ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Пучнина Надежда Пантелеевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 им. К.К. Рокоссовского» города Курска
Мир меняется... А нравственные ценности? Дети ищут. Я ищу. Мы ищем. Современный педагог - не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Педагог – мастер путем размышлений, поиска, анализа жизненного и духовного опыта стремится понять смысл своей профессии, цель своей «встречи» с детьми. Проблема личности учителя в повышении эффективности урока обретает сегодня особую значимость. Гуманистическое воспитание опирается на личность учителя и требует от него веры в человека, уважение его внутреннего мира и гражданской позиции.
Личностно – развивающее направление образования рассматривает систему «учитель – ученик» как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовольствие от своего труда.
Профессиональное развитие учителя – это не только рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное – это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
Я свою задачу как учителя в условиях модернизации школьного образования вижу в том, чтобы побуждать ребенка к самостоятельности, инициативе, активности, адекватности самооценки, создавать условия для рефлексивного, нравственного отношения ученика к собственной жизни.
Я рассматриваю процесс обучения и воспитания как сотворчество, ищу путь «от сердца к сердцу», создаю условия для своих учеников; необычные, трудные, обеспечиваю попадание их в лабиринт с ловушками и подвохами и обязательным выходом; могу поддержать учеников своей верой в то, что они способны двигаться сами и имеют право на свою скорость: не сделаю одного - не дам им готового решения, не навяжу им общепринятую точку зрения.
Чувство собственного достоинства , осознание ценности своей профессии, сохранение творческого отношения к своему делу как призванию помогает мне занять диалоговую позицию в общении с учениками.
Моделируя уроки истории и обществознания на всех уровнях, с пятого по одиннадцатый класс, я фокусирую свою работу на обеспечение будущей жизненной успешности личности обучающегося, учу не только предметным навыкам, а через технологию творческого развивающего обучения, используя метод вербально - логического анализа: что, когда, зачем, почему, методы поисково - исследовательские, которые создают условия для размышления, анализа, сопоставления, формирования у обучающихся своей точки зрения на ту или иную проблему, учу ставить цель, личной ответственности, самодисциплине, умению работать в команде, навыкам общения, даю компетентности на всю жизнь.
Учитель - это художник своего урока, именно он раскрашивает его, мотивируя и заинтересовывая обучающихся разными методическими приемами. Творчество – вот стержень деятельности учителя, ведь дети, молодые люди, не терпят стагнации.. Именно мы, учителя, должны «зажечь», затронуть живые струны души ребенка. Музыка, свечи, поэтическое начало урока, ассоциативные элементы – все эти приемы эмоционально окрашивают урок, благотворно влияют на учеников.
На уроках творческих открытий предлагаю детям следующие задания: персонифицировать историческую проблему или вопрос, проинтервьюировать респондентов, « оживить» историческую картину, смоделировать ситуацию и т.д.
На уроках проблемных заданий (это практические задания, проблемные вопросы, различные виды интеллектуальных задач) ставлю следующие вопросы:
Например, урок в 7 классе (история средних веков). Тема « Древнерусское государство в 10 – 12 вв.» - Обоснуйте причины образования Древнерусского государства. -Докажите, что князь Игорь был не очень удачливым воином и алчным правителем. Какие уроки извлекла княгиня Ольга из убийства князя Игоря?
Урок в 9 классе (история России) Тема «Крымская война» -Постройте логическую цепочку для рассказа о крымской войне из следующих слов и сочетаний: Синоп, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, П.Кошка, Дарья Севастопольская, Севастополь, 1853 – 1856гг., брандеры, П.С. Нахимов, В.И.Истомин, восточный вопрос, Малахов курган, Парижский мирный договор.
Урок дискуссионных вопросов в 11 классе: События октября 1917 года – революция, переворот, военный мятеж? Страна перед выбором: трансформация существующего в СССР режима или прежний жесткий курс? Лидер и толпа – кто от кого зависит в политической жизни общества? Особенно мне удается методический прием - эффект новизны. Например: - на доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки? – ставлю вопрос перед учениками. - даю традиционное задание с уже имеющимся традиционным решением. Предлагаю найти более целесообразный альтернативный вариант. - на доске даю схему или чертеж, и методом «мозгового штурма» предлагаю обучающимся осуществить поиск возможности изложения изучаемого материала с помощью этой схемы. - начинаю и заканчиваю урок нравственной проповедью. - создаю нагнетание исторической ситуации, используя драматизацию материала.
Все эти методические приемы апробированы мной и дают результаты диалоговой деятельности. Они дают возможность ученикам развивать качества личности, которые востребованы сегодня: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, способность выходить из тупиковых ситуаций, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике.
В моей методической палитре особое место занимают музейные уроки. Именно через них воспитывается бережное отношение к историческому наследию русского народа, сохраняется преемственность поколений, они способствуют военно-патриотическому воспитанию школьников, воспитанию граждан своей Родины. Музейные экспозиции как бы «оживают» и обучающиеся погружаются в атмосферу культурных и бытовых особенностей нашего края. Вот фрагмент такого музейного урока: Музей ценностных открытий «Семья как образ жизни. От сердца к сердцу». (для учащихся 11 класса).
Звучит композиция Егора Стрельникова «Земля Русская». На фоне музыки выходят Петр и Февронья. Демонстрируется инсценированный фрагмент благодарственных слов Петра и Февроньи друг другу.
