Практическая работа
Тема: «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»
Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части
1. Зарисуйте бактериальную клетку
2. Подпишите названия ее структур
3. Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки.
Практическая работа
Тема: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Цель: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.
Оборудование: муляжи грибов, рисунки.
1. Определите какие грибы изображены на рисунке в учебнике.
2. Выпишите ядовитые грибы.
3. Ответьте на вопрос: по каким признакам вы их выделили?
Составьте краткий ответ.
Практическая работа
Тема: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности определение их систематического положения в жизни человека»
Цель: научиться распознавать растения своей местности; систематизировать их по видам, родам, классам.
Оборудование: гербарии растений, рисунки.
1. Рассмотрите гербарный материал, выберите те растения, которые встречаются в нашей местности.
2. Выпишите названия растений
Вид растения | Род | Семейство | Класс | Значение |
| | | | |
3. Какие признаки используют для разделения классов покрытосеменных на семейства?
4.Какие семейства растений нашей местности наиболее часто встречаются?
5. Верно ли утверждение, что некоторые представители злаков считаются главными пищевыми растениями? Какова их роль в природе?
Практическая работа
Тема: «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях»
Цель: Дать характеристику биомам суши; рассмотреть основные биомы суши и мирового океана.
Оборудование: схемы, иллюстрации.
1. Дайте характеристику биому.
2. Установите какие биомы существуют на планете Земля. Выпишите названия биомов. Какие признаки характерны для всех биомов?
3. Работа в группах по вариантам:
Вариант 1. Биомы Евразии
Вариант 2. Биомы Северной Америки
Вариант 3. Биомы Южной Америки
Вариант 4. Биомы Африки
4. Составьте таблицу
Название биома | Климатические условия | Растения | Животные |
| | | |
4.1. Рассмотрите биомы суши. Объясните различия в распределении биомов суши для северного и южного полушарий Земли, а также причины, обуславливающие формирование некоторых биомов (например, биома пустынь в Азии, Северной Америке, Южной Африке).
4.2. Рассмотрите иллюстрации биомов моря. С помощью таблицы ниже скажите, какой из биомов моря имеет самую низкую продуктивность на единицу площади? Какие факторы обуславливают такую низкую продуктивность?
5. Вывод.
Практическая работа
Тема: «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»
Цель: Научиться составлять и описывать жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Оборудование: таблица
1. Рассмотрите цикл развития печеночного сосальщика
2. Составьте в тетради схему развития печеночного сосальщика
3 Рассмотрите цикл развития бычьего цепня
4. Составьте в тетради схему развития бычьего цепня
5 Сделайте вывод (где живет взрослый червь, как заражаются животные, кто является основным хозяином и промежуточным).
Практическая работа
Тема: «Жизненный цикл человеческой аскариды»
Цель: Научиться составлять и описывать жизненный цикл человеческой аскариды
1. Рассмотрите схему развития аскариды
2. Зарисуйте в тетрадь цикл развития (в виде схемы)
3. Сделайте вывод (где живет взрослый червь, как заражаются животные и человек, кто является основным хозяином и промежуточным).
Практическая работа
Тема: «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи»
Цель: установить в чем сходство и различие в скелетах черепахи, змеи, и ящерицы
Оборудование: таблица, скелеты
1. Рассмотрите скелет ящерицы, змеи, черепахи (класс пресмыкающиеся)
2. Найдите сходство и различие в строении скелетов животных
3. Составьте таблицу
Ящерицы | Змеи | Черепахи |
Различия: |
| | |
Сходства: |
1. 2. 3. 4. 5. |
4. Сделайте вывод
Практическая работа
Тема: «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека»
Цель: научится распознавать животных своей местности по рисункам и таблицам.
1. Рассмотрите рисунки и таблицы, найдите животных, проживающих в нашей местности.
2. Выпишите названия этих животных и места, где они обитают
3. Установите их значение в природе и жизни человека
4. Составьте кроткий конспект.
