Модуль. Производство и технологии
Класс. 5
Тема практической работы. Изготовление игольницы «Шляпка»
Планируемые образовательные результаты практической работы:
- личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со - сверстниками;
- привитие самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
- обучение рефлексии учебной деятельности;
- умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь.
-умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде,
- метапредметные:
Познавательные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Регулятивные: умение принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы, удерживать цель деятельности до получения её результата при практической деятельности.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, соблюдать правила общения.
- предметные:
знакомство с терминами и понятиями: шаблон, текстильные материалы, наполнитель, стежок, стежок через край, потайной стежок;
освоение названий инструментов: клеевой пистолет, циркуль, ручная игла, ножницы;
изучение приёмов работы: создание деталей по шаблону, раскрой, сметывание, приметывание, приклеивание;
умение выполнять трудовые операции: пользоваться циркулем, раскраивать детали, прокладывать прямой стежок через край, создавать потайной стежок;
способность объяснять порядок технологических операций, этапы выполнения работы;
умение самостоятельно выполнить аналогичное изделие, соблюдая технологическую последовательность, или другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты.
- умение организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
– умение грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией.
Содержание практической работы:
Цель: научить основам работы с текстильными материалами ручными приемами, познакомить с правилами ТБ при работе с ручными инструментами, развивать эстетический вкус и аккуратность в работе.
Оборудование и материалы:
Циркуль
Ножницы
Линейка
Простой карандаш
Игла для ручных работ
Термопистолет
Мел
Диск
Картон
Нитки
Ткань 31х36 см
Синтепон
Атласная лента
Декоративные цветы
Задание:
Выполнить шаблон детали на картоне;
Раскроить детали игольницы на ткани;
Проложить сметочную строчку;
Соединить детали кроя;
Окончательная отделка (наполнить, прикрепить декор)
Технологическая карта
Последовательность технологических операций | Материалы, инструменты |
Изготовление шаблонов (полоса 21х3 см, круги диаметром 15 и 20 см) | Картон, простой карандаш, ножницы, циркуль |
Подготовить ткань для работы (проутюжить) | Ткань, утюг |
Обвести шаблоны кругов на изнаночной стороне ткани | мел |
Вырезать детали | ножницы |
На расстоянии 5 мм от края большого круга проложить стежки через край, расстояние между проколами 1 см | Иголка, нитки |
Уложить внутрь детали круг и стянуть деталь. | |
Равномерно распределить сборки, стянуть и закрепить отверстие | Иголка, нитки |
Картонную полосу склеить в кольцо, заполнить синтепоном | Картонная деталь 21х3 см |
по краю малого круга проложить аналогично стежки, вложить деталь, наполненную синтепоном и стянуть круг | Ткань, нитки, иголка, кольцо с синтепоном |
| |
Равномерно распределить сборки, закрепить отверстие | Нитки, иголка |
Соединить полученные детали (поля и тулья) потайными стежками | Детали , нитки, иголка |
Декорировать полученное изделие атласной лентой с помощью термопистолета | Термопистолет, клей, атласная лента |
Добавить к декору цветочки | Цветы для декора, термопистолет |
Чек-лист выполнения практической работы
Технологическая операция | Критерий оценки | Балл |
Изготовление шаблонов и выкроек по ним | Правильность изготовления кругов, перенос изображения на ткань по шаблону, раскрой ткани | 1 |
Изготовление полей шляпы | Качество работы | 1 |
Изготовление тульи шляпы | Качество работы | 1 |
Соединение деталей изделия | Качество соединения | 1 |
Декорирование изделия | Аккуратность и эстетичность | 1 |
| Итого: | 5 |
Вывод: в ходе выполнения игольницы, учащиеся освоили основные операции по обработке ткани и работе с ручными инструментами. Они научились выполнять шаблон, раскрой, смётывание, соединение деталей, а также собирать игольницу, соблюдая технологическую последовательность и правила безопасности. Эти навыки могут быть применены при создании других изделий из ткани.
Критерии оценки
| Оценка процесса | Баллы | Оценка |
1 | Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
2 | Соблюдение дисциплины, правил делового общения | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
3 | Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
4 | Соблюдение/качество выполнения технологических операций | Выполняется полностью верно - 1 Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5 Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0 | |
5 | Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия. В однодетальных изделиях критерий не применяется | Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1 Последовательность нарушена – 0 | |
| Итого | 5 | |
| Оценка результата | | |
1. | Создание шаблонов и выкроек | Соответствие размерам-1 Есть погрешности -0,5 Не соответствуют размерам-0 | |
2. | Качество выполнения деталей | Аккуратное-1 С ошибками-0,5 Небрежное-0 | |
3. | Качество декорирования | Аккуратное -1 С ошибками-0.5 Небрежное-0 | |
4. | Внешний вид | Отличный – 1 Хороший-0,5 Удовлетворительный - 0 | |
5. | Наличие вывода | Сделан – 1 Не сделан- 0 | |
| Итого | 5 | |