекта поведения подвижной игре (Приложение 1)
3. Схема анализа плана-конспекта обучения подвижной игре (Приложение 2)
РАЗДЕЛ 3 «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ»
В учреждении дошкольного образования подвижная игра незаменимое средство физического воспитания. Рассмотрим методику проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп.
При проведении подвижной игры выделяют алгоритм методики:
подготовка к игре: выбор места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;
2) сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ — кто в прятки идет»). Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут;
3) создание интереса игре: привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображен? (Кот и мышки). Давайте поиграем в эту игру», загадать загадку на тему игры;
4) объяснение игры должно быть кратким, понятным, интересным, эмоциональным с учетом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группе объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;
5) распределение ролей: водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Сережа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределять с помощью считалочки, «волшебной палочки», дети могут сами выбирать водящего;
6) руководство игрой: в ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений, увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика — снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60 %;
7) окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил. В младшей группе следует похвалить детей за старание, интерес. В средней и старшей группе обязательно отметить выполнение правил, качество движений [4, с. 88-89].
В особой похвале нуждаются робкие и застенчивые дети и те, у которых впервые виден результат. Не следует сравнивать детей друг с другом, постоянно выделять тех, чьи успехи всегда на виду. Критерии оценки эффективности подвижной игры: выполнение правил; оптимальность физической нагрузки, моторная плотность; интерес детей к игре, психологический комфорт. Игру следует прекращать чуть раньше, чем этого захотят дети.
В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Пузырь» и др. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. Движения в играх простые, часто они сопровождаются стихотворным текстом («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч» и др.). При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. В игре все дети выполняют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики.
Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения более разнообразны (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Объяснение игры дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ.
Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения.
Постепенно педагогический работник приучает малышей выполнять в игре ответственные роли. Назначая на роль, старается соблюдать очередность. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах [2, с. 109-110].
В среднем дошкольном возрасте в игры детей включаются не только те образы, которые дети непосредственно видят, но и те, с которыми они знакомятся с помощью сказок, рассказов взрослых, мультфильмов и картинок («Цветные автомобили», «Совушка», «Кони», «Птички и кошка» и др.). Усложняются условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, быстроте, выдержке. Правила в играх также усложняются, вводятся ограничения действий: бегать в определенном направлении, пойманным – отходить в сторону или выполнять назначенное педагогическим работником дополнительное движение. Проводятся игры с соревновательной направленностью, сначала индивидуального характера («Пробеги – подпрыгни», «Подбрось – поймай»), а затем и коллективного («Чья колонна быстрей построится?», «Мяч через сетку», «Переправа»). Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут затруднить играющих. Важно убедиться, что дети поняли условия игры. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих детей. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем всем остальным детям группы. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогическим работником. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, дает указания на правильность выполнения движений, оценивает двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку.
В старшем дошкольном возрасте в подвижных играх детей используются более сложные движения, отличающиеся координированностью и точностью («Догони свою пару», «Два Мороза», «Волк во рву», «Зайцы в огороде» и др.). Увеличивается количество игр, в которых нет образов («Быстро возьми, быстро положи», «Поймай и попади»). Правила игр усложняются, они формируют у ребенка умения управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, ориентироваться в пространстве, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе игры-эстафеты с элементами соревнования.
При объяснении новой игры педагогический работник раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов, уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-нибудь из детей повторить содержание. После этого, пользуясь пространственной терминологией (налево, направо, впереди, рядом), взрослый указывает местоположение играющих, распределяет роли. Назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой.
В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу 2-3 водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дети учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений. [2, с. 111-112].
РАЗДЕЛ 4 «ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ»
Изучите памятку по разработке плана-конспекта занятия по обучению подвижной игре детей (Приложение 1).
Разработайте план-конспект занятия по обучению детей подвижной игре:
для детей от 3 до 4 лет (вид движения - прыжки),
для детей от 4 до 5 лет (вид движения - бег).
Для детей от 5 до 6 лет (вид движения - лазание)
Выполните анализ разработанного плана-конспекта занятия по обучению детей подвижной игре по схеме (Приложение 2)
Приложение 1
Памятка по разработке плана-конспекта занятия
по обучению детей подвижной игре
Изучите требования учебной программы дошкольного образования (2022 г.) по обучению детей подвижной игре.
Определите подвижную игру с учетом темы недели, возраста детей, сезона, места проведения, требований учебной программы дошкольного образования.
