ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИНЯТО методической комиссией филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46 Протокол от «___»______20__г №___ | УТВЕРЖДАЮ Руководитель филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46 О.В. Музыка «___»___________20___г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для проведения практических занятий
по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ»
основной программы профессионального обучения
(профессиональной подготовки)
по профессии 12680 «Каменщик»
20____
Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических работ по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ» в ФКП образовательном учреждении № 46. Содержат рекомендации и задания согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик", утвержденного приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1150н "Об утверждении профессионального стандарта «Каменщик».
Разработчик:
Музыка Ирина Владимировна, преподаватель ФКП образовательного учреждения № 46.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Инструкции к практическим занятиям | 3 |
2.13 | Практическое занятие №13 | |
3. Критерии оценки | Критерии оценки | |
4. | Заключение | |
5. | Список литературы и электронных ресурсов | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Пояснительная записка
Данные методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ», предназначены для обучающихся ФКП образовательном учреждение № 46 по программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии 12680 «Каменщик».
Знания физических, механических, технологических, экологических и эстетических характеристик различных видов конструкционных материалов имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
Цель практических занятий по учебной дисциплине МДК:
обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
формирование умений применять полученные знания на практике,
реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие общих и профессиональных компетенций;
развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;
выработка при решении поставленных задач таких профессионально-значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, инструкции, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.
По учебному плану на дисциплину выделено 138 часов из них на практические занятия - 28 часов.
№п\п | Наименование темы согласно плану | Тема практического занятия | Количество часов. |
1 | Тема 4.1 Выполнение монтажных работ при возведении кирпичных зданий. | Практическая работа № 13. Правила перемещения грузов. | 2 |
В результате выполнения практических занятий обучающийся должен уметь:
- выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;
- подбирать требуемые материалы для каменной кладки;
- приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки;
- организовывать рабочее место;
-устанавливать леса и подмости;
- создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ;
- читать чертежи и схемы каменных конструкций;
- выполнять разметку каменных конструкций;
Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.
Оценка за выполнение практического занятия выставляется по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.
В случае пропуска практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить его самостоятельно внеаудиторно, либо в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.
Выполнение всех практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.
Практическое занятие №13.
ТЕМА: Правила перемещения грузов.
Цель: познакомить обучающихся, с правилами перемещения грузов.
Уважаемый обучающийся!
в результате выполнения этой работы вы узнаете правила перемещения грузов.
выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.
Оборудование:
тетрадь, линейка, карандаш.
плакаты.
наглядные пособия.
Справочная литература:
1. Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.
2. Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.
3. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
Порядок выполнения работы
Изучите информационный блок.
Правила перемещения грузов.
Перемещать груз в горизонтальном направлении можно лишь тогда, когда он предварительно поднят на 0,5 м выше встречающегося на пути оборудования, штабелей груза и других предметов.
Подъем, перемещение и опускание груза не должны производиться при нахождении людей под грузом. Нельзя выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственным телом, а также поправлять стропы на весу.
Во время подъема, перемещения и опускания груза не допускается производить оттягивание его, так как это может привести к самопроизвольному расцеплению стропов или опасному раскачиванию груза.
Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема и перемещения, если груз висит на высоте не более 1 м от уровня площадки (пола цеха, платформы и т.п.), на которой находится стропальщик.
Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:
а) на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
д) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк);
е) погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам;
з) перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
к) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств;
л) перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;
м) груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
н) при перемещении стрелового крана с грузом положение стрелы и нагрузка на кран должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации крана.
При перемещении конструкций или оборудования расстояние между ними и выступающими частями смонтированного оборудования или других конструкций должно быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали - не менее 0,5 м.
Правила безопасности при строповке различных объектов Одними из наиболее распространенных приспособлений для перемещения грузов различного типа выступают стропы. Они могут отличаться как своим материалом (текстильные или канатные), так и типом крепления (кольцевые, петлевые, с крюком и т. д.). Таким образом, стропы являются достаточно универсальными, так что их применяют в различных сферах.
При использовании подобных устройств, стоит не только придерживаться правил безопасной эксплуатации строп, а также соблюдать особенности их хранения и транспортировки, но и досконально знать все инструкции, связанные со строповкой грузов снастями.
Среди основных правил безопасности при строповке грузов, стоит выделить:
К работе допускаются исключительно лица старше 18 лет, которые прошли инструктаж и другую необходимую подготовку;
Для защиты в обязательном порядке необходимо использовать спецодежду (комбинезон, рукавицы, каску и пр.);
При обвязке грузов нельзя, чтобы стропы перекручивались или на них были узлы;
В случае транспортировки объектов с острыми углами, следует пользоваться специальными проставками, что предотвращает протирание снастей;
Если не используются все ветви многоветвевых строп, следует надежно закрепить их (так ветви не будут задевать сторонние предметы).
Также при поднятии типовых объектов нужно придерживаться схем строповки разных видов грузов. Ни в коем случае не допускается транспортировка объектов без ознакомления со схемой.
Правила перемещения грузов вручную В то же время, не всегда для работы с грузами используют специальное оборудование или снасти. В ряде случаев допускает ручное поднятие и перемещение тяжестей. В таких работах могут участвовать исключительно совершеннолетние люди, которые прошли предварительный медицинский осмотр, а также ознакомлены с инструкцией по охране труда.
В ходе выполнения таких работ стоит придерживаться следующих правил:
Мужчины могут работать с грузами весом до 50 килограмм, (при этом в общий вес включается также масса тары);
Женщины могут поднимать грузы весом до 10 килограмм (такие функции должны чередоваться с другой работой, поднятие тяжестей происходит не чаще, чем 2 раза в час). На протяжении всей рабочей смены допускается поднятие объектов весом до 7 кг (не более 350 кг в час при поднятии с рабочей поверхности, а также 175 кг с пола);
При необходимости поднятия грузов на высоту более чем 3 м, все должно быть механизировано;
Для транспортировки баллонов со сжиженным газом необходимо использовать специальные тележки;
Длинноразмерные грузы рабочие должны нести на одних и тех же плечах.
Соблюдение этих и других правил работы с грузами является лучшим способом предотвращения непредвиденных происшествий. Стоит помнить, что придерживаясь ряда простых инструкций, можно сохранить материальные ценности, а также жизнь и здоровье людей.
Условные знаки сигнализации.
Для поднятия и перемещения грузов стропальщики используют рации или специальные условные знаки для передачи сигналов крановщику. Стропальщик должен отличаться спецодеждой от других работников.
Рекомендуемая спецодежда: каска и жилет желтого (оранжевого) цвета, рубашка – голубого, нарукавная повязка красного.
Зарисуйте таблицу условных сигналов в тетрадь.
Разбейтесь на пары и попробуйте повторить условные сигналы.
Ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1.Как организовано рабочее место каменщика при облицовке глухих участков стен одновременно с кладкой?
2. Как организовано рабочее место каменщика при облицовке простенков одновременно с кладкой?
Заключение
Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик".
Тематика и содержание практических работ направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.
Данная методическая разработка рекомендуется к использованию для проведения практических занятий по МДК.03.01. «Технология каменных работ», для профессии 12680 «Каменщик».
Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям общепрофессионального учебного цикла при подготовке к практическим занятиям.
Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.
При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно- следственные связи, делать необходимые выводы.
Воспитание творческого отношения к избранной профессии является необходимым фактором в подготовке квалифицированного специалиста.
3. Критерии оценки
Оценка | Критерии |
Полнота выполненного задания | Самостоятельность при выполнении задания | Контрольные вопросы | Оформление |
5 | Обучающийся полностью справился с заданием. Заполнил таблицы. Правильно выстроил алгоритм выполнения задания. | Задание выполнено обучающимся полностью самостоятельно | Правильно даны ответы на контрольные вопросы. Грамотно использована определённая терминология. | Оформление схем, таблиц и записей в тетради соответствует требованиям. Использована профессиональная терминология. |
4 | Обучающийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в определении. Алгоритм выполнения задания имеет небольшие недостатки. | Задание выполнено обучающимся самостоятельно. В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателем для уточнения правильности своих действий. | Имеются ошибки в ответах на вопросы. Слабое знание терминологии. | Оформление схем, таблиц и записей в тетради в основном соответствует требованиям. Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии. |
3 | Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в алгоритме выполнения. | Задание выполнено обучающимся с помощью дополнительного источника информации. | Допущены грубые ошибки при ответах. | Допущено множество ошибок в оформлении схем, таблиц и записей в тетради. Наблюдаются затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии. |
2 | Задание не выполнено | Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено. | Отсутствуют ответы на контрольные вопросы | Ошибки в оформлении схем и таблиц, отсутствие записей в тетради. Профессиональная терминология отсутствует |
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.
Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.
Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
Дополнительные источники:
Журнал «Сам себе мастер» Главный редактор Юрий Столяров ООО «Гефест-Пресс» 2014г.
Общестроительные работы: Наглядное пособие / Сост. И.И. Чичерин, Н.И. Чичерин/. - М.: ИЦ "Академия", 2004.
Чичерин Н.И. Альбом: Общестроительные работы Уч.пос. НПО – М.: ИЦ "Академия" 2004.
Сугробов Н.П. Общестроительные работы Уч. пос., НПО - М.: ИЦ Академия"2008.9. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело (учебник для НПО) - М.: ИЦ "Академия", 2007.