СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы к теме: «Основы исследовательской и проектной деятельности учащихся на начальной образовательной ступени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы к теме: «Основы исследовательской и проектной деятельности учащихся на начальной образовательной ступени»

факультет профессиональной переподготовки Начальные классы

Просмотр содержимого документа
«Практические работы к теме: «Основы исследовательской и проектной деятельности учащихся на начальной образовательной ступени»»

Практические работы к теме: « Основы исследовательской и проектной деятельности учащихся на начальной образовательной ступени

  • 1.Выполните задания, которые вы знаете (понимаете), как нужно выполнить.

  • 2. Запишите проблемы, которые появились у Вас в случаях затруднений в понимании заданий при их выполнении.


Основными проблемами при выполнении заданий стали следующие:


Задание 8. Понимание - выяснение содержания при помощи интерпретации, то есть объяснения по- другому. ( пример к заданию)

  1. Найти пример к заданию. Абсурд - представление несостоятельных (абсурдных) идей на таком фоне, на котором абсурд был бы очевиден, проявлялся бы до такой степени, что идею или умозаключение захотелось бы исправить.






Задание 2

Подчеркните слова (словосочетания), показывающие наиболее существенное во всех определениях проектной деятельности и сформулируйте своё определение


  • Проект - это целенаправленное, управляемое изменение, фиксированное во времени («школа развития» подразделение школы №1133 Москва).

  • При реализации проекта не задаётся последовательность, её определяют проектировщики (К.Н.Поливанова).

  • Проектная деятельность задаёт реальную возможность организации взаимодействия детей между собой при решении ими самими проектной задачи.

  • Проектная деятельность позволяет жить в модельной ситуации, как в реальной.

  • Учитель задаёт только проблемную ситуацию, задачу ставят сами дети.

  • В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее пройденные темы.

  • Проектная задача отличается большим объёмом и неоднородностью материала.

Ваше определение проектной деятельности

Проектная деятельность – целенаправленное взаимодействие между детьми, при решении проблемной ситуации, заданной учителем, где последовательность работы и решение этой задачи осуществляется самими учениками.


Задание № 2

Допишите фразы, определяя ценностные ориентиры начального образования на текущее время

  • Создание психологических условий_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Развитие умения учиться _____________________________________первого шага__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Развитие самостоятельности_______________________________________________и результаты ______________________________________________________________

  • Формирование самоуважения______________________________________________

умения адекватно_________________________________________________________

  • Готовность к _____________________________________ устойчивости в ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3

Сформулируйте задачи для урока русского языка «Родственные слова» (2 класс)

следующих видов

учебная формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, конкретно

практическая умение подбирать родственные слова и выделять корень;

исследовательская проанализировать, какие слова будут называться родственными

творческая учиться образовывать родственные слова от заданного корня

проектная совершенствовать навыки групповой работы (распределять виды деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения); создание конечного продукта «Родные слова».


Задание№4

4.1.Опишите следующие компоненты урока по теме: «Мерка» (1 класс)

1.Проблемная ситуация

Невозможность измерить отрезки привычным детям образом. Например, отсутствует линейка.


2.Учебная задача

Научиться измерять длину, используя новые математические понятия.


3.Плпнируемый учителем результат урока_ сформировать представление о мерке, формировать умения сравнивать и измерять величины с помощью мерки и учить записывать результат измерения.

Планируемый учащимся результат урока понять, что такое мерка, научиться использовать это новое понятие при нахождении длины разных объектов.





4.Спланируйте три задания к рассматриваемому уроку

Система заданий

1.На левом конце доски начерчен отрезок, длина которого обозначена буквой А, а на другом конце еще 4 отрезка с длинами Е, С, Н.Р. Все они расположены по-разному.


Найдите среди отрезков справа отрезок, длина которого равна длине А.

2. предлагается измерить длину и ширину парты, используя предметы, которые находятся на ней. Кто-то возьмет ручку, кто-то тетрадь, кто-то учебник.


Что нужно сделать, чтобы у всех получились одинаковые результаты?

3. давайте посмотрим отрывок из мультика. Включается отрывок из мультика «38 попугаев», когда меряют удава.

Дети, какую информацию о нашей сегодняшней теме мы получили?

Система действий

1.Пытаются угадать

Невозможно приложить отрезки друг к другу.

Дети предлагают взять линейку (но ее нет).

Приходят к выводу, что нужно взять другой инструмент, чтобы смерить длины, например, ладошку.

2. дети измеряют, получают разные данные.

Понимают, что нужно взять одну и туже мерку, например тетрадь.

3. дети говорят, что удава измеряли попугай, обезьяна и слон. Длина удава не изменилась, а результаты измерений были разные.

Приходят к выводу. Что от выбора мерки зависит результат измерений.


4.2. Опишите следующие компоненты урока по теме: «Безударные гласные в корне слова» (2 класс)

1.Проблемная ситуация







2.Учебная задача

_____________________________________________________________________________


3.Плпнируемый учителем результат______________________________________________________________


4.

Система заданий

1.




2.

3.

Система действий

1.





2.

3.


Задание № 5. Проектная задача Город «Относитикус»


В книге « Хорошие манеры» сказано: « Ложка всегда должна лежать справа от тарелки», а вилка - слева. Проверьте, правильно ли лежат ложка и вилка около тарелки Бима. Помогите остальным счетоводам правильно положить ложки и вилки около своих тарелок.


5.1.Напишите примерный алгоритм работы детей с учебной задачей


1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


5.2. Опишите (нарисуйте) карточку помощник, подходящую для этой задачи.



Задание № 6.

Перед вами схема деятельностного метода в обучении (Школа 2100)

    1. Сформулируйте самостоятельно понятие «деятельностный метод в обучении»

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной учебной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации этой работы детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, смогли применять новые полученные знания при решении аналогичных или усложнённых заданий.


Заполните данную схему с ориентировкой на изучение конкретной темы урока, используя строчки ниже.



Примерные темы для работы:

Круговорот воды в природе

Тайна эпитета

Почему «их» так назвали

Загадки континента

Пропорция

Рыцари

Своя тема



1.Постановка учебной задачи (Через какие вопросы, действия, предложения будет поставлена учебная задача?)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Как будет звучать сформулированная в классе учебная задача по выбранной вами теме?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.В чём именно будет заключаться открытое детьми новое знание?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.На каких заданиях можно произвести первичное закрепление?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие вопросы (задания) по названной теме можно предложить для самостоятельной работы. В чём именно самостоятельная работа будет заключаться?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие задания (вид заданий) может быть предложен по выбранной теме в качестве тренировочных задач?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Что именно должно подлежать контролю? Каким образом, через какие задания будет осуществляться контроль?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Что именно нуждается в повторе и как предполагается повторять (виды работ, подходы) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. Представьте, что вы разрабатываете совместно с учащимися проект: «Снежный городок».

Заполните таблицу в соответствии с планом ваших действий


https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-snezhnyi-gorodok-802506.html


Этап работы над проектом

(шаги)

Ваша деятельность

Деятельность учащихся











































Задание №8

Прочитайте характеристики техник в левой колонке, приведите свой пример в другой колонке. Пример может быть не обязательно по учебным предметам, вы можете взять его из сказки, песни, пословицы и т.д.



Мыслительная техника

Ваш пример использования данной техники.

  • Анализ - последовательное и упорядоченное расчленение задачи, идеи, тезиса на части (разделить с целью понимания, выделить, какую – либо характеристику).

Ученик увидел в интернете фотографию топора и решил выяснить, мог ли его сделать древний человек. Он разделил (рассматривал) топор по частям. Он выяснил, какие части есть у топора части, из чего они сделаны. Ученик пришел к выводу, что у топора есть пластиковая часть, а у древних людей пластмассы не было.

  • Синтез - соединение различных идей. Операция порождения целого из частей. Установление между ними связи и соответствия. Соединение различных характеристик одного предмета.

Ученику на олимпиаде нужно выяснить название на иностранном языке спортивной игры с мячом. Зная, что в нее играют. Использую базы. Для ребенка даны несколько иностранных слов с переводами, относящихся к спортивным играм и само слово мяч. Ребенку нужно составить новое слово.

  • Аналогии: используется уже существующее решение в других областях.

Дети читают в учебнике о занятиях оленеводов и их жилище – чуме. Для удобство кочевания это жилище быстро разбирается и устанавливается на новом месте. Детям предлагается догадаться, чем занимаются жители юрты, которая располагается в степи. На основе аналогии, что это не постоянное жилище, его легко перенести дети приходят к выводу, что эти люди занимаются скотоводством и кочуют со своими стадами.

  • Ассоциации: основаны на творческом воображении уже существующих объектов окружающего мира.

Предлагается детям поискать в классе предметы и доказать, с какими геометрическими фигурами они у них ассоциируются. Затем учитель показывает на карточках или на слайдах более сложные не плоскостные фигуры (может быть использовано в 3-4 классе) и для работы с детьми с высоким учебным потенциалом. Например, дом, пирамида, колодец, кубик.

  • Индукция (от латинского «наведение») – умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу. Здесь логика рассуждений следует от частных примеров или характеристик к общему выводу.

