ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
К практическим методам относят те, при использовании которых учащиеся усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, воздействуя на изучаемый объект и изменяя его.
Источником нового знания и умения для учеников в данном случае являются выполняемые ими практические действия. Потенциально практические методы обучения в наибольшей степени соответствуют идее об обеспечении усвоения учащимися знаний в ходе их реальной собственной деятельности. При этом в школе ученикам приходится выполнять действия хотя и практические, но учебные, по большей части не с реальными предметами, процессами, а в учебной обстановке. Причем многие из этих действий не имеют прямой связи с настоящей жизненной практикой (или учащиеся по разным причинам не в состоянии увидеть эту связь). Это снижает их обучающее и особенно воспитывающее значение. Сочетание учебных практических действий с игровыми в одних случаях и максимально возможное приближение их к жизненным условиям в других способствует компенсации этого недостатка, повышению их воспитывающей и обучающей роли.
К практическим методам обучения обычно относят упражнение, графическую работу, лабораторную работу, практическую работу.
Упражнение - это повторное или многократное выполнение практического или умственного действия с целью овладения им или совершенствования качества его выполнения. Особенно важное значение данный метод имеет в начальных классах (при формировании первоначальных навыков письма, чтения, выполнения вычислительных действий, в работе с инструментами и оборудованием на уроках труда и др.).
В.П. Стрезикозин выделял упражнения подготовительные, обучающие и тренировочные в зависимости от степени овладения учащимися вырабатываемым умением. В зависимости же от характера выполняемых действий различают упражнения на воспроизведение известного (репродуктивные), на применение умений в учебной или реальной обстановке и творческие упражнения.
На уроках ученики выполняют письменные и устные упражнения. Оʜᴎ могут выполняться индивидуально и фронтально (к примеру, хоровое пение, скандирование, счёт и др.).
Перед выполнением действия учениками учитель показывает образец его выполнения и объясняет, как оно выполняется. Далее обычно действие выполняется в облегчающем его восприятие виде (замедленное, расчлененное) при сопровождении объяснением каждого элемента. Для проверки понимания теоретической основы упражнения учитель может спрашивать учеников, организовывать поэлементное выполнение ими действий. После этого опять демонстрирует действие в реальном виде и организует выполнение его учащимися.
Простое выполнение, механическое повторение действия не влекут автоматически его совершенствования. Так, почти никто из ежедневно и много пишущих студентов не совершенствует своего почерка. Наоборот, у многих он ухудшается. Совершенствуется умение, воспитываются положительные нравственные качества, развивается мышление в ходе выполнения упражнений при следующих условиях:
- осмысление учащимися теоретической основы упражнения;
- сознательная направленность на улучшение, совершенствование умения;
- строгая последовательность и постепенное повышение степени самостоятельности выполняемых действий;
- разнообразие упражнений и их постепенное усложнение (выполнение упражнений на различном материале в различных условиях);
- анализ результатов каждого упражнения, осмысление причин ошибок и путей их устранения;
- правильное распределение упражнений во времени (не чересчур частые, чтобы было время для осмысления и не наступило чрезмерное утомление, и не чересчур редкие, чтобы не наступало забывание навыка);
- содержание и форма организации деятельности должны быть интересными для учащихся, следует организовывать упражнения на материале, имеющем познавательную и воспитательную ценность (использовать игру, обеспечивать получение в результате упражнений практически полезного результата и т. п.).
Графические работы - выполнение учащимися графиков, схем, чертежей и т.п. К выполнению графических работ учащиеся привлекаются на уроках всех дисциплин во всех классах, но особое место они занимают на уроках черчения.
В качестве требований к этому методу обучения можно сформулировать следующие:
- понимание учащимися теоретической основы выполняемой работы;
- высокая познавательная ценность выполняемых действий;
- знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;
- предъявление эстетических требований к оформлению работы;
- следование установленным стандартам в изображении и размещении условных обозначений.