Практическая работа
Тема: «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»
Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части
1. Зарисовали бактериальную клетку
2. Подписали названия ее структур
3. Вывод об особенностях строения бактериальной клетки:
нет оформленного ядра (наследственный материал (нуклеоид) не отграничен от цитоплазмы оболочкой);
на поверхности клеток часто имеются разного рода жгутики и ворсинки — органоиды движения;
есть клеточная стенка, ее основу составляет вещество, близкое к целлюлозе, или клетчатке;
многие бактерии снаружи покрыты слоем слизи; имеется цитоплазматическая мембрана, отделяющая цитоплазму изнутри от клеточной стенки;
в цитоплазме мембран мало, они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны;
нет органоидов, окруженных мембраной (митохондрий, пластид, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи и др.);
рибосомы имеют меньший размер, чем у эукариот;
ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.
Практическая работа
Тема: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Цель: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.
Оборудование: муляжи грибов, рисунки.
1. На рисунке в учебнике изображены шляпочные грибы.
2. Ядовитые грибы: Свинушка тонкая (Синонимы: Коровник, Кобылка, Свинух, Свинарь, Свинорой, Свинуха, Свиное ухо). Жёлчный гриб (Ложный белый гриб). Мухомор красный. Бледная поганка. Ложноопёнок серо-желтый. Шампиньон желтокожий. Галерина окаймленная.
3. В группу съедобных грибов обычно входят те, которые пригодны для кулинарного использования без какой-либо дополнительной обработки, то есть их можно тушить, жарить и варить сразу же после обычного удаления грязи и чистки. К съедобным грибам относятся самые популярные из них – белые грибы, подберезовики, подосиновики, шампиньоны, маслята, рыжики и проч., которые легко отличить от любых других. Но для того, чтобы отличить съедобные грибы надо точно знать не только их внешний вид, но и места характерного произрастания.
Из общих признаков различия между съедобными и несъедобными грибами стоит выделить отсутствие у первых резкого или едкого запаха, характерного ядовитым грибам (например, редьки или хрена), чрезмерно яркого, светлого и броского окраса (как у бледной поганки и мухомора). У них также есть отличия в ножке (отсутствие/наличие сетчатого рисунка, кольцевидной вуали), цвете пластин и мякоти. Еще один признак съедобных грибов – произрастание не в тех местах, где традиционно встречаются аналоги, которые имитируют ядовитые грибы.
Однако существуют грибы, потенциально опасные лишь в сыром виде: после варки, содержащиеся в них отравляющие вещества растворяются в воде и грибы становятся пригодными к употреблению. К ним принадлежат сыроежка жгучеедкая, груздь черный и желтый, волнушка розовая, строчок обыкновенный. Нередко причиной отравления могут стать и вполне съедобные грибы: особенно опасны старые (крупные, темные, червивые), а также залежавшиеся – как в свежем, так и в приготовленном виде
Практическая работа
Тема: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности определение их систематического положения в жизни человека»
Цель: научиться распознавать растения своей местности; систематизировать их по видам, родам, классам.
Оборудование: гербарии растений, рисунки.
1. Рассмотрели гербарный материал, выбрали те растения, которые встречаются в нашей местности.
2. Названия растений
Вид растения | Род | Семейство | Класс | Значение |
Мать-и-мачеха обыкновенная | Мать-и-мачеха | Астровые | Двудольные | В качестве лекарственного сырья, в народной медицине это растение употребляется от очень многих болезней. Биологически активные вещества оказывают комплексное воздействие на воспалительные процессы. Мать-и-мачеха — традиционное средство от кашля. |
Подорожник большой | Подорожник | Подорожниковые | Двудольные | Препараты из листьев подорожника большого обладают многосторонним целебным действием. В медицине листья применяют как ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, отхаркивающее, снотворное, обезболивающее, бактерицидное и противоаллергическое средство. |
Рожь посевная | Рожь | Злаки | Однодольные | Из зерна изготавливают ржаной квас, производят муку, идущую преимущественно на хлеб, получают крахмал, а также используют его как сырьё для производства спирта. Рожь является одним из самых распространённых (после горчицы) и наиболее ценных сидератов (подавляет сорняки и болезни растений). Рожь оказывает сильное структурирующее (разрыхляющее)действие, частично вытесняет различных вредителей (в особенности нематод). Свежие стебли ржи используют как фураж, ржаная солома используется в качестве дешёвого и простого в изготовлении кровельного материала. |
3. Какие признаки используют для разделения классов покрытосеменных на семейства?
4.Какие семейства растений нашей местности наиболее часто встречаются?
Ульяновск находится на границе между лесами севера и степями юга, чем обусловлена уникальность его растительного мира. Здесь можно встретить можжевельник казацкий и можжевельник обыкновенный, реликтовые растения (благодаря отсутствию оледенения в ледниковый период пережившие неблагоприятную эпоху): ветреницы алтайская и лютиковая. Встречается много видов синантропных растений, т. е. растений, распространению которых невольно способствовал человек. Страны их происхождения закреплены в названиях — клен канадский, элодея канадская и т. д. Таким образом, растительный мир Ульяновска отличается от соседних регионов большим видовым разнообразием.
Леса подразделяются на хвойные и лиственные, основными породами деревьев являются сосна, дуб, липа, береза, осина, ель. Кустарниковый ярус, или подлесок, в ульяновских лесах состоит из орешника и бересклета, травяной ярус образован осокой и папоротником. Больше сосновых распространены широколиственные леса.
Территория степей сейчас небольшая, т. к. основная их часть занята сельхозугодьями, соответственно и степная растительность в значительной степени утрачена. Растительный покров в степях состоит из дерновинных трав, названных так потому, что они образуют плотный слой дерна, состоящий из корней, живых побегов и отмерших стеблей. К дерновинным относятся различные виды ковылем, овсяница, тонконог. В кустарниковых степях растут спирея, ракитник, степная вишня и миндаль низкий. В песчаных степях прижились гвоздика песчаная, тимьян, тонконог.
Отдельно следует упомянуть растительность болотистых местностей, так как именно на болотах произрастают реликты, дошедшие до нас из ледникового периода. Здесь распространены сфагновые мхи, верхушки которых постоянно растут, а нижние части отмирают, образуя торф. Из кустарников для болот характерны вечнозеленые багульник, болотный мирт, клюква, голубика. Из травяных интерес представляют насекомоядные росянки.
5. Верно утверждение, что некоторые представители злаков считаются главными пищевыми растениями. Их роль:
Все злаки являются богатейшим источником энергии для организма.
Кукуруза Богатый углеводный комплекс и целый ряд витаминов: B1, B2, B6, PP.
Рожь содержит много белка, витаминов группы B и минеральных солей.
Пшеница обеспечивает организм энергией и укрепляет его защитные силы. Благодаря витаминам A, D, E, C, B и ненасыщенным жирным кислотам.
Рис источник углевода, калия, витаминов группы B и аминокислот, играющих важнейшую роль в развитии организма.
Овес богат калием, магнием, фтором, цинком, йодом. В его зернах содержится до 18% белков.
Гречка содержит много углеводов, растительного белка, клетчатки, витаминов B1, B2, B6, PP, минеральных веществ.
Практическая работа
Тема: «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях»
Цель: Дать характеристику биомам суши; рассмотреть основные биомы суши и мирового океана.
Оборудование: схемы, иллюстрации.
1. Биом — совокупность экосистем одной природно-климатической зоны. Биом — более крупная, чем биоценоз, биосистема, включающая в себя множество тесно связанных биоценозов.
2. Выделяют 6 основных типов биомов: тундра, хвойные леса, листопадные леса, тропические леса, степь и пустыня.
Наиболее важные биомы (природные зоны) суши: тундра, тайга, широколиственные леса, степи, саванны, пустыни, тропические влажные леса, вечнозеленые леса, средиземноморский тип экосистем.
Биомы водных экосистем определяются в первую очередь соленостью воды, содержанием в ней элементов питания, кислорода, температурой, скоростью течения.
Экосистемы пресных вод разделяются на биомы стоячих и проточных вод. Экосистемы стоячих вод более разнообразны, так как в этом случае шире пределы изменения условий, определяющих состав биомы и ее продукцию, – глубины водоема, химического состава воды, степени зарастания водоема. В биомах проточных вод большую роль играет скорость течения, различен состав биомы на перекатах и плесах.