На занятии детям даны плоские предметы предметы. Под ними подписаны их площади. Например площадь ластика 20мм.кв., площадь тетради 3 дм.кв, класса 30 м.кв. района города 12 км.кв.

Детям предлагается сделать вывод: в какиех единицах измерения принято измерять площадь.

Дети скажут, что везде присутствует цифра 2 или по-другому квадратный. А мерки могут быть разными.

  • Дедукция - выделение новой мысли логическим путём из предшествующих мыслей (логика рассуждений следует от общего умозаключения к частному случаю) Это может быть цепочка событий, которые зависят друг от друга или причина и следствие. Это суждения со словами «потому что, поэтому, из- за того что, если…то…»

Учащимся предлагается выяснить, почему в данной местности погиб папоротник. Из дополнительной литературы они узнают, что папоротник любит тенистые места.

Причина: Деревья в этом районе вырубили

Следствие: папоротник погиб.

  • Понимание - выяснение содержания при помощи интерпретации, то есть объяснения по- другому.

Дети читают в энциклопедии какое-либо понятие. Затрудняются в понимании его смысла. Прибегают к помощи других источников информации: публицистическая литература, видеофрагменты из научно-популярных передач, знания родителей, учителя.

  • Рефлексия - осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы.

Наблюдение себя и других «со стороны». Осмысление помех в работе, осознание своих затруднений и затруднений группы с внешне рефлексивных позиции.

В начале урока перед учащимися ставятся учебные задачи. Ученики в ходе урока выполняют определенные задания по теме. Они отмечают у себя, на сколько просто им было выполнить задание. Если ученик сталкивается с затруднением. Он тут же может понять, каких знаний ему не хватает и восполнить их. В конце урока ему наглядно видно, на сколько успешно он поработал на уроке, все ли задания он выполнил, справился, возникали ли у него трудности. И самое главное, решил ли он для себя задачи урока.

  • Абсурд - представление несостоятельных (абсурдных) идей на таком фоне, на котором абсурд был бы очевиден, проявлялся бы до такой степени, что идею или умозаключение захотелось бы исправить.


  • Неология: заимствование чужих идей, но не плагиат. Учащиеся отвечают на вопросы: Что при заимствовании можно изменить?

Что нужно изменить? Каким образом лучше сделать?

Техника успешно работает на уроке технологии, когда детям предоставляется образец работы, например, открытки, роспись пасхального яйца или вышивка. Детям нужно внести изменения на свой вкус таким образом, чтобы результат отличался от оригинала исполнением, а не задумкой.

Эвристическое комбинирование: Идея доводится до абсурда (см. выше), а потом при помощи учителя в этом находится рациональное зерно.


Антропотехника: техника, которая проектирует (приспосабливает, что- либо для удобства человека).



Задание №9

Придумайте не сложную задачу, имеющую только одно решение, задайте к ней вопрос, ориентированный на единственно правильный ответ.

На столе перед учениками лежат изображения различных растений. Какое расттение роза?__

Объясните, что значит «ответ», выделенный только из имеющейся информации?

Это значит, что ответом может быть только тот предмет, объект, изображение, которое есть в задании.___

Почему техники, связанные с классификацией мы относим к конвергентному типу решения задач?

Потому что в ответе у конвергентных заданий может быть только один правильный ответ. Классифицировать, или разделять на группы, или найти что-то можно только однозначно.

Задание №10.

Придумайте не сложную задачу, имеющую несколько решений.

На доске написаны слова: мама, земля, дядя, Ванька, куртка, дыня. Как можно разделить эти слова на две группы?

Докажите, что ответов к этой задаче несколько и ответов, тоже может быть несколько. Какими, например, могут быть решения?

    1. По роду (мужской дядя, Ванька; женский: мама, земля, куртка, дыня)

    2. По окончанию ( на –а, или –я)

    3. Живое/не живое

    4. Собственное/нарицательное

Как вы понимаете слова «оригинальная идея»?

Идея, которая отличается от других, необычная, новая, с творческим подходом, интересная в реализации или в задумке.

Что значит осуществить самовыражение при помощи мышления?

Добиться успехов, результатов своей работы по средствам своей умственной деятельности.

Задание №11

алгоритм «выращивание идеи» под ситуацию:

А что, если собаки заговорят и потребуют для себя паспорт?

    1. Я умею говорить, значит умею думать

    2. Я хочу высказать свое мнение

    3. Как я могу высказать мнение, если я никто (у меня нет ни имени ни прав)

    4. Я хочу, чтоб меня признали разумным и выдали паспорт.

    5. Я получу паспорт и буду отстаивать свои права.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №12

Дайте общее определение универсальным учебным действиям для начальной школы


Универсальными для учащихся начальной школы являются умения, которые:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!