Руководитель музея (на фоне музыки): Семья…семейные ценности…семейные традиции…
Тема очень актуальная, именно сегодня, когда в современном обществе царит культ потребительства, кризис семьи, теряются духовные, нравственные ориентиры, которые делают семью крепкой и стабильной.
Вы – одиннадцатиклассники, вам скоро создавать свои семьи, вам зажигать свой семейный очаг. Каким он будет? Как строить свою семью? Где тот фундамент, который станет основой семьи? Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Я вас приглашаю в музей ценностных открытий, в этнографическую экспедицию, в увлекательный мир этнографии, в мир традиций, обычаев, образа жизни семьи русского крестьянина к. XIX–н. XX века.
Давайте прикоснемся к корням, истокам духовности русского народа и сделаем ценностные открытия. А символом нашей этнографической экспедиции будет ромашка, как принадлежность к семье, любви и верности…
Экскурсоводы представляют фрагмент экскурсии «Крестьянское подворье», «Рушники Курского края», «Народные промыслы к. XIX–н. XXI вв.».
В экспозициях историко-этнографического музея идет разговор с учениками 11 класса о семейных традициях наших предков; проводятся аналогии с сегодняшним днем; составляются родословные; звучат рассказы ребят о своих близких, о семейных реликвиях, о семейных династиях; идет представление персонифицированного фрагмента традиций питания, гостеприимства и правил поведения за столом, с использованием отрывков из «Домостроя», «Юности честное зерцало», в продолжение традиции любви и почитания матери ребята читают письма своим мамам, написанные ими с большим волнением и трепетом…
В ходе музейного урока царила особая атмосфера творчества, открытого общения, поддержки, обмена духовными ценностями.
Главным в музейных уроках становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых.
Особенно мне удаются уроки в форме мастерских ценностных ориентаций. Например:
Мастерская о духовных ценностях в жизни каждого человека.
Для учащихся 11 классов Вопросы участникам мастерской: Что мешает сделать правильный выбор? Какие трудности встречаются на жизненном пути?
Мастер выносит черный ящик и говорит, что здесь лежат предметы, которые убивают личность (метод ассоциативного мышления). Участники мастерской должны определить проблемы дня сегодняшнего и прокомментировать их ( в ящике «безликая» кукла, пластилин (поколение «пластилиновых людей»), сотовый телефон, одноразовая посуда как ассоциация потребительства и т.д.).
( видеосюжет о проблемах молодежи)
Вопрос: Как вы относитесь к этим негативным явлениям? Что выбираете вы?
Этап рефлексии.
Мастер: Я предлагаю вам открыть конверты и смастерить свой мир ценностей, сделать свой выбор, расставить приоритеты! 3 вида заданий:
Первая группа участников выстраивает в иерархии пирамиду ценностей; Вторая группа мастерит личность как носитель вечных ценностей; Третья группа выстраивает свой натюрморт ценностей, который был заявлен в начале мастерской. (нравственный натюрморт).
Особое место в моей методической палитре занимает метод творческих заданий, которые направлены на активизацию интереса к миру истории и этнографии.
Это:
Творческие мини сочинения и сочинения размышления на исторические и этнографические темы, материал к которым ребята могут найти в экспозициях школьного историко – этнографического музея;
Письма к народным умельцам, рассказ о них представлен в экспозициях музея и в исследовательских работах;
Представление и защита творческих рисунков на темы: «Одежда разных сословий России», «Обрядовая кукла», «Фольклор русского народа».
«Оживить» этнографическую картинку, например «В русской избе», «Девичьи посиделки», и т.д.;
Персонифицировать тот или иной отрывок из повести, рассказа, стихотворения, касающихся мира этнографии;
Собрать и защитить «этнографический натюрморт».
На мой взгляд, такого рода задания позволяют обучающимся быть не сторонними наблюдателями исторического материала, а его исследователями, аналитиками и где-то даже почувствовать себя настоящими спасителями Отечества, находя корни и истоки духовности русского народа, истоки его самобытности.
Индивидуальность учителя обеспечивает ему авторитет в глазах учеников - особую профессиональную позицию, означающую специфическое влияние на учащихся, право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Сама по себе должность учителя создает лишь условия для авторитета, но автоматически его не обеспечивает.
Подлинный авторитет опирается на характеристики учителя как субъекта деятельности и общения и на особенности его личности, которые мы обсудили выше: демократический стиль сотрудничества с учащимися, эмпатия, способность к творчеству, позитивная Я-концепция учителя, его стремление к внутреннему росту. К таким личностям тянутся, им подражают, перед ними испытывают обострённое чувство ответственности.
Школьник учится в зависимости от того, как он относится к учителю. Значит, не с предмета, а с того, кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику. Некоторые считают: вот вооружатся новейшими методами и технологиями и все пойдет как надо. Нет, не пойдет. Потому что не методом, тем более чьим-то, а собственным духовным «Я» следует вооружаться. Сделав ставку на себя, изо дня в день можно решать многие проблемы. Учитель обязан быть мастером, очаровать предметом, окрылить знаниями, обворожить своей личностью – вот гарантия успеха.
Библиографический список
Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007.
Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Академия: 2002г.
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). «Российская газета», 18 декабря 2013 г.
Региональный стандарт педагогической деятельности учителя. Kiro46.ru/docs/regstd_teacher.pdf