Практическая работа
Типы речи. Рассуждение. Основные виды текста-рассуждения
Вариант 1
А) Каждый, кому довелось путешествовать по морю, наверняка видел небольших дельфинов, весело резвящихся в струях воды под самым носом судна. Это скорее всего были афалины, представители подотряда зубатых китов.
Размеры афалины по китовым меркам невелики: длина тела редко превышает 4 м, а вес –– 200––300 кг. Мелких заострённых зубов у неё довольно много –– 100––120 штук. Мозг очень крупный, по объёму даже больший, чем у человека, со значительным количеством извилин. Всё это говорит о высоких умственных способностях дельфина.
Ответ: ________________________
Б) В океанариумах – цирках для морских зверей можно часто встретить дельфинов.
Почему же эти морские звери так полюбились дрессировщикам? Главная причина в том, что у дельфинов общительный нрав и высокий интеллект. Они довольно легко переносят неволю, очень хорошо поддаются дрессировке, обучаются всяческим трюкам: по сигналу вылетают из воды, находят и приносят предметы, берут рыбу из рук.
Ответ: __________________________
В) Отдохнув на огромных валунах, расположенных около берега, Татьяна Владимировна с детьми отправилась в обратный путь. Вдали показались несколько темных точек. Они постепенно приближались, вскоре стало видно, что это стайка дельфинов. Они подплыли совсем близко и на некоторое время остановились. Затем два дельфина отделились от группы, не спеша подплыли к Татьяне Владимировне, на миг остановились. И вдруг – резко взмыли вверх, затем, погрузившись в воду, приблизились к Татьяне Владимировне и ее детям.
Ответ: ___________________________
| Рассуждение-доказательство | Рассуждение-объяснение | Рассуждение-размышление |
Главная цель | Утверждение или опровержение тезиса | Объяснение, токование какого-либо явления или понятия | Поставить вопросы на жизнен важные темы и дать на них ответы |
Область применения | Сфера науки (математика, физика, информатика, русский язык и т.д.) | Научно-популярная литература, энциклопедии, словари, учебники | Публицистические и художественные тексты |
Языковые особенности | Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, таким образом, следовательно и т.д. Речевые обороты: Предположим, что… Об этом свидетельствует… Это позволяет сделать вывод… | Вводные слова: например, таким образом, следовательно и т.д. Речевые обороты: Это зависит от … Это объясняется тем. что… Слова, устанавливающие логические связи: потому что, вот почему. при этом и т.д. | Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, очевидно, как мне кажется. Речевые обороты: Я могу с уверенностью сказать, что… Я полагаю, что … Попытаемся разобраться … Я согласен с тем, что … |
В художественных текстах используется ______________________________________
___________________________________ используется в точных науках: математике,
физике и т.д.
Предполагает утверждение или опровержение тезиса _______________________
На страницах школьных учебников, в статьях энциклопедий применяется _________________________________________
_____________________________________ содержит в себе систему вопросов и
ответов на жизненно важные темы.
Найдите в своих учебниках и выпишите 3 небольших текста разных видов:
Практическая работа
Типы речи. Рассуждение. Основные виды текста-рассуждения
Вариант 2
Определите тип текста (рассуждение, описание, повествование)
А) Вчера я встретил маленького, шустрого зверька. Это была белочка.
Белочка очень привлекательна внешне. У неё густая огненно-бурая шерсть, тёмные кисточки на острых ушках и пушистый хвост. Её мордочку украшают смышлёные чёрные глазки.
Симпатичная белочка заворожила меня своим удивительным видом.
Ответ: _____________________________________
Б) Однажды я гулял по парку. Мне навстречу выбежал зверёк. Я стал за ним наблюдать.
Да это же белка! Я стал тихонько, чтобы не спугнуть, следовать за ней. Он, заметив мои движения, прыгнула на дерево. Тогда я достал фотоаппарат и стал её фотографировать. И вдруг что-то упало мне на голову. Это ветка, на которой сидела белка, обломилась. А где же белка? Она сидит около моих ног и смотрит на меня не шевелясь. Я тоже стою как вкопанный. Оба испугались. Посмотрев пристально друг на друга, мы разошлись в разные стороны: я спокойно, а белка стремительно.
Ответ: ________________________________
В) Многие животные мне нравятся, но больше всех меня впечатляют белки.
Во-первых, меня привлекает их внешность. Во-вторых, их «перелёты» с дерева на дерево. Всегда удивляюсь их умению «рулить» хвостом. Хвост белки особенно завораживает. Бывает же такая красота! В-третьих, люблю наблюдать за тем, как она грызёт орешки. Сразу видно, что это её любимое лакомство.
Забавно наблюдать за белкой, поэтому каждое воскресенье хожу в парк, в котором живёт мой любимый зверёк.
Ответ: ________________________________
Изучите таблицу «Основные виды текста-рассуждения» и вставьте пропущенные слова в предложения, данные ниже.
| Рассуждение-доказательство | Рассуждение-объяснение | Рассуждение-размышление |
Главная цель | Утверждение или опровержение тезиса | Объяснение, токование какого-либо явления или понятия | Поставить вопросы на жизнен важные темы и дать на них ответы |
Область применения | Сфера науки (математика, физика, информатика, русский язык и т.д.) | Научно-популярная литература, энциклопедии, словари, учебники | Публицистические и художественные тексты |
Языковые особенности | Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, таким образом, следовательно и т.д. Речевые обороты: Предположим, что… Об этом свидетельствует… Это позволяет сделать вывод… | Вводные слова: например, таким образом, следовательно и т.д. Речевые обороты: Это зависит от … Это объясняется тем. что… Слова, устанавливающие логические связи: потому что, вот почему. при этом и т.д. | Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, очевидно, как мне кажется. Речевые обороты: Я могу с уверенностью сказать, что… Я полагаю, что … Попытаемся разобраться … Я согласен с тем, что … |
На страницах школьных учебников, в статьях энциклопедий применяется _________
__________________________ содержит в себе систему вопросов и ответов на жизненно важные темы.
В художественных текстах используется _____________________________________
________________________ используется в точных науках: математике, физике и т.д.
Предполагает утверждение или опровержение тезиса ____________________________
Найдите в своих учебниках и выпишите 3 небольших текста разных видов: