Настоящий материал представляет собой руководство (инструкцию) к практической работе и предназначен для обучающихся десятых классов. Данная инструкция содержит подробное описание (цель работы, оборудование и реактивы, порядок выполнения и оформления работы), что поможет учителю подготовиться к уроку, грамотно организовать работу обучающихся, быстро проверить правильность их записей по имеющимся образцам. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению материала. Прежде чем приступить к лабораторным и практическим работам, необходимо провести инструктаж по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии с целью предотвращения травм и ожогов, а также порчи лабораторного оборудования.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Свойства раствора уксусной кислоты" (10 класс)»
Практическая работа № 2
Изучение свойств уксусной кислоты
Рабочее место № ___
Цель работы: изучить химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты.
Оборудование (проверить наличие): чистые пробирки (3 шт.), шпатель, держатель для пробирок, спиртовка, спички.
Реактивы (проверить наличие): р-р уксусной кислоты, цинк (гранулы), тв. гидрокарбонат калия (пищевая сода), р-р гидроксида натрия или калия, фенолфталеин (индикатор), , , хлорид железа (III),
Ход работы
Опыт № 1. Взаимодействие с металлами
В чистую пробирку с помощью шпателя или пинцета поместите несколько гранул цинка и прилейте 1-2 мл уксусной кислоты.
Идёт ли реакция при обычных условиях?
Поместите пробирку в держатель и нагрейте её в пламени спиртовки до появления признаков реакции. Изменилась ли скорость реакции?
Запишите соответствующее уравнение реакции, расставьте коэффициенты. Отметьте признаки реакции (наблюдения).
CH3COO-H + Zn → … + …
Наблюдение (признаки реакции): ...
Опыт № 2. Взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации)
В чистую пробирку налейте 1 мл. раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 5-7 капель индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете?
К содержимому пробирки добавьте равное кол-во раствора уксусной кислоты до появления признаков реакции. Что наблюдаете?
О чём свидетельствуют результаты опыта?
Запишите соответствующее уравнение реакции, расставьте коэффициенты. Отметьте признаки реакции (наблюдения).
CH3COO-H + NaOH → … + ...
Наблюдения (признаки реакции): ...
Опыт № 3. Качественная реакция на ацетат-анион (СH3COO- -)
В пробирку с раствором соли, полученной в предыдущем опыте, добавьте несколько капель раствора хлорида железа (III).
Отметьте наблюдения (признаки реакции).
Опыт № 4. Взаимодействие с солями
В чистую пробирку налейте 1-2 мл. раствора уксусной кислоты, затем с помощью шпателя добавьте туда небольшое кол-во (на кончике шпателя) пищевой соды. Что наблюдаете?
Запишите соответствующее уравнение реакции, расставьте коэффициенты. Отметьте признаки реакции (наблюдения).
CH3COO-H + NaHCO3 → … + CO2↑ + …
Наблюдения (признаки реакции): ...
Выводы (по окончанию работы обязательно запишите выводы в тетрадях):
Уксусная кислота проявляет ...
Соли и сложные эфиры уксусной кислоты называются ...
После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!