Практическая работа
Видо-временная форма глаголов
1. Соедините понятия. Пример: 1) а 2) в и тд.
1) Несовершенный вид | А) Категория глагола, который указывает на то, как действие связано со временем его выполнения. |
2) Время глагола | Б) Грамматическая категория, которая указывает на то, как действие развивается во времени. |
3) Совершенный вид | В)Описывает действие в процессе его совершения, не упоминая о результате. |
4) Вид глагола | Г) Указывает на завершённость действия, итог, границу. |
2. Вставьте пропущенные глаголы, согласуя их по виду и времени.
Образец: Вчера я (смотреть) фильм. — Вчера я смотрел фильм.
Вариант 1: 1-5 предложения Вариант 2: 6-10 предложения
Мы (поехать) на море, если (найти) недорогие билеты.
Вчера вечером она (ужинать) и (смотреть) сериал.
Когда я (проснуться), солнце уже (светить) ярко.
Дети (играть) в парке, пока (начать) темнеть.
Она (написать) письмо другу и (отправить) его по электронной почте.
Мы ___ (пойти) в кино, если ___ (найти) интересный фильм.
Вчера вечером он ___ (читать) книгу и ___ (слушать) музыку.
Когда я ___ (приготовить) обед, все уже ___ (съесть) ужин.
Цветы ___ (расцвести) в саду, как только ___ (наступить) весна.
Она ___ (купить) продукты и ___ (приготовить) ужин.
3. Исправьте ошибки в видо-временной соотнесённости глаголов в тексте. Объясните, почему вы внесли исправления.
Мы увидели, как птица летит над полем. Я вспомнил, как вчера читал книгу. Ветер шумит в деревьях. Вдруг птица останавливается и начинает петь. Мы слушаем её пение.
4. Определите вид и время глаголов.
Пример: светит(несов.в, н.в)
Вариант 1: 1-5 предложения Вариант 2: 6-10 предложения
1. Солнце ярко светит в небе
2. Птицы весело щебечут на деревьях.
3. Весной природа пробуждается от зимнего сна.
4. Я прочитал интересную книгу вчера вечером.
5. Мы будем отдыхать на море следующим летом.
6. Художник нарисовал прекрасный пейзаж.
7. Дети играют в парке после школы.
8. Мама приготовит вкусный ужин вечером.
9. Друзья встретились после долгой разлуки.
10. Завтра мы отправимся в путешествие.
5. Прочитайте текст и выполните следующие задания. Своего варианта + общее
Общее: Выпишите глаголы, которые передают последовательность действий.
Вариант 1. Найдите глаголы, описывающие длительное состояние или повторяющееся действие.
Вариант 2. Объясните, как использование глаголов разных видов помогает создать картину происходящего.
Текст: Однажды утром солнце медленно взошло над горизонтом, осветило верхушки деревьев и согрело землю. Птицы начали петь, и первые лучи солнца заиграли в их перьях. Постепенно просыпался лес: сначала шевельнулась ветка, затем раздался шорох листвы, и вот уже целая стая птиц вспорхнула с деревьев.
6. Найдите ошибки в образовании видовременных форм глаголов.
Вариант 1: 1-4 предложения Вариант 2: 5-8 предложения
1) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.
2) Мы гуляли в парке, и вдруг начинается дождь.
3) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
4) Завтра мы будем писать контрольную работу.
5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.
6) Летом небо на юге чёрное чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
7) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как его проводят жители стран мира.
8) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова
затекают.
7. Напишите 5-7 предложений на тему "Мое любимое время года", используя глаголы разных видов и времен.