Практические работы за курс 9 класса
Практическая работа № 1*
«Население России»
Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и с географическими источниками информации (атлас); формировать навыки анализа текстового материала, карты «Плотности населения» и формулирования на основе их анализа выводов
Задание: с помощью атласа заполните таблицу и ответьте на вопросы:
1. Что такое население?
2. Что такое этнос?
3. Какие субъекты по численности населения превышают?
4. Какие субъекты мало заселены, почему?
№ | Субъект РФ | Административный центр | Население (численность) | Языковая семья | Этнос |
1 | Свердловская область | | | | |
2 | Республика Башкортостан | | | | |
3 | Еврейская автономная обл | | | | |
4 | Астраханская область | | | | |
5 | Чувашская республика | | | | |
Практическая работа № 2
«Хозяйство страны»
Цель работы: формирование умений оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования; формирование умений анализировать географическую информацию;
Задание: восполните схему и ответьте на вопросы:
1. Какие факторы влияют на формирование хозяйства страны (экономику)? (Раскройте смысл каждого фактора).
2.Как изменится хозяйство страны (экономика), если не будет одного фактора?
Практическая работа № 3*
«Структура хозяйства»
Цель работы: формирование умений составлять характеристику предприятий Российской Федерации, умения оценивать ресурсный потенциал страны.
Задание: дайте краткую характеристику любого предприятия России (смотрите план).
План
1. Географическое положение (субъект Р.Ф.). 2. Экономико-географическое положение (по отношению к сырью, транспортны
м путям, соседей).
3. Сектора экономики участвующие в технологии производства.
4. Готовая продукция.
5. Поставка готовой продукции
Практическая работа № 4
«Топливно-энергетический комплекс»
Цель работы: формирование умений сравнивать виды ТЭК; формирование умений работать с географической информацией.
Задание: сравните виды электростанций, укажите достоинства и недостатки каждого вида. Заполните таблицу и ответьте на вопросы:
Какой вид электроэнергии влияет на ухудшение экологической обстановки в России?
Какой вид электроэнергии является самым распространѐнным в России?
Какой вид электроэнергии является самым опасным?
Какие виды электроэнергии можно развивать в России, если можно развивать, то на каких территориях?
Тип электростанции | Рабочее сырье | Преимущества | Недостатки | Где наибольшая концентрация | Примеры |
АЭС | | | | | |
ТЭС | | | | | |
ГЭС | | | | | |
Ветровые | | | | | |
Солнечные | | | | | |
Практическая работа № 5*
«Черная и цветная металлургия»
Цель работы: формирование умений анализировать географическую информацию и выявлять зависимость территории и хозяйства, а также учиться структурировать материал для создания презентационных материалов.
Задание: на каких территориях Российской Федерации целесообразно формирование новых металлургических баз. Опираясь на план, разработайте проект металлургической базы.
План создания металлургического предприятия
1. Географическое положение предприятия (экономический район, субъект).
2. Причины создания предприятия.
3. Факторы размещения металлургического предприятия.
4. Указать ограничивающие факторы размещения.
5. Оформить проект.
Практическая работа № 6
«Химико-лесной комплекс России»
Цель работы: формирование умений работать с источниками географической информацией.
Задание: с помощью атласа заполните таблицу и ответьте на вопросы:
1.Какое место, занимает Россия в мире по площади лесов на душу населения?
2. По характеру использования леса, какие группы выделяют в России?
3. Составьте тезисы об особенностях лесной промышленности.
№ | Лесная промышленность | Факторы размещения | Центры | Готовая продукция |
1 | Лесозаготовительная | | | |
2 | Деревообрабатывающая | | | |
3 | Целлюлозно-бумажная | | | |
4 | Лесохимическая | | | |
Практическая работа № 7
«Агропромышленный комплекс России»
Цель работы: формирование умений выявлять зависимость и составлять характеристику отрасли специализации АПК.
Задание: заполните схему «Состав агропромышленного комплекса», приведите примеры и ответьте на вопросы:
1. Что такое АПК?
2. На какой территории развит АПК (укажите субъекты).
3. Факторы, влияющие на АПК.
Практическая работа № 8*
«Связь и сфера обслуживания»
Цель работы: формирование умений проводить простейшие расчѐты и делать выводы.
Задание: В вашей квартире присутствуют следующие приборы:
1. Холодильник – 500 Вт
2. Микроволновая печь – 900 Вт
3. Ноутбук – 400 Вт
4. Телевизор – 200 Вт
5. Утюг – 2200 Вт
Рассчитайте расход электрической энергии, если среднее время работы холодильника 8 часов, ноутбука 4 часа, телевизора 3 часа, микроволновой печи 10 минут (0,16) и утюга – 10 минут.
На основании полученных данных рассчитайте полный расход и стоимость электроэнергии за месяц.
*Стоимость 1 кВт в час – 4 рубля.
Практическая работа № 9
«Рекреационные ресурсы регионов России»
Цель работы: формирование умений составлять характеристику (ФГП) субъекта и устанавливать причинно-следственные связи, а также учиться структурировать материал для создания презентационных материалов.
Задание: создайте рекламный стенд по плану о субъекте, который имеет высокий рекреационный потенциал, или создайте рекламный стенд о субъекте, в котором необходимо развивать рекреационные ресурсы.
План
1. Указать географическое положение субъекта.
2. Указать его особенности в физико-географическом положении (климат, рельеф, флора и фауна).
3. Указать развитый вид туризма / указать предполагаемый вид туризма.
4. Указать достопримечательности (природные, созданные руками человека).
5. Сравните субъекты с высоким потенциалом рекреационного туризма и малым, ответьте на вопрос: «почему?»
6. *Возможно, ли на базе данной территории развивать новые виды туризма (если да, то отразите это на стенде, например, создание нового экскурсионного маршрута и т.д.)