Практическая работа
Задача. Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.
Составитель: Клевлина Н.В.учитель биологии МБОУ Школы №33 г.о.Самара
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика).
Класс: 10-11.
Цель и задачи: задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11 классов, для ознакомления с особенностями определения пола, с наследованием у человека признаков, сцепленных с полом.
Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Генетика пола», «Наследственные болезни. Болезни, связанные с полом», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
находить точную информацию в тексте;
переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
решать задачи на болезни связанные с полом, в условии даны только фенотипы;
привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники:
1. Биология 10 класс. Линия жизни. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. Под редакцией В.В.Пасечника. Москва «Просвещение», 2019
2. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно- методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.3-е, исправ. И доп.- Ростов н/Д:Легион,2012.-233с
4. В. И. Кудряшова, В. А. Трофимов, Т. Н. Гудошникова, О. Н. Аксенова, М. В. Ромашкина «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Учебное пособие. Саранск 2015, стр.3-7
5. Медицинская генетика. Под редакцией Бочкова Н.П.
https://narfu.ru/university/library/books/0375.pdf
https://www.ochkov.net/wiki/chto-takoe-daltonizm.htm.
Задача
Генетика является наукой о наследственности и изменчивости организмов. Она призвана раскрыть законы воспроизведения живого по поколениям, появления у организмов новых свойств, законы индивидуального развития особи.
Выяснение сущности воспроизведения для конкретного разнообразия форм жизни требует изучения явлений наследственности и изменчивости.
Объектами генетики служат вирусы, бактерии, растения, животные и человек.
На фоне видовой и другой специфики в явлениях наследственности для всех живых существ обнаруживаются всеобщие законы. Их существование показывает единство органического мира.
Важнейшие задачи встали перед генетикой человека. Глубокий интерес медицины к проблемам генетики вызван изучением обширной категории наследственных болезней. Среди них обнаружены болезни, причиной которых служат мутации генов и изменения в структуре или числе хромосом. Некоторые генные болезни получили название молекулярных, так как была обнаружена сущность молекулярных изменений, служащих первопричиной этих заболеваний.
Небывалые по своей сложности и по ответственности задачи встают перед генетикой в свете фактов о влиянии научно-технической революции на среду, окружающую живые существа на Земле. Изменения биосферы не только нарушают условия жизни организмов, но могут оказать губительное влияние на наследственность. Возникла проблема радиационных и химических мутагенов среды. Решение вопросов космической биологии, сущности внеземной жизни, если она будет открыта, немыслимо без использования законов общей генетики.
Хромосомный набор здорового человека – 46 хромосом: 22 пары аутосом и 1 пара половых хромосом (женщина – ХХ, мужчина – ХY).
Хромосомные заболевания основаны на нескольких принципах:
1. Этиологические, характеризуются хромосомной или геномной
мутацией:
Хромосомные болезни (синдромы) – это группа врожденны патологических состояний, вызванных различными видами мутаций.
1. Хромосомные болезни, связанные с аномалиями числа хромосом при сохранении их структуры: это болезни обусловленные числовыми аномалиями половых (Х и Y) хромосом (болезни Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
Синдром Шерешевского Тёрнера отсутствие одной Х-хромосомы у женщин (45 ХО) вследствие нарушения расхождения половых хромосом.
Признаки: низкий рост (115-130), короткая шея, крыловидные кожные складки на шее в виде капюшона, (птенигиум), мужской тип телосложения (коренастость), интеллект сохранен, на коже пигментные пятна, преимущественно на лице, воронкообразная грудина, широкая грудная клетка -недоразвитие вторичных половых признаков –бесплодие.
Синдром Клайнфельтера – генетическое заболевание, характеризующееся наличием дополнительной женской половой хромосомы Х (одной или нескольких) в мужском кариотипе ХУ, и проявляющееся, в первую очередь, эндокринными нарушениями по типу первичного мужского гипогонадизма (недостаточности образования половых гормонов непосредственно в мужских половых железах – яичках).
По медицинской традиции синдром получил свое название в честь автора, в 1942 году впервые описавшего клиническую картину патологии.
Синдром Клайнфельтера относится к генетическим заболеваниям, не передающимся по наследству, поскольку больные, за редким исключением, абсолютно бесплодны;
числовыми аномалиями аутосом (синдромы Дауна 47 хх(ху)+ 21, Патау 47 хх (ху)+ 13, Эдвардса 47 хх(ху) +18); увеличением кратности полного гаплоидного набора хромосом – полиплоидии.
2. По определению типа клеток, в которых возникла мутация (в гаметах или зиготе):
Гаметические мутации ведут к полным формам хромосомных болезней. У таких индивидов все клетки несут унаследованную с гаметой хромосомную аномалию.
Соматические мутации – если аномалия возникает в зиготе или на ранних стадиях дробления, при этом развивается организм с клетками разной хромосомной конституции (два типа и более). Это явление называется мозаицизм, а формы хромосомных болезней – мозаичными.