Среди экосистем морских побережий различают биомы приморских скалистых побережий, достаточно бедных элементами питания, и эстуариев (лиманов) – богатых элементами питания илистых отмелей у впадения рек. Другие биомы океана - литорали, континентального шельфа, автотрофные и гетеротрофные экосистемы пелагиали, бентали, коралловые рифы, хемоавтотрофные экосистемы гидротермальных оазисов.
3. Работа в группах по вариантам:
Вариант 1. Биомы Евразии
Вариант 2. Биомы Северной Америки
Вариант 3. Биомы Южной Америки
Вариант 4. Биомы Африки
4. Составьте таблицу
Название биома | Климатические условия | Растения | Животные |
Тундра | Занимает северную часть Евразии и Северной Америки. Расположен между полярными льдами на севере и обширными массивами лесов на юге. По мере удаления от арктических льдов (Гренландия, Аляска, Канада, Сибирь) располагаются обширные просторы безлесной тундры. Весьма суровые условия. | Основная растительность — мхи, лишайники и травы, покрывающие землю в короткий период вегетации. Встречаются низкорослые карликовые древесные растения. | Основной представитель животного мира — северный олень (североамериканская форма его называется карибу). Обитают также заяц-беляк, полевка, песец, лемминг |
Тайга - биом бореальных (северных) хвойных лесов. Она протянулась на 11 тыс. км вдоль северных широт земного шара. Ее площадь составляет около 11 % суши. Таежные леса растут только в Северном полушарии, поскольку широты Южного полушария, где они могли бы находиться, заняты океаном. | Условия таежного биома довольно суровые. Около 30-40 дней в году здесь бывает достаточно тепла и света для того, чтобы росли нормальные деревья (в отличие от тундры, где насчитывается несколько видов карликовых деревьев). | Огромные территории покрыты зарослями ели, сосны, пихты и лиственницы. Почти половину этой площади занимает лиственница — листопадное хвойное дерево, представленное несколькими видами. Из лиственных встречается примесь ольхи, березы, осины. | Основные крупные травоядные — лось и олень. Много хищников: куница, рысь, волк, росомаха, норка, соболь. Грызуны представлены широко — от полевки до бобра. К постоянным обитателям тайги относятся многие виды куропаток. Из земноводных встречаются в основном живородящие, так как прогреть кладку яиц за короткое лето невозможно. |
Биом листопадных лесов умеренной зоны. Данный биом характерен для Центральной Европы, частично Восточной Азии и востока США. | В умеренном поясе, где достаточно влаги (800-1500 мм в год), а жаркое лето сменяется холодной зимой, развились леса определенного типа. К существованию в таких условиях приспособились деревья, сбрасывающие листву в неблагоприятное время года. | Широколиственные породы – дуб, бук, клен, ясень, липа, граб. Хвойные — сосна и ель, тсуга и секвойя. Современная лесная растительность сформировалась под влиянием человека. Нетронутыми можно считать лишь леса в Сибири и на севере Китая. | Большинство лесных млекопитающих — барсуки, медведи, благородные олени, кроты и грызуны — ведут наземный образ жизни. Волки, дикие коты и лисы — распространенные хищники. Множество птиц: дятлы, синицы, дрозды, зяблики и др. |
Степи умеренной зоны. Основные площади этого биома представлены азиатскими степями и североамериканскими прериями. Малая его часть расположена на юге Южной Америки и Австралии. | Осадков недостаточно (от 250 до 750 мм в год), чтобы здесь росли деревья. Но хватает, чтобы не допустить образование пустынь. | Почти все степи распаханы и заняты посевами зерновых и культурными пастбищами. Встречаются низкотравные (не выше полуметра), смешаннотравные (от 50 до 150 см) и высокотравные (достигают 3-метровой высоты) растения. | На обширных степных просторах паслись огромные естественные стада травоядных млекопитающих. Сейчас здесь можно встретить только одомашненных коров, лошадей, овец и коз. Из коренных обитателей следует назвать североамериканского койота, евразийского шакала, гиеновую собаку. |
