Практическая работа
Употребление наклонений
1. Найдите глаголы, определите их наклонение
Вариант 1: из 1-4 предложения
Вариант 2: из 4-8 предложения
На печи не храбрись, а на поле не трусь.
Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.
Я сыграл бы на рояле, коль умел бы.
Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?
Вытрите пыль с письменного стола.
Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.
Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.
Пожар снежком не погасишь.
2. Перепишите текст и вставьте пропущенные буквы. Выпишите глаголы рядом напишите наклонение.
Зима. Пётр I мчит(?)ся в Тулу на оружейный завод Никиты Демидова. Был когда-то Демидов простым кузнецом, случало(?)сь, и царя учил по его просьбе железному ремеслу, когда тот по делам бывал в Туле. А если Пётр Алексеевич вдруг опломшае(?), отругает его мастер, но царь не обижае(?)ся за науку. И вот опять в Туле. «Неспроста пожаловал», — думае(?) Демидов.
3. Образовать от глаголов формы трёх наклонений.
Образец: Сражаться: сражается (изъявительное), сражайся (повелительное), сражался бы (условное).
Вариант 1: Читать, есть, смотреть, строить
Вариант 2: Торжествовать, веселиться, радоваться, учить
3. Записать текст, вставить буквы, расставить знаки препинания. Выполните задания.
Марс бл.жайший с.сед нашей Земли. Что (бы) вы увидели, если (б) побывали там? Глубокие д.лины кратеры потухших вулканов русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимает(?)ся ветер начинают(?)ся страшные пылевые бури. Ученые посылают к нему автоматических разве.чиков чтобы они узнали о жизн(е,и) на этой планет(е,и).
1. Вариант 1: Синтаксический разбор 2 предложения
Вариант 2: Синтаксический разбор 4 предложения
2. Выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение, вид, наклонение, время, лицо, число, род.
Вариант 1: из 1-3 предложений
Вариант 2: из 4-6 предложений
3. Выполните морфологический разбор – поднимается.