Практическая работа по теме «Словари русского языка»
Задание 1. Докажите, что слова семья, кухня, ученик являются многозначными. Выпишите из Толкового словаря русского языка все значения этих слов, пронумеровав каждое значение и приводя примеры из словарей.
Задание 2. Поставьте ударение в каждом слове. Обращайтесь к словарю ударений или к рубрике «Произноси правильно», которая есть в конце учебника по русскому языку.
Баловать, бензопровод, газопровод, добыча, звонит, красивее, намерение, премировать, прибыл, средствами, средство.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в слова. Обращайтесь к орфографическому словарю русского языка.
Б..гряный, б..гатырь, б..рдовый, в..т..ран, иску..тво, ко..екция, к..мандир, ми..иард, п..рила, пр..ключение, профе..ия, с..ст..зание, телегра..а, экз..мпляр.
Задание 4. Объясните письменно значения паронимов (слова, похожие по написанию и звучанию, однокоренные, но разные по значению). Обращайтесь к Толковому словарю русского языка или Словарю паронимов. С любыми словами составьте предложения.
Бережный ˗ Бережливый; Адресант ˗ Адресат; Жёсткий ˗ Жестокий.
Задание 5. Объясните письменно, как вы понимаете эту фразу: «Словарь ˗ это вся вселенная в алфавитном порядке» (А. Франц, писатель).
Задание 6. Объясните значение фразеологизмов. Воспользуйтесь словарём фразеологизмов.
«Без сучка и задоринки», «Во всю Ивановскую», «Гвоздь программы», «Жёлтая пресса». Как вы думаете, что придаёт речи использование в ней фразеологизмов?
Задание 7. Прочитайте стихотворение М. Матусовского. Напишите, что вы знаете о В. И. Дале и его труде: создании Толкового словаря русского языка.
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незабываема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть, запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все также нужен почему-то,
А Даль незаменим.
Тренировочные упражнения по нахождению речевых ошибок в тексте.
35.В предложении «Получив новое задание, перед группой возникли трудности» допущена ошибка:
А) неверный порядок слов
Б) неверное употребление местоимения
В) независимый деепричастный оборот+
Г) неоправданное сужение состава фразеологизма
37.Речевая ошибка ПЛЕОНАЗМ проявляется в словосочетании:
А) июнь месяц +
Б) окружить вокруг
В) по получении оного
Г) значительно меньшее увеличение
39. Грамматическая ошибка НЕВЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМЫ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО проявляется в словосочетании:
А) четырем двенадцатым
Б) восемьсот сорока восьми+
В) две тысячи седьмого года
Г) тысячи восьмисот сорока двух
40. Выберите с/с, в котором отсутствуют речевые ошибки:
А) необычный феномен
Б) снизилось количество пенсионеров
В) принятие решительных решений
Г) неизвестный пловец из Голландии+
47. Найди речевую ошибку:
А) Жилые комплексы возникнут в новых районах.+
Б) Жилые комплексы будут построены в новых районах.
48. Найди речевую ошибку:
А) Успехи сына причинили матери радость.+
Б) Успехи сына доставили матери радость.
49. Найди речевую ошибку:
А) Он принимал желательное за действительное.+
Б) Он принимал желаемое за действительное.
50. Найди речевую ошибку:
А) Девочка нянчила младшего братишку, хотя шел только десятый год.+
Б) Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шел только десятый год.
51. Найди речевую ошибку:
А) Катерина заранее предчувствует свою гибель.+
Б) Катерина предчувствует свою гибель.
52. Найди речевую ошибку:
А) Поезда будут следовать согласно расписания.+
Б) Поезда будут следовать согласно расписанию.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 1 |
В этих предложениях есть ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Исправьте ошибки. |
1. Сердечно поздравляем Вас с постигшим Вас юбилеем. 2. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. 3. Уровень благосостояния в нашем городе из года в год увеличивается. 4. Рассчитывать на успех можно было только при наличии вооружения пехоты достаточным числом оружия. 5. Мы никогда не задумываемся, почему люди делают подвиги. 6. Большая половина класса успешно справилась с контрольной работой. 7. Дети пристально следят за чистотой своих парт. 8. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу слабой игры вратаря и защитника. 9. Казалось бы, не все ли равно, какое имя носит судно? 10. На берегу Охотского моря вырос молодежный город Оха. Имя города происходит от нивхского восклицания «охэ!». |
УПРАЖНЕНИЕ 2 |
В этих примерах допущены ошибки – смешение паронимов. Исправьте ошибки в употреблении паронимов. |
1. Какие-то жалкие, согнутые, точно их сложила пополам болезнь, брели люди с земляными озябшими лицами. (Вл. Лидин) 2. Он сидел снова замкнутый, точно погруженный в свои инженерские расчеты. (Вл. Лидин) 3. Особенно вкусен, кристально прозрачен и ароматичен березовый сок нынешней весной. 4. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость. 5. Преподаватель представил учащимся полную свободу в выборе темы для сочинения. 6. Надо тактично намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные тактические решения. |
УПРАЖНЕНИЕ 3 |
Исправьте ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов. |
1. На зеленых насаждениях появились первые листочки. 2. Двадцатые годы XIX века – время разгула декабризма. 3. На траве, на листьях сверкали атмосферные осадки. 4. Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луга. 5. Самое трудное – установить диагноз, определить характер хвори. 6. Доколе мы будем терпеть ваше хамство? 7. «Назад!!!» – страшным голосом закричал Родик, и очередь шарахнулась в ужасе от кареты. (В.Кунин) |
ИСПРАВЛЕННЫЕ ВАРИАНТЫ
УПРАЖНЕНИЕ 1
1. Сердечно поздравляем Вас с юбилеем!
Ср.: Выражаем соболезнование в связи с постигшим Вас несчастьем (горем).
2. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
Ср.: Большинство учеников, но большая часть класса.
3. Из года в год растет благосостояние жителей нашего города.
4. Рассчитывать на успех можно было только при наличии у пехоты достаточного количества оружия.
5. Мы никогда не задумываемся, почему люди совершают подвиги.
6. Большинство учеников в классе справилось с контрольной работой.
7. Дети следили за чистотой своих парт.
8. Противнику удалось забить две первые шайбы из-за слабой игры вратаря и защитника.
9. Казалось бы, не все ли равно, какое название носит судно?
10. Название города происходит от нивхского восклицания «охэ!».
УПРАЖНЕНИЕ 2
1. …брели люди с землистыми озябшими лицами.
2. … погруженный в свои инженерные расчеты.
3. …ароматен березовый сок нынешней весной.
4. Отдых снимает нервное напряжение и утомление.
5. Преподаватель предоставил учащимся полную свободу в выборе темы сочинения.
6. …что он не должен сам принимать столь ответственные решения.
УПРАЖНЕНИЕ 3
1. На деревьях и кустарниках появились первые листочки.
2. Двадцатые годы XIX века – время расцвета декабристских идей.
3. На траве, на листьях сверкали капли дождя.
4. Пастух зовет своих товарищей выгонять буренок на луга.
5. Самое трудное – поставить диагноз, определить характер болезни.
6. До каких пор мы будем терпеть ваше хамство?!
7. … и очередь шарахнулась от кареты.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Люди верили в неминуемую победу – Люди верили в неизбежную победу.
2. Удешевить себестоимость продукции – вот наша задача. – Снизить себестоимость продукции…
Сосед влачил жалкое сосуществование – жалкое существование.
Упражнение № 1
Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).