Ожидаемые результаты.
Цель курса: «Введение в проектную деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым пятиклассником индивидуального проекта по итогам учебного года. Задачи курса «Введение в проектную деятельность»
1. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения.
3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться поставленной цели.
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Обеспечение выполнения требований ФГОС предусматривает решение множества задач. Часть из них может решаться через организацию проектной деятельности обучающихся. В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Введение в проектную деятельность» решаются такие задачи, как:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной практики;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Программа курса «Введение в проектную деятельность» предназначена для работы с детьми 6-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся. Курс «Введение в проектную деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Введение в проектную деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС основного общего образования к достижению метапредметных результатов.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.).
Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации проектов в классе, на школьной и районной конференции ученических исследовательских и проектных работ.
Срок реализации программы:1 год (6 класс).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения программы «Введение в проектную деятельность» отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы «Введение в проектную деятельность» отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы «Введение в проектную деятельность» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Введение в проектную деятельность» , должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение – знакомство с содержанием проекта.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Виды проектов
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Этапы проекта
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Портфолио проекта
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
Паспорт проекта
Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещения в портфолио шестиклассника)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Содержание курса
№ п/п | Раздел курса | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Введение | 1 | 1.Введение в проектную деятельность | 0,5 | 0,5 |
2 | Виды проектов | 2 | 2.Виды проектов | 1 | 1 |
3 | Этапы проекта | 18 | 3.Проблематизация | 1 | 1 |
| | | 4.Планирование | 1 | 1 |
| | | 5.Поиск информации и ее обработка | 1 | 2 |
| | | 6.Реализация проекта | 1 | 5 |
| | | 7.Презентация проекта | 1 | 2 |
| | | 8.Коррекция проекта , самооценка и рефлексия | 1 | 1 |
4 | Портфолио проекта | 10 | 9.Требования к оформлению проекта | 1 | 2 |
| | | 10.Оформление портфолио проекта | 1 | 4 |
| | | 11.Презентация портфолио проекта | 1 | 1 |
5 | Паспорт проекта | 3 | 12.Паспорт проекта | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 34 | | 11,5 | 22,5 |
2.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
№ занятия | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Основные виды деятельности Обучающихся (УУД) |
| 1.Введение-1 час | | | |
1 | 1.Введение в проектную деятельность – 1 час | | | Смысло-образование (Л) |
| Знакомство с понятием проект. | 0,5 | | Формулирование познавательной цели (П) |
| Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени» | | 0,5 | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера ( П) |
| 2.Виды проектов -2 часа | | | |
| 2.Виды проектов – 2 часа | | | |
2 | Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности | 1 | | Классификация объектов ( П) |
3 | Отбор предметных предпочтений для выбора проекта ( тестовые таблицы и рисунки) | | 1 | Выбор оснований и критериев для сравнения; доказательство (П) |
| 3.Этапы проекта – 18 час | | | |
| 3.Проблематизация-2 ч | | | |
4 | Понятие проблемы проекта Составление «Ромашки» - 6 П проекта | 1 | | Подведение под понятие, выведение следствий (П) выдвижение гипотез и их обоснование ( П) |
5 | Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, курение, сменка. | | 1 | Постановка вопросов ( К) |
| 4.Планирование-2 ч | | | |
6 | Значение планирования в проектной деятельности | 1 | | Определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К), (Р) |
7 | Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов | | 1 | Планирование (Р) |
| 5.Поиск информации и ее обработка – 3 ч | | | |
8 | Виды информации и способы ее получения | 1 | | Поиск и выделение информации ( П) |
9 | Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе. | | 1 | Поиск и выделение информации ( П), постановка вопроса ( К) |
10 | Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными. | | 1 | Анализ, синтез ( П) |
| 6.Реализация проекта-6 ч | | | |
11 | Значение графика работ для выполнения плана проекта | 1 | | Планирование, контроль (Р) |
12 | Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта | | 1 | Поиск и выделение информации ( П), постановка вопроса ( К) |
13 | Консультации руководителя проекта .Формирование структуры проекта | | 1 | Построение логической цепи доказательств ( П) |
14 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. | | 1 | Построение логической цепи доказательств ( П) Поиск и выделение информации ( П), постановка вопроса ( К) |
15 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта | | 1 | Построение логической цепи доказательств ( П) Поиск и выделение информации ( П), постановка вопроса ( К) |
16 | Составление отчета о ходе реализации проекта | | 1 | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
| 7.Презентация проекта-3 ч | | | |
17 | Требования к презентации проекта. | 1 | | Нравственно-этическое оценивание (Л) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
18 | Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п. | | 1 | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
19 | Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализированное выступление, медиапрезентация и т.п. | | 1 | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
| 8.Коррекция проекта , самооценка и рефлексия-2 ч | | | |
20 | Для чего нужна коррекция проекта | 1 | | Коррекция и оценка ( Р) |
21 | Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом | | 1 | Коррекция и оценка, волевая саморегуляция ( Р) |
| 4.Портфолио проекта-10 часов | | | |
| 9.Требования к оформлению проекта-3 ч | | | |
22 | Требования к оформлению портфолио проекта | 1 | | Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р) |
23 | Отбор содержания для портфолио | | 1 | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
24 | Оформление портфолио проекта | | 1 | Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
| 10.Оформление портфолио проекта-5 ч | | | |
25 | Материалы и способы оформления портфолио | 1 | | Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
26 | Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ | | 1 | Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
27 | Консультации руководителя проекта.Оформление портфолио проекта | | 1 | Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
28 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | | 1 | Знаково-символические, моделирование ( П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
29 | «Сборка» портфолио проекта | | 1 | Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р) |
| 11.Презентация портфолио проекта-2 ч | | | |
30 | Требования к презентации | 1 | | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
31 | Составление презентации | | 1 | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
| 5.Паспорт проекта | | | |
| 12.Паспорт проекта -3 ч | | | |
32 | Структура паспорта проекта | 1 | | |
33 | Отбор материала для заполнения паспорта проекта | | 1 | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К) |
34 | Заполнение паспорта проекта | | 1 | Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р) |
| Итого: 34 ч | 11,5 | 22,5 | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: ФГОС основного общего образования
2. Материально - техническое обеспечения образовательного процесса:
Учебный кабинет, проектор, наборы карандашей, ПК, принтер, цветная бумага, ножницы, фотоаппарат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение шестиклассниками новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение щкольников к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.
Учащиеся 6-х классов должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Планируемые результаты
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить сбор информации и обрабатывать ее; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи; принимать критику, использовать замечания для совершенствования проекта. | В ходе решения системы проектных задач у школьников должны сформироваться следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Контролировать ход реализации своего проекта на практике. |
Итоговый результат: |
Шестиклассники должны разработать и реализовать свой индивидуальный годовой проект. |
Место представления результата: презентации проектов, участие в конкурсах, выставках, конференции, фестивали, и пр. |