ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 38
Тема: Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами на море (ПРАС 09)
__________________________________________________________________________________
Цель работы:
1. Классификация аварийных случаев на море
2. Кораблекрушением
3. Эксплуатационным повреждением
4. Аварийным происшествием
5. Инцидент на море
6.Порядок расследования аварийных случаев с судном.
Время выполнения работы 2 часа.
Материальное обеспечение:
1. Планы действий в чрезвычайных ситуациях,
2. Экскурсия на т/х М.Крутов Тема: Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (ПРАС 09)
3. Мультимедийные средства обучения тушению пожара.
4. Методическое пособие по темам.
Ход выполнения лабораторной работы:
1. Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (ПРАС 09)
2. Экскурсия на т/х М.Крутов Тема: Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (ПРАС 09)
3. Заполнить таблицу Классификация аварийных случаев на морских судах.
Контрольные вопросы:
1 Классификация аварийных случаев на море
2. Что считать аварийным происшествием
3. Что счить аварией на судне
4. Что счить эксплуатационным повреждением
5. Какие события включает в себя авария на море
Используемые источники:
1. ПРАС-90 и ИПРАС-92: Классификация, расследование и учет аварийных случаев с судами. - СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2002. - 72 с.
5.Международный кодекс проведения расследования аварий и инцидентов на море. СПб., 1998. С. 6.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (ПРАС 09)
2. Экскурсия на т/х М.Крутов Тема: Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (ПРАС 09)
3. Заполнить таблицу Классификация аварийных случаев на морских судах.
Теоретическая часть практического занятия №1
Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами (ПРАС 09)
Аварийные случаи классифицируются следующим образом:
— кораблекрушение;
— авария;
— аварийное происшествие;
— эксплуатационное повреждение
Кораблекрушением считается:
• АС, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно;
• АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект.
Аварией считается:
• АС, повлекший гибель человека. Случай классифицируется аварией, если гибель человека явилась следствием АС. Погибшим считается лицо, скончавшееся на месте аварийного случая или умершее от последствий такового;
АС с пассажирским судном, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных
ограничений. ;
Аварийным происшествием считается:
АС, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений. Появление хотя бы одного какого-либо эксплуатационного ограничения в результате АС
Эксплуатационным повреждением считается: АС, в результате которого произошло повреждение судна или другого судна, или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств. При отсутствии утраты мореходных качеств судна и/или создания препятствий в производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений АС относится к классу эксплуатационных повреждений. Планируемые остановки СЭУ в открытом море для осуществления технического обслуживания или устранения возникшего дефекта, другие мелкие повреждения корпуса, его конструкций, механизмов, систем, устройств и оборудования, не создавшие препятствий для производственной деятельности судна и устраненные силами судового экипажа, к классу эксплуатационных повреждений не относятся;
После аварийного случая свидетельство о годности судна к плаванию утрачивает силу и судно должно переосвидельствоваться после аварий, посадки на мель и повреждений в ледовых условиях.
В течение суток капитан должен составить в трех экземплярах «Акт транспортного происшествия» по установленной форме. Государственной судоходной инспекции должны провести расследование: для пассажирских судов — в течение пяти суток, а для остальных судов — в течение десяти суток.
Авария на море есть событие, являющееся результатом любого из следующего:
• гибель или серьезное ранение человека, причиненные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна; или
• потеря человека с судна, причиненная эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна; или
• гибель, предполагаемая гибель или оставление судна; или
• повреждение судна; или
• посадка судна на грунт или лишение его возможности движения или участие в столкновении; или
• повреждение, причиненное эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна; или
• ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов, в свою очередь причиненных эксплуатацией судна или судов.
Очень серьезная авария (катастрофа) есть авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьезное загрязнение моря.
Серьезная авария есть авария, не квалифицируемая как очень серьезная и которая повлекла:
• пожар, взрыв, посадку на мель, навал, штормовое повреждение, ледовое повреждение, трещину в корпусе или предполагаемый дефект корпуса и т.п.; или
• конструкционное повреждение, в результате которого судно стало немореходным, такое как подводная пробоина, поломка главных двигателей, значительное повреждение жилых помещений и т.п.; или
• загрязнение моря (независимо от количества сброса); и/или
• поломку, потребовавшую буксировки или помощи берега.
Инцидент на море есть случай или событие, вызванные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьезное повреждение
судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.
В течение суток капитан должен составить в трех экземплярах «Акт транспортного происшествия» по установленной форме. Государственной судоходной инспекции должны провести расследование: для пассажирских судов — в течение пяти суток, а для остальных судов — в течение десяти суток.
Порядок расследования аварийных случаев с судном заключается в следующем:
-составляется, и утверждается капитаном акт об аварийном случае с судном;
-собираются объяснения очевидцев и причастных лиц;
-составляются протоколы опросов;
-подается заявление об аварийном случае на имя капитана морского порта;
-вместе с заявлением капитаном судна подается подробное сообщение об аварийном случае.
Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта перечисленные выше документы.
Задание: Заполнить таблицу Классификация аварийных случаев на морских судах.
№пп | Классифиция аварийных случаев | Характеристика аварийных случаев |
1. | Кораблекрушением считается:
| |
2. | Авария на море | |
3. | Аварийным происшествием | |
4. | Эксплуатационным повреждением | |
5. | Очень серьезная авария (катастрофа) | |
6. | Серьезная авария | |
7. | Инцидент на море | |