Средиземноморская зона. Этот биом носит специфическое название - чапароль. | Территории вокруг Средиземного моря характеризуются жарким засушливым летом и прохладной влажной зимой | Растительность представлена в основном колючими кустарниками и ароматическими травами. Распространена жестколистная растительность с толстыми и глянцевыми листьями. Деревья редко вырастают до нормального состояния | Из животных в этом биоме встречаются кролики, древесные крысы, бурундуки, некоторые виды оленей, иногда косули, рыси, дикие кошки и волки. Множество ящериц и змей, насекомых, особенно цикад. В Австралии в зоне распространения чапараля можно встретить кенгуру, в С. Америке — зайцев и пум. |
Пустыня. Более 1/3 суши на нашей планете составляют неблагоприятные для жизни области — пустыни и полупустыни. Крупнейшая из них — Сахара (более 7 млн км2) почти равна площади Европы. Ежегодно ветер поднимает здесь от 60 до 200 млн т пыли, разнося ее далеко за пределы африканского континента. | Биом пустынь характерен для зон Земли, где выпадает в год менее 250 мм осадков. Сахара, так же как пустыни Такла-Макан (Центральная Азия), Атакама (Южная Америка), Ла-Жойа (Перу) и Асуан (Ливия), относится к жарким пустыням. Однако есть пустыни, например Гоби, где в зимний период t* опускается до -20 °С. | Растения относятся к группе суккулентов — кактусы и молочаи. В холодных пустынях площади заняты растениями, из группы солянок (виды из сем-ва маревых) – имеют длинную, разветвленную корневую систему, чтобы добывать воду с больших глубин. | Животные пустыни небольшие (скрываются под камнями, в норах). Выживают, поедая запасающие воду растения. Из крупных животных - верблюд, (долго обходится без воды). Тушканчик и кенгуровая крыса, могут существовать без воды неопределенно долгое время, питаясь лишь сухими семенами. |
Биом тропических саванн. Саванны - обширные открытые пространства, покрытые обильной травой. Термин «саванна» означает «равнина без деревьев». Этот биом распространен бедных почвах, что послужило причиной относительной его сохранности. | Биом располагается по обеим сторонам от экваториальной зоны между тропиками. Саванны находятся в Центральной и Восточной Африке, хотя встречаются и в Южной Америке, и в Австралии. | саванна — высокая трава с редко стоящими деревьями из рода акация, баобаб, древовидные молочаи. | В саваннах Африки самое большое количество копытных (гну, зебра, газели Томпсона). На равнинах В. Африки обитают самое быстрое в наземном мире животное — гепард. Другие — леопард, львы, гиеновые собаки, гиены, грифы и т.д. |
Биом тропических лесов. Тропические дождевые леса занимают тропические области Земли в бассейнах Амазонки и Ориноко в Южной Америке, бассейны Конго, Нигера и Замбези в Центральной и Западной Африке, Мадагаскар, Индо-Малайскую область и Борнео-Новую Гвинею. | Выпадают обильные осадки, всегда тепло без выраженных сезонных колебаний. Средняя температура в течение года +26 °С. Средняя величина годовых осадков — 230-240 см. Иногда их количество достигает 762 см (Колумбия). Относительная влажность составляет в среднем 76%. | Постоянно влажный климат - растения очень крупные и хорошо развитые. Лес сплошной стеной поднимается на высоту до 75 м. Верхний ярус представлен гигантскими деревьями. Почти все деревья увиты многочисленными лианами и украшены растениями-эпифитами и паразитами. | Все разнообразие животных в среднем ярусе - насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие. Можно встретить слонов, тапиров, оленей, горилл и других. |
4.1. Рассмотрели биомы суши. Для разграничения наземных биомов кроме физико-географических условий среды используют сочетания жизненных форм растений, их составляющих. Например, в лесных биомах ведущая роль принадлежит деревьям, в тундре — многолетним травам, в пустыне — однолетним травам, ксерофитам и суккулентам.
Основной признак, по которому выделяют биомы суши, — особенность растительности того или иного региона. Сходные биомы континентов объединяются в типы биомов. Продвигаясь с севера планеты к экватору, можно наблюдать изменения биомов.
4.2. Рассмотрели иллюстрации биомов моря. Самые продуктивные биомы, как для суши, так и для океана, — те, которые имеют максимальную биомассу. Впрочем, биомасса наземных экосистем намного выше, чем морских. Это связано с тем, что на суше преобладают крупные растения со значительным количеством опорных и проводящих тканей.