Для того чтобы мозаичная форма по клинической картине совпадала с полной, необходимо иметь не менее 10% клеток с аномальным набором, при синдроме Эдвардса в 90% случаев встречается долихоцефалия и в 96% – флексорное сгибание кисти.
При синдроме Патау случаев встречаются расщелина микрофтальмия, поликистоз почек, полидактилия наблюдается чаще всего с возрастом матери.
При синдроме Дауна в более 90 % случаев отмечается монголоидный разрез глаз и в 60 % – поперечная складка на ладони.
Признаки, патогномоничные для определенного синдрома. Например, при синдроме Лежена отмечается характерный крик, напоминающий кошачье мяуканье, при синдроме де Груши –характерная аллопеция.
Муковисцедоз. Мутация всего одного гена, в следствии близкородственных браков.
Резко повышается риск рождения ребенка с трисомией у матери, чей возраст превышает 35 лет. После 45 лет каждая 5 беременность завершается рождением ребенка с хромосомной болезнью.
Генные мутации сопровождаются рядом заболеваний, возникающих в результате повреждения ДНК на уровне гена.
Патологический процесс, возникающий в результате мутаций одного гена, проявляется одновременно на молекулярном, клеточном и органном уровнях у любого индивида. Изменения структуры гена приводят либо к отсутствию кодирующего белка, либо к патологическому изменению его свойств.
1.Болезнь Вольмана – это наследственное нарушение обмена липидов, сопровождающееся накоплением липидов в печени, селезенке, надпочечниках, лимфатических узлах.
2.Болезнь Тея-Сакса (амавротическаяидиотия) – нарушение обмена липидов, при котором липиды накапливаются в нервных клетках.
3.Болезнь Вильсона Коновалова – нарушение обмена меди, сопровождающееся накоплением ее в печени и мозге.
4.Серповидноклеточная анемия– нарушение обмена гемоглобина (эритроциты имеют аномальную серповидную форму)
5.Подагра – нарушение обмена мочевой кислоты, в результате чего ураты накапливаются в различных тканях. Прежде всего в хрящах и суставах. Болеют преимущественно мужчины, часто сочетается с наклонностью к ожирению. Признаки проявляются в зрелом и пожилом возрасте. Основные симптомы: чаще болезнь протекает в виде рецидивирующего острого артрита, чаще других поражается плюсне – фаланговый сустав большого пальца ноги. Могут поражаться почки.
6.Альбинизм – заболевание, характеризующееся нарушением пигментного обмена (меланина), а так же гемофилия, болезнь Марфана, фенилкетонурия, болезнь Дюшена и другие
Задание 1
Какие из перечисленных симптомов являются диагностическими при знаками синдрома Дауна:
1. умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта;
2. микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задержка психического развития;
3 нарушение функции щитовидной железы, нарушение слуха, зрения.
4. голубой цвет склер, врожденная глухота, ломкость костей;
5. плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, дефект межпредсердной перегородки, задержка умственного развития?
Задание 2
У человека сцеплено с полом наследуются
1.дальтонизм
2.гемофилия
3.альбинизм
4. фенилкетонурия
5.гипертрихоз
4.галактоземия
Задание 3
Установите соответствие между генетическим заболеванием и его характеристикой
Характеристика | Заболевание |
А. Ген локализован в Х-хромосоме | 1. Гемофилия |
Б. Женщины являются носителями гена | 2. Гипертрихоз |
В. Ген локализован в Х-хромосоме |
Г. Несвертываемость крови |
Д. По краю ушной раковины вырастают волосы |
Е. Голандрический признак |
Задание 4
Установите соответствие, пользуясь рисунками с фотографиями хромосомных заболеваний человека.
Заболевание | Минимальный диагностический критерий |
1. Синдром Дауна (рис. 1) | А. Узкие и короткие глазные щели, «стопа-качалка», маленькие низко расположенные ушные раковины, сгибательное положение пальцев кисти, выступающий затылок. |
2. Синдром «кошачьего крика» (рис.2) | Б. Голова округлой формы с уплощенным затылком, лоб скошенный и узкий, плоское, типичен эпикант, монголоидный разрез глаз, постоянно открытый рот, толстые губы, большой складчатый язык, поперечная ладонная складка, двухфаланговый мизинец, резко нарушено абстрактное мышление. |
3. Синдром Клайнфельтера (рис. 3) | В. Лунообразное лицо с широко расставленными глазами, ушные раковины ниже нормального уровня, широкая переносица, антимонголоидный разрез глаз, тяжелая степень умственной отсталости, плач ребенка напоминает кошачье мяуканье. |
4 Синдром Эдвардса (рис. 4) | Г.Очень высокий или средний рост, гинекомастия, евнухоидное телосложение, недоразвитие яичек и вторичных мужских половых признаков, большинство бесплодны, умственная отсталость в 25 – 50% случаев. |
(рисунок 1)
(рисунок 2)
(рисунок 3)
(рисунок 4)
Задание 5.
