Практическая работа
«Повесть временных лет» о Крещении Руси
Вопрос 1. Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
Вопрос 2. Какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя?
Вопрос 3. В чем заключался характер крещения? Почему славяне противились принятию христианства? Почему языческие верования на Руси еще очень долго сохранялись?
«В год 6497 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслён, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же ваша вера?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина… Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жён, и изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех. Та и будет ему женой…» Владимир же слушал их… Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без этого быть!» Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные Папой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе Папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звёзды и месяц, и всё, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: «В чём заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе: если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию», - как сказал учитель наш Павел». И сказал же Владимир иноземцам: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова» И спросил Владимир: «Где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая от начала мира.. Мудро говорят они, чудно их слушать, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки…»
«В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «…Что же вы посоветуете, что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их» . Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите ещё к немцам, высмотрите у них всё, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, видели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?». Они же рассказали ему всё. И пошёл с русскими в церковь и поставил их на лучшем месте, показав им красоту церковную, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они были в восхищении, дивились и хвалили службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите же в землю вашу» и, и отпустили с богатыми дарами великими и с честью. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними», - обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храме их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем мы, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.» Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И ответил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».
«Повесть временных лет». Корсунская легенда.
«И когда прошёл год, в 6496 (988) году Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полёта стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско своё, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, - корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её к себе в город, и сыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше., а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав в ней: «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это – крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошёл в город с дружиною своей, и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу.» И, услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников; если крестишься, то и её получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анна, и послали к Владимиру, говоря: « Крестись, и тогда пошлём сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: « «Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдёшь, то сделают нам то же, что в Корсуни». И едва принудили её. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели её в город, и посадили её в палате. По божественному промыслу разболелся Владимир в то время глазами и ничего не видел. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив своё внезапное исцеление, Владимир прославил бога: «Теперь узнал я бога истинного». Многие из дружинников, увидев это, крестились… По крещении Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».
«Повесть временных лет» о Крещении Руси
После всего этого Владимир взял царицу и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Клемента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи; стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырёх медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы, и про которые невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как откуп за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришёл, повелел опрокинуть идолов – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боровичеву взвозу до ручья, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей… Когда волокли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они ещё святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошёл он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовётся. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте… Люди же, крестившись, разошлись по домам… Владимир же … приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же этих детей плакали о них, как о мёртвых».