Лабораторная работа - проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других приспособлений, ᴛ.ᴇ. это изучение учащимися каких-либо явлений, процессов с помощью специального оборудования. Лабораторные работы проводятся в средних и старших классах - чаще всего на уроках естественных дисциплин - биологии, химии, физики, географии. Оʜᴎ могут проводиться в иллюстративном и исследовательском плане. В любом случае к лабораторным работам предъявляются такие требования:
- четкая определенность цели выполняемой работы, ее понятность учащимся;
- наличие плана работы (инструкции, технологической карты);
- подготовленность учащихся к использованию оборудования, выполнению действий;
- обеспечение мер техники безопасности;
- наблюдение и контроль учителя за выполнением учащимися запланированных действий;
- фиксация учащимися хода и результатов лабораторной работы в записях, рисунках, схемах;
- формулирование выводов, обсуждение результатов и оценка выполненной работы.
Практические работы - применение учащимися знаний и умений в деятельности, обеспечивающей получение практического результата в виде изделия, произведения, изменения изучаемого (осваиваемого) объекта. Проводятся в мастерских, на пришкольном участке и в классе с целью закрепления полученных знании, их применения, включения учащихся в реальную, связанную с жизнью деятельность.
Перед проведением практической работы учитель добивается знания и понимания учащимися цели и последовательности предстоящей деятельности, мер техники безопасности в случае работы с инструментами и оборудованием. В ходе работы осуществляет наблюдение за ее ходом, в случае крайней важности работа приостанавливается для дополнительного инструктажа или оказания индивидуальной помощи.
При организации практических работ следует руководствоваться такими основными требованиями:
- обеспечить наличие у учащихся необходимых знаний и заинтересовать их в выполнении предстоящей работы;
- привлечь их к участию в составлении плана работы;
- познакомить учеников с правилами техники безопасности (при работе с оборудованием и машинами);
- обеспечивать высокую воспитательную значимость содержания и результатов работы;
- использовать групповые (коллективные) формы труда;
- стимулировать систематический самоконтроль за ходом и результатами работы;
- завершением работы должны быть ее обсуждение и оценка.
Тема: Колеры нормальные и разбеленные. Смешивание окрасочных составов.
Цель урока: Систематизировать и обобщить теоретические знания о профессии маляра, материалах и инструментах, используемых в малярных работах, о смешивании окрасочных составов.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать по предложенному учителем плану;
- учиться планировать свою деятельность;
- организовывать рабочее место.
Познавательные УУД:
-учиться использовать практические умения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Коммуникативные УУД:
учиться формированию действий по организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Образовательные: Познакомиться со способами приготовления рабочих составов, путем смешивания, знать основные свойства водных составов. Уметь смешивать, насыщать, разбеливать рабочий состав, получать цвета путем смешивания с колеровочной пастой.
Коррекционно-образовательная:
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Формировать умение различать цветовую гамму, подбирать необходимые цвета для цветовой окраски комнаты. Коррекция сознания и мелкой моторики кисти, через выполнение упражнений, формирование координации, силы и произвольности движений кисти при приготовлении окрасочного состава.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию речи учащихся; умению анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательная: формировать качества личности: аккуратность, самостоятельность, коммуникабельность; ответственное отношение к работе, соблюдая правила техники безопасности.
План урока
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Физкультминутка. Изучение нового материала. Физкультминутка. Практическая работа. Подведение итогов урока.
Оборудование: плакаты, карточки с понятиями, прозрачные емкости, колеровочная паста, в/э краска, кисточки и лопаточки для смешивания, салфетки, муз. сопровождение.
Орг. момент (психологический настрой):
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы пригласили гостей в ШКОЛУ РЕМОНТА. Надеюсь, что урок будет полезен для всех присутствующих в классе. А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь нашим гостям.
За парту сядет тот, кто назовет
(1 гр.) - малярные инструменты
(2гр.) – можно добавить материалы.
(Учащиеся по очереди называют малярные инструменты (материалы) и садятся на свои рабочие места.)
Актуализация опорных знаний:
Ремонт
Что случилось в этом мире?
Все вверх дном в моей квартире
На полу газет полно
А здесь заляпано окно
Люстры нет, ковер в кладовой
Не видать посуды новой
Тазы, кисти, ведра, краска
Человек тут бродит в каске
Самовар, кастрюли, миска
В уголке лежат, а киска
По квартире ходит, злится
Нюхает, фырчит, боится.
Что случилось не поймет,
И меня к себе зовет.
Что случилось в этом мире?
Да ремонт в моей квартире!
- Ребята, а назовите профессию того, кто работает этими инструментами и материалами?
Слово МАЛЯР, МАЛЯРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.
- Чем же занимается «маляр» (Он красит, по другому МАЛЯРит). Маляр (нем. Maler - живописец) — рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера.
- Какими красками пользуется маляр (ответ: водными и неводными).
- Дайте характеристику водной краске, что ей красят, с чем можно смешать (в/э краска, белая, красят потолки, стены, фасады зданий, смешивают с колеровочной пастой (сухим красящим веществом - пигментом), разводят водой, получают КОЛЕР).
- Маляр красит красками, но не просто машет кистью, а должен знать много разных хитростей и тонкостей своей работы.
Вот, например: плакат «Иллюзия цвета». С помощью знаний о цвете маляр может сделать помещение визуально (т. е. на взгляд) больше или меньше, ниже или выше, холоднее или теплее. Цвет влияет на наше самочувствие и настроение: (учащиеся читают о влиянии цвета на настроение и говорят к какой группе их цвет относится).
Игра: «Тепло-холодно»
Сегодня в ШКОЛЕ РЕМОНТА мы с вами научимся на примере водной краски смешивать, разбеливать и насыщать окрасочный состав, готовить и использовать рабочий состав к окраске.
Изучение нового материала:
Водоэмульсионная краска, которой окрашены в здании школы все стены и потолки: Не имеет яркого запаха, у нее нет блеска, она разводится водой. В ремонте окраска, это очень важный момент. Маляр готовит рабочий состав (колер), знакомится с инструкцией. Выбирает цвет будущей поверхности. Для маляра очень важно знать все цвета.
Я показываю вам плакаты, а вы все называете цвета.
Вы заметили затруднения? (перелистываем плакаты и выделяем оттенки). Одни цвета более насыщены, интенсивные, другие бледноватые и не яркие.
Физкультминутка: «Стреляем глазами». (называется цвет, учащиеся ищут этот цвет в классе: Желтый, синий, черный, красный, зеленый, коричневый.
Что может добавить маляр в краску, чтобы получить такие оттенки? (кол. пасту, краситель, белую краску). Сегодня мы проведем практическую работу и получим частичку знаний мастера-маляра.
Практическая работа: «Смешивание окрасочного состава»
1. задание: получение нескольких цветов при смешивании трех основных цветов.
2. задание: получение насыщенного цвета состава.
3. задание: приготовление разбеленного состава.
Прежде чем приступить к практической работе, необходимо вспомнить правила ТБ.
Надеть перчатки. Рабочее место должно быть в порядке. Слушать инструкцию учителя. Рабочий состав не проливать. Вымыть руки после работы. После окончания работы привести в порядок рабочее место
Организация рабочего места:
1.На столах 6 прозрачных емкостей (3 с водой).
2.Колеровочная паста. (3 осн. цвета)
3. В/э краска
4. Основной инструмент маляра? Кисточка
И белить, и красить можно,
Ею можно рисовать,
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать.
и лопаточка для смешивания.
5. Салфетка
6. Шаблон для выполнения заданий.
Правила:
Работаем в парах (по одному, если нет пары).
Нужна помощь - поднимаем руку
Результаты наносим на шаблон.
Слова для справки размещены на доске.
Физкультминутка:
Маляры известку носят, (Переваливаются слева направо,
Держат в руках воображаемые ведра.)
Стены кистью купоросят. (Повернулись лицом к стенам, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)
Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в
воображаемом ведре.)
Я бы тоже так сумел. (разводят в стороны руки.)
Выполнение работы:
Составить основные (первичные цвета). Их нельзя получить путем смешивания, но смешивая их можно получить много цветов и оттенков. КАКИЕ ЭТО ЦВЕТА? (основные цвета) – загадываются загадки (красный, желтый и синий)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (показываю к. пасту синего цвета) (на доску-слово)
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.(паста желтого цвета)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (паста красного цвета) (на доску-слово).
Кисточкой сделать по одному мазку каждого цвета в 3 емкости с водой), перемешать. Перемешать, доливая в пустые емкости Желтый-синий, синий-красный, желтый-красный. На заготовленный шаблон, нанести полученный цвет.(цвет определен на шаблоне) Для насыщения добавить еще к. пасты и снова нанести на шаблон по контуру.
Очень прозрачные краски получились, ремонт такой краской делать нельзя. Как вы думаете, что же надо добавить в наш состав, чтобы сделать покраску красиво и качественно? Молодцы, нам не хватает самой краски. А так как она белая, то состав мы разбеливаем.
Добавить в/э краску в состав с красителем, смешиваем и получаем разбеленный колер. Раскрашиваем шаблон и наблюдаем, наш колер какой:
- стал светлее
-стал укрывистее
-его можно считать рабочим.
Уборка рабочего места:
Кисть не вымыл, засушил,
Этим кисть ты загубил.
Отчёт о работе:
Дать оценку, что получилось или не получилось?
Какие возникли трудности или вопросы?
Справились ли с заданием?
Результат(продукт)
Прикрепите все свои готовые шаблоны на доску. Что получилось?
В результате вашей совместной работы мы получили цветик - семицветик, с радужным настроением, красивыми лепестками. Вы научились смешивать цвета, получать насыщенный и разбеленный колер. Молодцы, с задачей вы справились.
Расскажите каждый о своём настроении, вспомним основные цвета (красный -5, зеленый - 3, синий-4) и если вам понравился урок, то дайте оценку. На следующих уроках мы будем ещё подбирать интересные сочетания цветов, будем учиться делать нашу жизнь красивой. Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Спасибо всем за работу.
А теперь тихо встаньте, все свободны.
Самоанализ урока штукатурно – малярного дела в 6 классе с позиции коррекционно-развивающих обучения
Тема: Колеры нормальные и разбеленные. Смешивание окрасочных составов.
Цели:
Образовательная:
Познакомиться со способами приготовления рабочих составов, путем смешивания, знать основные свойства водных составов. Уметь смешивать, насыщать, разбеливать рабочий состав, получать цвета путем смешивания с колеровочной пастой.
Коррекционно-образовательная:
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Формировать умение различать цветовую гамму, подбирать необходимые цвета для цветовой окраски комнаты. Коррекция сознания и мелкой моторики кисти, через выполнение упражнений, формирование координации, силы и произвольности движений кисти при приготовлении окрасочного состава.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию речи учащихся; умению анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательная:
Формировать качества личности: аккуратность, самостоятельность, коммуникабельность; ответственное отношение к работе, соблюдая правила техники безопасности.
Тип урока: комбинированный (урок закрепления знаний, изучение нового материала, практический)
Характеристика класса.
Данный урок проведен в 6 классе, численность которого составляет 6 человек. Все учащиеся с легкой умственной отсталостью. К каждому ребенку данного класса необходим свой дифференцированный подход.
Программно-целевое соответствие урока.
Тема урока соответствует программе, составленной на основе программы специальной (коррекционной) школы 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, авторы Н.М. Карман, Е.А. Ковалева, Г.Г.
Структура урока.
Структурное построение урока соответствует комбинированному типу урока. Урок имел четкую дидактическую, коррекционную и воспитательную направленность, что выразилось в следующих моментах: дидактическая направленность урока реализовывалась в структурном построении, когда шло повторение материала, изучение нового материала, закрепление изученного, при подведении итога урока.
В уроке можно выделить такие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изучение нового материала, физкультминутка, закрепление, итог урока.
С точки зрения содержания урок был насыщен, соответствовал программным требованиям и реализовывал все дидактические принципы, а именно доступность и преемственность материала, наглядность. На каждом этапе урока я старалась добиться достижения главной дидактической цели урока.
Методы обучения, используемые на уроке.
В данный урок включены все принципы коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко, которые позволяют полностью активизировать психофизиологические ресурсы учащихся, обеспечив успешное усвоение материала. Основными принципами коррекционно-развивающего обучения являются динамичность восприятия (задания даются по степени нарастания); принцип продуктивной обработки материала (даются задания, предполагающие самостоятельную обработку учащихся); принцип развития и коррекции высших психических функций (включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций); принцип мотивации к учению (создание мотивационной обработки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса).
Данный урок проходил в форме практической работы. Эта форма подачи учебного материала мотивирует учащихся, полностью включает их в работу на уроке.
На организационном моменте я использовала фронтальный опрос класса по заданной теме. Данный вид работы способствует развитию речи учащихся, концентрирует их внимание.
На этапе проверки домашнего задания мною использовалась игра на коррекцию памяти, мышления, внимания.
При изучении нового материала я использовала игру: «Тепло-холодно», что способствовало развитию мыслительных функций учащихся. Для наилучшего закрепления учебного материала я использовала фронтальную работу со всем классом, так и индивидуальную работу по карточкам. Данный урок отличается высоким уровнем мотивационной настроенности учащихся к работе. Я старалась подбирать такие задания и упражнения, которые не только корригируют психические функции учащихся, но и заставляют их включают в урок. Дети активно участвовали во всех видах деятельности – этому способствовало правильное комбинирование приемов и методов, смена видов деятельности, доминантного анализатора. Все это побуждало у детей учебный процесс и внутреннюю мотивацию к обучению. Этот урок был разнообразен педагогическими методами и приемами. Для урока выбраны такие методы: рассказ, беседа, показ наглядности, таблиц по данной теме, практическое задание: выполнение практической работы. Проводилась как фронтальная, так и индивидуальная работа. Особое внимание уделялось ученикам с особенностями психофизического развития.
Хочу отметить и то, что при постановке вопросов, я старалась создать проблемную ситуацию перед всем классом, используя частично-поисковый метод работы. В рассказах детей старалась добиваться от них правильного и полного ответа, положительно оценивала их, тем самым побуждая детей к учебе. Также на данном уроке я охватывала вниманием весь класс, контролируя качество выполненных заданий, оказывала дозированную помощь учащимся. На уроке я применяю технологию личностно-ориентированного обучения, индивидуально-дифференцированный подход, учитывая разноуровневый состав класса и психофизиологические особенности детей.
На уроке осуществлялась межпредметная взаимосвязь с историей, чтением, развитием речи, математикой.
Оформление урока.
С точки зрения оформления, на уроке было представлено необходимое количество наглядности, соответствующее дидактическим принципам коррекционно-развивающего обучения. Это предметные картинки по теме урока, слова-опоры. Эта наглядность выполняла дидактические функции для достижения главных задач урока, мотивировала интеллектуальные компоненты познавательной деятельности детей. Мною были соблюдены все требования к показу наглядности: доступность, красочность, легко читаемость.
Личность учителя.
На уроках я пытаюсь общаться с детьми в дружелюбной форме, выбираю уверенный и ровный тон изложения материала – это благоприятно влияет на микроклимат в классе и делает обстановку спокойной. На протяжении всего урока мною производился контроль детей за качеством усвоения ими учебного материала, также я использовала дифференцированный подход в подаче материала, в случае необходимости оказывала дозированную помощь слабым учащимся. Это является обязательным условием при проведении урока в коррекционной школе.
Я считаю, что в целом урок заслуживает положительной оценки. Дети класса усвоили новый материал, активно работали на уроке. Я думаю, что дидактические, коррекционные и воспитательные цели урока были успешно достигнуты.