5. Вывод. Продуктивность наземных экосистем падает от тропиков к умеренным широтам и далее к полюсам. Для морских местообитаний зависимость продуктивности от географического положения сложнее, так как на продуктивность существенно влияют течения и пути перемещения биогенов. Часто приполярные области моря оказываются весьма продуктивными благодаря хорошей растворимости газов в холодной воде.
Практическая работа
Тема: «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»
Цель: Научиться составлять и описывать жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Оборудование: таблица
1. Рассмотрели цикл развития печеночного сосальщика
2. Схему развития печеночного сосальщика

3. Рассмотрели цикл развития бычьего цепня
4. Схему развития бычьего цепня

5. Вывод (где живет взрослый червь, как заражаются животные, кто является основным хозяином и промежуточным).
5.1. Развитие гельминта начинается, когда оплодотворённые яйца печеночного сосальщика выводятся из организма основного хозяина через кишечник и оказываются в простойных водоёмах (пруд, ручей и лужа). Через 14-20 суток из яиц появляется личинка. Она называется мирацидий (0.02-0.3 мм), ее тело укрыто ресничками, перемещается по водоёму, попадёт в тело 1-го промежуточного хозяина. Промежуточным хозяином мирацидия становится моллюск (прудовик). На данном этапе мирацидия трансформируется в спороцисту, заполненную 2-мя видами зародышевых клеток:
редии - проникают в печень к поражённому моллюску;
церкарии –личинки взрослых паразитов, которые покидают организм моллюска и плавают в воде, они попадают на траву, почву, проникнут в организм конечного хозяина, также они могут продолжить развитие в организме пресноводной рыбы.
Церкария, находящаяся в воде, на траве, в земле, в рыбе, через рот проникает в организм человека либо животных. Доходя до кишечника, она снимает защитную оболочку, через жёлчные протоки проникает в печень. Здесь за 10-15 недель глист развивается до половозрелой особи, которая начинает процесс размножения, откладывая яйца. Они выделяются в окружающую среду, и цикл развития начинается сначала.
5.2. Яйца попадают в окружающую среду вместе с экскрементами человека, где ожидают попадания в организм промежуточного хозяина. Свинья случайно проглатывает их с кормом. В кишечнике животного развивается шестикрючная личинка - онкосфера. Она представлена в форме шара, состоящего из большого количества клеток. На нем находятся хитиновые крючья, помогающие паразиту переместиться сквозь стенку кишечника в кровоток и разнестись в ткани мышц и внутренних органов. Там формируются личиночные пузырьки (цистицерки). Их размер не больше горошины, внутренняя полость заполнена жидкостью. На цистицерках находится небольшая ямка, содержащая внутри себя недоразвитые крючья и присоски – это будущая голова (сколекс) глиста. Дальнейшее развитие личиночного пузырька происходит при попадании в кишечник окончательного хозяина.
При употреблении свинины, не подвергшейся требуемой термической обработке, человек заражается. После попадания цистицерка в кишечник он выворачивает голову наружу и цепляется с помощью присосок и крючьев к стенкам кишечника. Затем с конца наращиваются новые членики и в течении примерно двух месяцев формируются взрослые особи. Цикл развития замыкается.
Практическая работа
Тема: «Жизненный цикл человеческой аскариды»
Цель: Научиться составлять и описывать жизненный цикл человеческой аскариды
1. Рассмотрели схему развития аскариды
2. Цикл развития (в виде схемы)

3. Вывод. Яйцо попадает в организм человека. Личинка из кишечника попадает в кровь. Мигрирует в легкие. Выкашливается и повторно проглатывается. Взрослая особь развивается в тонкой кишке. Яйца выходят вместе с фекалиями.
Взрослые черви обитают в просвете тонкой кишки. Длительность их жизни составляет от 10 месяцев до двух лет, после чего они, а точнее их остатки, выходят с калом. Яйца любой аскариды (не только человеческой) выходят из организма окончательного хозяина вместе с калом. Если во время течения инфекции в организме живет лишь самка, то яйца у нее бесплодные, а если только самцы – то яйца не выходят вовсе.
