ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА № 13
ВЫЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ СУДНА И ЕГО ОСАДКИ ПРИ СНЯТИИ (ПРИЁМЕ) ГРУЗА С УЧЁТОМ ПЛОТНОСТИ ВОДЫ.
ЦЕЛЬ:
Изучить весовые и объемные характеристики судна; методы вычисления координат центра тяжести (ЦТ) судна; назначение грузовой шкалы и грузового размера судна;
1.Приобрести навыки в расчетах по нахождению водоизмещения ,
-чистой грузоподъемности,
-дедвейт судна,
2.Научиться определять координаты ЦТ судна при различных вариантах его загрузки;
рассчитывать осадку судна при приеме (снятии) груза с учетом плотности
воды.
ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Определение водоизмещения при различной нагрузки судна.
- водоизмещение порожнем- сумма всех постоянных весов, судовые устройства, системы, топлива, балласт.
- водоизмещение полное - водоизмещение к полному грузу.( водоизмещение судна загруженного по грузовую марку.
водоизмещение объёмное объём вытесненный судном воды .
( равен объёму погруженной в воду части судна).
2.Пользование грузовым размерам и грузовой шкалой с учётом плотности воды.
3. ВЫЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ СУДНА И EFO ОСАДКИ ПРИ СНЯТИИ (ПРИЁМЕ) ГРУЗА.
Знание координат ЦТ нужно для определения состояния поперечной остойчивости:
-для определения дифферента
-для построения диаграмм остойчивости
Расчет положения центра тяжести (Zg) судна удобнее вести в табличной форме, которая называется весовым журналом (упрощенный вид этого журнала представлен в таблице). Исходные данные для расчёта нагрузки судна, т.е. массы судна, и координат его ЦТ содержатся в весовом журнале
В столбце 2 таблицы перечисляются все принятые к перевозке грузы, в столбцах 3, 4 и 6 - соответственно их массы и координаты центров тяжести по длине от миделя и по высоте от основной плоскости.
В столбцах 5 и 7 вычисляются статические моменты масс относительно тех же координатных плоскостей.
Грузы, расположенные в нос от миделя, имеют положительные х и mх, расположенные в корму от миделя - отрицательные.



ЗАДАНИЕ №1. НАЙТИ КООРДИНАТЫ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ СУДНА И ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ.
№ № | Статьи нагрузки | Масса m.т | От миделя по длине | по высоте от основной плоскости |
п = / п | Х , м | т х, тм стат.моменты координат плоскостей | Zg, м | mz, тм стат.моменты координат плоскостей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 (3 + 4) | 6 | 7 (3+6) |
1 | Судно порожнее | 1813,2 | -9,43 | | 4.52 | |
2 | Экипаж, провизия | 7,0 | -46,0 | | 8,80 | |
3 | Груз в трюме№1 | 680,0 | 39,9 | | 1,55 | |
4 | Груз в трюме № 2 | 830,0 | 19,9 | | 1,70 | |
5 | Груз в трюме № 3 | 830,0 | -0,74 | | 1,70 | |
6 | Вес водоизмещ. | ∑1 = | | ∑ 2= | | ∑4 = |
7 | Xg= ∑2:∑1 Zg = ∑4 :∑ 1 | | | | | |
Задание 2 Судно водоизмещением D=12000т. Сначала приняло груз Р=80т,затем 960т. осадка Δd сначала изменилась на величину 0,1м(10 см), а при приёме 960т на 0,6 м( 60см). На какую величину q изменилась осадка при приёме груза Р=80т.затем Р=960т.
Следовательно,
Δd = Р: 100 q; q =80:1000∙ 0,1 =8т/см.
также и с грузом 960т. q = 960 :100-0,6 = 5,76т/см. т.е.при приёме(снятии) груза массой 8т осадка изменится на 1см. т.е «число тонн, изменяющее осадку на 1см».
ГРУЗОВАЯ ШКАЛА
Грузовая шкала представляет собой таблицу с вертикальными колонками, в которых разбиты шкалы для:
-осадки,
-водоизмещения,
-дедвейта
-надводного борта.
Шкалы водоизмещения и дедвейта составлены для пресной и соленой воды.
Плотность воды (р) зависит от солёности, температуры, наличии различных взвешенных частиц в воде, для моря р=1.025; для реки р=1.00. Для быстрых расчётов при входе из моря в реку и наоборот применяют формулу
Δd =
-осадка увеличивается примерно на 3%
Δd=
-осадка уменьшится т.е судно всплывёт.
Для пользования грузовой шкалой проводят горизонтальную линию через известную величину (например, осадку d) и считывают остальные. Точность получаемых данных достаточно высока. Грузовая шкала является официальным документом, по которому определяют количество погруженного или выгруженного груза.
Задача 1.
Судно водоизмещением 3600 т., аппликатами Zg1 = 5.45м Zс1 = 3.08м метацентрическим радиусом R1 = 88, 0м, (взяты из документации капитана данного корабля) приняло груз
Р = 220т. Определить продольную метацентрическую высоту (h) после приема груза
Р = 220т. Метод вычисления аналитический.
(изменение h при приёме груза, формула начальной метацентрической высоты)
Решение.
1. Определяем продольную метацентрическую высоту( Н ) по формуле:
H1=R1 + Zc1 - Zg1=
3. Определяем новую(после приема груза) метацентрическую продольную высоту( Н)
H2=H1
=
4. С учетом изменения Δ Н:
ΔН=
=
Ответ: Новая метацентрическая продольная высота после приема груза Р=220т Н2=80.70м, с учетом разницы высот НΔ=-4.93м
ВЫВОД: Метацентрическая высота отрицательная- судно будет плавать с креном.
6
Задача2.
В результате волнения моря, груз переместился на правый борт (У2 У1 ). Перестроить диаграмму после перемещения груза, дать характеристику.

Характеристика:
Θ⁰ цв, цт, h
Задача3 .
В результате длительного воздействия ветра на судно, груз переместился на левый борт
(У2 
Характеристика:
Θ⁰ цв, цт, h
Вывод:
7
Задача4.
После погрузки судна в морском порту оказалось:
осадка судна на нос Тн — 4,96м.,
осадка на корму Т к — 6,32м.
Длина судна L = 75м.
Определить дифферент (ψ) судна на корму. Использовать аналитический метод определения дифферента, (формула дифферентов)
Решение.
1. Используем формулу дифферентов

∙

=
Ответ: дифферент на корму -
Задача 5
Судно водоизмещением 3000т,
метацентрической высотой (h) = 0,55,
Следуя морем с грузом, попало в шторм, груз переместился с левого борта на правый.
Решение.
Определили критический момент равный Мкр = 213 Тм.
Определить угол крена судна, используя аналитический метод определения крена.(ФОРМУЛУ ОСТОЙЧИВОСТИ СТАТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.)
1. Формула остойчивости (Мв) Мв = Δh∙sinθ
2. Производим вычисления по формуле остойчивости.
Мкр=
=0.129˚
Угол крена θ=arс ∙sin 0.129=7.4˚
Ответ: Угол крена судна образованный при перемещении груза с левого на правый борт составил: θ=7.4˚ на правый борт.