Все клетки больного мужчины имеют 47 хромосом за счѐт лишней Х-хромосомы. Укажите название этой мутации, все возможные механизмы ее возникновения и вероятность передачи еѐ потомству.
Задание 6.
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Задание 7
У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночная слепота) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца – куриная слепота, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли в этом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность. Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: 35.
Критерии оценивания:
Ответ верный | Ответ неверный |
1балл | 0 баллов |
Задание 2.
Деятельность. Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: 125.
Критерии оценивания:
Ответ верный | В ответе допущена одна ошибка | Ответ неверный |
2 балла | 1балл | 0 баллов |
Задание 3
Деятельность. Выявление информации в тексте и установление соответствия.
Ответ:
Критерии оценивания:
Ответ верный | В ответе допущена одна ошибка | Ответ неверный |
2 балла | 1балл | 0 баллов |
Задание 4
Критерии оценивания:
Ответ верный | В ответе допущена одна ошибка | Ответ неверный |
2 балла | 1балл | 0 баллов |
Задание 5
Деятельность: дать краткий развернутый ответ (не менее 2-х элементов)
Ответ:
1.Анеуплоидия – трисомия по половым хромосомам. Нерасхождение хромосом при мейозе во время овогенеза или сперматогенеза:
2. сливается яйцеклетка, имеющая две Х-хромосомы и сперматозоид,
содержащий Y-хромосому
3. сливается яйцеклетка, имеющая Х-хромосому и сперматозоид,
имеющий Х- и Y-хромосомы. Такие мужчины бесплодны (синдром
Клайнфельтера).
Критерии оценивания:
Ответ верный, названы все элементы ответа | В ответе допущена одна ошибка, назван один правильный элемент ответа | Ответ неверный |
2 балла | 1балл | 0 баллов |
Задание 6.
Деятельность: решение задачи, на наследование сцепленное с полом и не сцепленное наследование, при наличии и генотипов и фенотипов всех возможных потомков
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Ответ:
1. Анализ скрещивания:
1. генотипы и фенотипы родителей: Р.♀AAXHXH нормальная по обоим аллелям, ♂aaXhY альбинос, больной гемофилией
2. гаметы: G ♀AXH, ♂ aXh, aY
2. Составляем схему скрещивания:
1. Р.♀AAXHXH Х ♂aaXhY
2. G ♀AXH ♂ aXh, aY
3. нормальная альбинос
по обоим больной
аллелям гемофилией
4. F ♀AaXHXh девочка
♂AaXHY мальчик
5) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма
Критерии оценивания:
Ответ верный, названы все элементы ответа | В ответе допущена одна ошибка, названы два правильных элемента ответа | В ответе допущены две ошибки, назван один правильный элемент ответа | Ответ неверный |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Задание 7
Деятельность: решение задачи, на наследование, сцепленное с полом и сцепленное наследование, в условии даны только фенотипы.
Ответ.
1.Сцепленное наследование. Сцепленное с полом наследование. Гены куриной слепоты и дальтонизма наследуются через X – хромосому и неполно сцеплены (происходит кроссинговер)
2. Анализ первого скрещивания:
Выводы: генотипы родителей: ♀XАd XaD, ♂ XАD Y
G-гаметы ♀ с учетом кроссинговера: XАd, XaD , XАD, Xad в первом браке возможно рождение больного обоими заболеваниями ребёнка - ♂ XadY – мальчик.
Составляем схему скрещивания
Р: ♀ XАd XaD × ♂ XАD Y
нор.зр., отс.дальт. нор.зр., отс.дальт.:
G: XАd , XaD , XАD , Xad XАD , Y
F1 : генотипы, фенотипы возможных дочерей
XАd XАD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
XaD XАD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
XАD XАD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
Xad XАD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
генотипы, фенотипы возможных сыновей:
XАd Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм;
XaD Y – куриная слепота, отсутствие дальтонизма;
XАD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
Xad Y – куриная слепота, дальтонизм
3) в этом браке возможно рождение сына-дальтоника с куриной слепотой (XadY). В генотипе этого ребёнка находятся материнская, образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллелями и отцовская Y-хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов.
Критерии оценивания:
Ответ верный, названы все элементы ответа | В ответе допущена одна ошибка, названы два правильных элемента ответа | В ответе допущены две ошибки, назван один правильный элемент ответа | Ответ неверный |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Умения.
Естественнонаучные:
1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач.
2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.
4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.
5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.
6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование , анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.
Информационные:
1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.
2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.
3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Общеучебные:
1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.
3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
4. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.
5. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
6. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
7. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).
8. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
9. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
10. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.
12