Практическая работа
Тема: «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи»
Цель: установить в чем сходство и различие в скелетах черепахи, змеи, и ящерицы
Оборудование: таблица, скелеты
1. Рассмотрели скелет ящерицы, змеи, черепахи (класс пресмыкающиеся)
2. Нашли сходство и различие в строении скелетов животных.
3. Составили таблицу:
Ящерицы | Змеи | Черепахи |
Различия: |
3,5 т. видов. Покров тела: мелкая роговая чешуя. Конечности 5-ти палые. Грудная клетка, пояса конечностей. Зубы мелкие, сросшиеся с челюстями. Парные легкие | 3 т. видов. Покров тела: мелкая роговая чешуя. У змей нет конечностей, двигаться помогают рёбра. Крупные зубы (у ядовитых- каналы с ядом). Грудной клетки нет. Одно легкое | 328 видов. Покров тела: костно-роговой панцирь из спинного и брюшного щитов. Плавательные перепонки между пальцами задних ног. Зубы крупные, конические. Каждый зуб в ячейке. Легкие парные (сложного строения). 4-х камерное сердце. |
Сходства: |
Относятся к одному типу Хордовые и одному классу Рептилии (Пресмыкающиеся). Имеется позвоночник из 4 отделов. 2 круга кровообращения, 3-ёх камерное сердце, хладнокровность. Ячеистые лёгкие. 5 отделов мозга, центральная нервная система. Размножение половое, внутреннее оплодотворение, откладывание яиц. |
4. Вывод. Представители относятся к разным отрядам и подотрядам поэтому есть сходства и различия в строении.
Практическая работа
Тема: «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека»
Цель: научится распознавать животных своей местности по рисункам и таблицам.
1. Рассмотрели рисунки и таблицы, нашли животных, проживающих в нашей местности.
2. Названия и места обитания:
Лось (лат. Alces alces) — парнокопытное животное из семейства Оленевые. Отдаёт предпочтение лесам с густым подлеском и высокотравьем.
Благородный олень (лат. Cervus elaphus) — представитель семейства Оленевые, рода Настоящие олени. Обитает в светлых широколиственных лесах, реже в смешанных, где поляны чередуются с перелесками.
Косуля европейская (лат. Capreolus capreolus) — млекопитающее рода Косули, семейства Оленевые. В Ульяновской области встречается в лесной, реже — в лесостепной природных зонах, в редкостойных лиственных и смешанных лесах, в зарослях кустарника с высокотравьем.
Кабан (лат. Sus scrofa) — вид животных семейства Свиньи, рода Кабаны. Предпочитает влажные, заболоченные лиственные и смешанные леса, заросли кустарника.
Бурый медведь (лат. Ursus arctos) — вид животных семейства Медвежьи, рода Медведи. Очень редок, в области насчитывается всего 7-15 особей. В Ульяновской области встречается в Сурском и Инзенском районах, в глухих лесах с буреломом и густым подлеском. Вид занесён в Красную книгу Ульяновской области в категорию «Находящиеся под угрозой исчезновения».
Волк (лат. Canis lupus) — представитель семейства Псовые, рода Волки. Обитает в самых разнообразных ландшафтах, предпочитая открытые: степи, полупустыни, лесостепи, и по возможности избегая сплошных лесных массивов.
Рысь обыкновенная (лат. Lynx lynx) — самый крупный вид рода Рыси. Встречается в захламлённых темнохвойных лесах с густым подлеском и буреломом.
Лисица обыкновенная (лат. Vulpes vulpes) — вид животных семейства Псовые, рода Лисицы. Отдаёт предпочтение открытой местности лесостепной зоны, хотя встречается в самых разных насаждениях.
Выдра речная (лат. Lutra lutra) — полуводное млекопитающее рода Выдры, семейства Куньи. Обитает в Сурском, Инзенском, Мелекесском, Барышском районах по берегам рек Сура, Барыш, Малый Черемшан, реже — в озёрах и прудах с незамерзающими зимой участками. Вид занесён в Красную книгу Ульяновской области в категорию «Находящиеся под угрозой исчезновения».
