Практическая работа
Тема: Строение органов пищеварительного канала
Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы с иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, иллюстрации атласа и др.).
Оборудование: атлас, таблицы, муляжи
Вопросы для самоподготовки:
Пищеварительная система. Структура. Функции.
Полость рта: преддверие и собственно полость рта. Зев.
Органы полости рта: язык, зубы.
Зубы. Строение. Молочные и постоянные. Формула зубов. Прикус.
Язык. Строение. Функции.
Кольцо Пирогова.
Глотка. Функции. Топография. Отделы. Строение стенки.
Пищевод. Функции. Топография. Отделы. Строение стенки.
Желудок. Топография. Функции. Отделы. Строение стенки.
Тонкий кишечник. Топография. Функции. Отделы. Строение стенки.
Толстый кишечник. Топография. Функции. Отделы. Строение стенки.
Отличие тонкого кишечника от толстого.
Брюшина. Значение. Брюшинная полость.
Самостоятельная работа студентов:
1. Обозначить: строение зуба (рис.1), пояснить рис.2 сроки прорезывания молочных зубов Описать формулу постоянных и молочных зубов, пояснив виды и количество зубов
Рисунок 1 Рисунок 2
2.Обозначить рисунок 3. Описать строение, местоположение и функции крупных слюнных желез с их выводящими протоками.
Рисунок 3
3. Описать строение желудка по плану: топография, строение стенок, отделы. Обозначить рис.4
Рисунок 4
4.Обозначить рисунок 5, пояснить:
какие органы пищеварительной системы изображены
какую функцию они выполняют
Рисунок 5
5. Изучить и сравнить строение тонкого и толстого кишечника.
Заполнить таблицу (на отдельной странице).
Кишечник | Длина | Отделы | Строение стенок, особенности |
Тонкий | | | |
Толстый | | | |
6. Изучить строение слизистой оболочки тонкого кишечника. Обозначить рисунок 5.
(зарисовать)
Рисунок 6
Функции ворсинок:______________________________________________________________
7. Вставьте в предложения пропущенные слова:
Наиболее крупной слюнной железой является ______________________________ железа.
Часть зуба, выступающая над десной, называется____________________________.
Место перехода пищевода в желудок – это ___________________________ часть.
Печень располагается в брюшной полости в __________________ подреберье.
На _____________________ поверхности печени выделяют 2 доли: правую и левую.
На висцеральной поверхности печени располагается __________________
Кишечные крипты ___________________________________________
Гаустры кишечника__________________________________________
8. Изучить и обозначить рисунок «Схема расположения органов брюшной полости» (обозначить)
Рисунок 7
А)Назовите отдел пищеварительного тракта (переписать, вставить пропущенные слова):
_________________кишка расположена в левой подвздошной ямке. Она проходит от уровня гребня подвздошной кости вверху до крестцово-подвздошного сочленения внизу, на уровне III крестцового позвонка переходит в прямую кишку. Название кишка получила в связи со своим S-образным ходом. Знание данной анатомической особенности (изгиб слева), объясняет необходимость проведения клизмы - _на__________________
В) Перед инструментальным исследованием толстой кишки обследуемому рекомендуют очистительную клизму объемом 1,0-1,5 л воды комнатной температуры. Почему при этом ускоряется эвакуация содержимого толстой кишки? Чем объяснить отсутствие всасывания данного объема воды в толстой кишке? Некоторые лекарственные препараты резорбтивного действия вводят больным с помощью микроклизм (30-100 мл). Какая функция толстой кишки обеспечивает попадание препарата в кровь? Назовите основные функции толстой кишки.
С)____________________представляет собой слепо заканчивающееся трубчатое образование, просвет которого соединяется с просветом слепой кишки. В среднем длина составляет около 10 см. Диаметр, как правило, не превышает 1 см. На протяжении всей длины имеет канал, который открывается в просвет слепой кишки. В этом месте имеется заслонка в виде складки (заслонка Герлаха). К числу функций относятся: пищеварительная («инкубатор» для бактерий, участвующих в переваривании определённых компонентов пищи, в том числе клетчатки), эндокринная, иммунная.