Тест или отрывок | Вопросы и задания | Ключи и примерные ответы |
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! | 1. | Перечислите все слова со значением цвета, использованные автором | 1. | Белеет, голубом, светлей лазури, золотой |
2. | Перечислите все слова, выражающие эмоции, состояния | 2. | Одинокий, «что ищет», край родной, «Увы!», «счастия не ищет», «не от счастия бежит», мятежный, покой |
3. | Докажите, что деление текста на строфы зависит от смысла | 3. | «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения. Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром. Анализ 1 строфы В начале стихотворения поэт стоит на берегу и смотрит на виднеющийся парус. Эти два образа – образ паруса и лирического героя- непосредственно связаны с понятием «одиночество». Герой одинок, разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в полном одиночестве. И ни тот, ни другой не могут достигнуть душевной внутренней гармонии. Анализ 2 строфы Здесь лирический герой начинает искать пути спасения от одиночества. И путь для этого выбирает неординарный – борьбу со стихией. Но встречи с бурями не приносят ему счастья. Не принесут и перемен в жизни. Счастье должно быть в самом человеке и не нужно от него бежать. Анализ 3 строфы Третья строфа – это описание картины умиротворения и гармонии мира. Но это длится недолго. Герой желает только одного – обретения душевного покоя, обновления жизни. Но этот процесс, как он считает, возможен только через очистительную бурю. |
4. | Назовите изобразительно-выразительные приёмы, которые использовал автор и укажите их роль в тексте | 4. | Жанр стихотворения – лирическая новелла, написано оно с использованием автором четырехстопного ямба, наблюдается четкая прослеживаемость перекрестной рифмовки, первая и третья строфа в окончании имеют женские рифмы, вторая и четвертая – мужские. Для усиления художественной экспрессии автор использует повторы, анафоры (ищет, что кинул) инверсии, синтаксический параллелизм, приемы олицетворения (волны играют, ветер свищет), эпитеты (луч золотой), метафора (струя светлей лазури), антитеза (стране далекой - краю родном). Строки описания природы и чувств автора разделены с помощью использования многоточий, которые имеют определенное психологическое значение. Применение глаголов делает произведение динамичным и полным жизненной энергии. |
5. | Найдите в стихотворении приметы конкретного художественного метода | 5. | Стихотворение «Парус» построено на антитезе: «ищет» (движение навстречу предмету) - «кинул» (удаление от предмета), «в стране далёкой» - «в краю родном», «под ним» - «над ним». Две последние строки стихотворения также содержат противопоставление: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! |
6. | Укажите черты исторического времени и события биографии автора, которые нашли своеобразное отражение в стихотворении | 6. | Стихотворение "Парус" было создано поэтом в юном возрасте - 17 лет. Написано оно было в Петербурге, куда переехал Михаил Юрьевич, во время прогулки по Финскому заливу. В этом произведении нашли отражения чувства, испытываемые юношей в тот период. До переезда в Петербург он учился в Московском университете на филолога, которым мечтал стать. Но потом бабушка поэта, очень любимая им, стала настаивать на его переезде в Петербург и поступлении в юнкерскую школу. Лермонтов долго размышлял о правильности своего решения, о дальнейшей карьере и судьбе - мысли об этом и стали основой для этого произведения. |
7. | От чего бежит парус и чего он ищет? | 7. | Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»). Несомненно, парус ищет земных тревог, чтобы было с кем слово молвить, чтобы избавиться от своего тотального одиночества, а значит, обрести, наконец, душевный покой. Вот только возможно ли это? Союз как будто в последней строке стихотворения показывает, что лирический герой совсем в этом не уверен... |