Крот обыкновенный (лат. Talpa europaea) — вид млекопитающих из рода Обыкновенные кроты. Обитает в лесной и лесостепной зонах. Предпочитает негустые смешанные леса, лесолуговые участки, перелески, колки, опушки с густым разнотравьем, луга, поля, сады, огороды и другие биотопы с умеренно влажными рыхлыми почвами.
Ёж обыкновенный (лат. Erinaceus europaeus) — вид млекопитающих из рода Евразийские ежи. Обитает в различных природно-ландшафтных комплексах, чаще в разрежённых лиственных и смешанных лесах, перелесках, в редколесьях, зарослях кустарника, на опушках.
Заяц-беляк (лат. Lepus timidus) — представитель семейства Зайцевые, рода Зайцы. Обитает в лесной и лесостепной природных зонах. В лесной зоне отдаёт предпочтение редколесью, зарастающим гарям и вырубкам, в лесостепи встречается в берёзовых колках, зарослях кустарника, тростника и высокой густой травы.
Бобр обыкновенный, или речной (лат. Castor fiber) — млекопитающее семейства Бобровые, рода Бобры. Наиболее предпочтительной средой обитания для речного бобра являются лиственные леса. Селиться по берегам медленно текущих рек, стариц и озёр.
Сурок степной, или Байбак (лат. Marmota bobak) — грызун из семейства Беличьи. Сурок обитает в равнинных степях, злаково-разнотравных нераспаханных лугах, на краю возделываемых полей.
Ондатра (лат. Ondatra zibethicus) — представитель семейства Хомяковые, отряда Грызуны. Преднамеренно интродуцированный вид. Обитает по берегам заболоченных, солёных и пресноводных озёр, прудов, рек.
Белка обыкновенная (лат. Sciurus vulgaris) — представитель семейства Беличьи, рода Белки. Водится во всех лесах области, предпочитает тёмнохвойные, кедровые и смешанные леса.
Крыса серая (лат. Rattus norvegicus) — грызун из семейства Мышиные. В природе обитает по берегам разнообразных водоёмов, тем не менее, большинство теперь предпочитает селиться рядом с людьми — в садах, полях, на мусорных свалках, в человеческих жилищах.
Мышь полевая (лат. Apodemus agrarius) — мелкий грызун семейства Мышиные. Обитает в лесной и лесостепной природных зонах в открытых биотопах — на лугах, опушках, в зарослях кустарника, на сельскохозяйственных землях.
3. Значение в природе и жизни человека
Животный мир — это необходимое звено природной среды. Если одно из звеньев цепи убрать, то нарушится равновесие всего живого. Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания.
Большинство представителей класса Насекомые способствуют опылению растений, увеличивая урожайность зерновых культур. Птицы уничтожают насекомых, которые вредят хвойным лесам, парковым зонам. Животные принимают участие в биологической очистке водоемов, почвообразовании.
При создании новых механизмов используются основы строения и функциональные возможности животных, которые изучает наука бионика (бион — «ячейка жизни»). Бионика помогает человеку создавать уникальные технические системы и процессы на основе идей, найденных и заимствованных у природы.
Человек одомашнил первых животных примерно 12 тыс. лет назад, чтобы иметь постоянный доступ к продуктам питания и необходимым материалам для пошива одежды, а также для защиты дома или зерновых запасов. Так люди смогли приручить собаку, кошку для ловли грызунов, корову, козу для получения молока. Овца, утка, гусь стали незаменимым источником шерсти, пуха.
Животные помогают в проведении опытов в научных лабораториях. Лягушки, крысы, собаки, обезьяны служат подопытными моделями для исследования болезней и разработки методов лечения, получения иммунной сыворотки.
С помощью животных человек может производить продукты питания: сметана, творог, кефир, мясо, мед и многое другое. Используются для промышленного производства также шерсть, перья, шкуры, пчелиный воск, фармакологические компании применяют яд пчел для изготовления лекарственных средств.
Для охраны природы была создана Красная книга. В ней записаны животные, которые находятся на грани вымирания. Они не смогут выжить, если не будут находиться под охраной. С этой целью создаются заповедные территории.
4. Вывод. Всего на территории Ульяновской области зарегистрировано 84 вида млекопитающих, 275 видов птиц, 10 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 62 вида рыб.