Определите задачи по обучению подвижной игре (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста): оздоровительные, образовательные, воспитательные (с учетом требований учебной программы дошкольного образования).
Изучить содержание отобранной подвижной игры (прочитайте содержание игры не менее 2-3 раз).
Разработайте конспект занятия по обучению подвижной игре по определенной форме:
Тема подвижной игры;
возрастная адресованность;
место проведения (групповая комната, физкультурный зал, участок учреждения дошкольного образования);
задачи подвижной игры (оздоровительные, образовательные и воспитательные)
оборудование и атрибуты, инвентарь к игре (указать конкретно количество и размеры. Например, мяч диаметром 20 см (15шт.);
ход обучения игре
Запись оформите в таблице:
№ п/п | Содержание | Дозировка | Темп | Организационно-методические указания |
| | | | |
В графе «Содержание» укажите кратко содержание подвижной игры (игровая карточка), а также выполнить графическую разметку расположения детей и педагога при обучении подвижной игре.
В графе «Дозировка» укажите количество повторов подвижной игры: для детей от 3 до 4 лет - 3-4 раз, для детей от 4 до 5 лет - 4-5раз, для детей от 5 до 6 лет - 5-6).
В графе «Темп» укажите темп проведения подвижной игры (медленный, быстрый, умеренный).
В графе «Организационно-методические указания» укажите алгоритм методики обучения подвижной игре и распишите приемы обучения, используемые на занятии
6. Выполните графическую разметку расположения детей и педагога при обучении подвижной игре.
7. Соблюдайте аккуратность, не допускайте орфографических ошибок в оформлении плана-конспекта.
Примечание* При разработке конспекта, руководствуйтесь алгоритмом методики проведения подвижной игры, представленным в разделе 3 «Основные теоретические сведения».
Приложение 2
Схема анализа плана-конспекта обучения подвижной игре
Соответствие задач обучения подвижной игре возрастной группе, требованиям учебной программы дошкольного образования (2022 г.)
Наличие в конспекте комплексных задач по обучению подвижной игре (образовательных, воспитательных и оздоровительных).
Выдержанность алгоритма методики обучения детей подвижной игры (сбор на игру, создание интереса к игре, объяснение игры, распределение ролей и выбор водящего, руководство ходом игры, подведение итога игры).
Соответствие приемов обучения игре возрасту детей и этапу обучения подвижной игре.
Целесообразность размещения детей и педагога, представленного в графической разметке
Выдержанность требований к структуре оформления конспекта по обучению детей подвижной игре, аккуратность, отсутствие орфографических ошибок.
РАЗДЕЛ 5 «ФОРМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ»
Сделайте заключение и выводы о результатах работы, степени реализации целей обучения в рамках выполнения практической работы № 1.
Практическая работа № 1________________________________
Номер учебной группы _________________________________
Фамилия, инициалы учащегося _______________________
Дата выполнения работы ________________________________
Тема работы: __________________________________________
Цель работы: __________________________________________
Задание: ______________________________________________
Оснащение работы: _____________________________________
Результаты выполнения работы: ___________________________
РАЗДЕЛ 6 «КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ»
Укажите алгоритм методики проведения подвижной игры.
От чего зависит подбор подвижной игры?
Проследите усложнение задач по обучению детей подвижной игре в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования (2022 г.).
Укажите приемы создания интереса к игре, используемые педагогом в разных возрастных группах?
Объясните, почему нельзя начинать объяснение игры с распределения ролей?
Как строится объяснение игры в зависимости от возраста?
Как строится объяснение игры в зависимости от уровня подготовленности детей?
Каковы педагогические требования к объяснению игр?
Почему назначение на главную роль должно быть мотивировано?
Почему считалки, как прием выбора на роль водящего, используют в старшей группе? Какие требования предъявляются к считалке?
Почему воспитатель в младшей группе должен играть вместе с детьми?
С какой целью варьируются и усложняются подвижные игры?
РАЗДЕЛ 7 «РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Об утверждении учебной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 4 авг.2022 г., № 229//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2022/08/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf. – Дата доступа: 30.10.2022
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – 3-изд., испр.- Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 287 с.: ил.
Шебеко, В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждниях: Учеб. для учащихся пед. колледжей и училищ/В. Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. - Минск, Унiверсiтэцкае, 1998.- 184с
Шишкина, В. А. Методика физического воспитания : учеб. пособие / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - Минск:Літаратура і Мастацтва, 2011. - 176 с.
Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». № 2002 «Дошкол.воспитание».-3-изд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение,1984. - 208с., ил.
Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 88 с.