СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по химии в 8 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы по химии в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по химии в 8 классе»

Практическая работа № 1


Тема: Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Цель работы:

  • Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете

  • Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование:

    • Набор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, ложечки и т.д.), лабораторный штатив


Оформление работы

Задание 1. Образцы химической посуды









____________________









_____________________









___________________











Назначение

____________________________________________


Назначение

____________________________________________


Назначение

____________________________________________


Задание 2. Лабораторный штатив.


Основные детали:

1) __________________;

2) __________________;

3) __________________;

4) __________________;

5) __________________.



Задание 3. Ответы на вопросы.


1. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема: Очистка загрязненной поваренной соли

Цель: Очистить полученный препарат соли от загрязнения.

Научиться методу фильтрования

Оборудование: штатив, смесь соли с песком, стакан со стеклянной палочкой, колба, воронка, фильтр, чашка для выпаривания, стакан с водой, сухое горючее.

Инструктаж по технике безопасности:


Ход работы:

1. Возьмите из банки сухой чистой ложкой загрязнённую соль.

2. Насыпьте в стакан ложкой-дозатором 3 порции соли.

3. Добавьте в стакан воды на 1/2 его высоты.

4. Размешайте осторожно стеклянной палочкой с резиновым наконечником содержимое стакана.

5. Приготовьте фильтр: сложите вчетверо круг фильтровальной бумаги и расправьте его так, чтобы образовался конус.

6. При отсутствии готового фильтра используйте фильтровальную бумагу.

7. Обрежьте ножницами край полученного квадрата так, чтобы получился сектор

8. Вложите фильтр в стеклянную воронку так, чтобы он: плотно прилегал к её стенкам, не доходил до края воронки на 0,5 см.

ВНИМАНИЕ! Обрежьте фильтр, если он выходит за край воронки, иначе фильтруемая жидкость будет стекать по внешней стенке воронки!

9. Смочите фильтр водой, удерживая воронку наклонно и вращая ее над стаканом или чашей.

10. Наливайте фильтруемую жидкость на фильтр по стеклянной палочке, напровив её нижней конец к стенке воронки, а не в середину фильтра, чтобы не прорвать его.

ВНИМАНИЕ! Наливайте в воронку жидкость так, чтобы она не доходила до края фильтра на 0,5 см, т.к. жидкость будет попадать между фильтром и стенкой воронки, не очищаясь от примесей.

11. Вылейте фильтрат (раствор соли) в фарфоровую выпарительную чашку до 1/2 ее объема.

12. Поставьте чашку на кольцо штатива.

13. Зажгите сухое горючее с помощью учителя, нагрейте фильтрат до начала образования кристаллов поваренной соли.

ВНИМАНИЕ! Снимайте горячую чашку с кольцами тигельными щипцами! Ставьте её на огнезащитную подставку!

14. Оформите отчёт о проделанной работе в виде таблицы.

15. Приведите в порядок свое рабочее место: демонтируйте штатив, разместите на своих местах принадлежности и посуду.





Практическая работа №3


Тема: Получение и свойства кислорода.

Цель: Познакомиться со способами собирания кислорода и его свойством поддерживать горение.

Оборудование и реактивы: металлический штатив, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, лучина, пробирки, вата; перманганат калия, сера, уголек.

Ход работы

Инструкция к выполнению практической работы.

Повторите по учебнику физические и химические свойства кислорода, получение его в лаборатории.


Опыт 1.

Получение и собирание кислорода.

Перманганат калия поместите в сухую пробирку. У её отверстия положите комок ваты, который будет задерживать твёрдые частицы. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите прибор в лапке штатива. Газоотводную трубку опустите в химический стакан так, чтобы конец её доходил до дна.

Прогрейте сначала всю пробирку с перманганатом калия, а затем нагревайте только то место, где находится вещество. Через некоторое время проверьте тлеющей лучинкой заполнение химического стакана кислородом.

Опыт 2.

Горение в кислороде угля.

Положите в железную ложечку кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Затем ложечку с тлеющим углём внесите в сосуд с кислородом и наблюдайте за происходящим. Когда горение прекратится, влейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте. Почему происходит помутнение? Запишите уравнение реакции горения угля

Опыт 3.

Горение в кислороде серы.

В железную ложечку положите кусочек серы и подожгите его в пламени. Наблюдайте, как сера горит на воздухе. Затем поместите горящую серу в сосуд с кислородом. Как изменилось пламя? Почему? Запишите уравнение реакции горения серы.

Оформите отчет о проделанной работе.

Приведите в порядок рабочее место.








Практическая работа №4

Тема: Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества.

Цель: Приготовить раствор соли заданной концентрации.

Оборудование: стакан объемом 50мл, стеклянная палочка, весы с разновесами, стеклянная лопаточка, мерный цилиндр, соль, вода.


Инструкция к выполнению практической работы.


При выполнении работы придерживайтесь следующей последовательности:

1. Произведите расчеты: определите какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора, указанного в условии задачи.


W(соли)m(соли) / m(р-ра)


m(р-ра) m(cоли) + m(воды)


2. Отвесьте соль и поместите ее в стакан. Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в стакан. Содержимое перемешайте палочкой.

3. В отчете приведите расчеты, последовательность ваших действий.

Задача 1.

Приготовьте 20гр водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5%.


Задача 2.

Приготовьте 25гр водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 4%.


Задача 3.

Приготовьте 10гр водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 10%.


Ответьте на вопросы:


1. Какой раствор называется насыщенным, ненасыщенным?

2. Что называется растворимостью вещества?

3. Что называется массовой долей растворённого вещества?


Приведите в порядок рабочее место.



Практическая работа №5


Тема: «Решение экспериментальных задач

по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Цель: Применить знания о свойствах основных классов неорганических соединений при экспериментальном решении задач.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида кальция, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ:

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допускать попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжелого отравления достаточно дозы массой менее 0,5 г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи, оказывалась сверху.

Щелочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря зрения.


Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.

Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.

















Практическая работа №6


Тема: Получение соляной кислоты и изучение ее свойств

Цель: Получить соляную кислоту и изучить её свойства.

Оборудование и реактивы: металлический штатив с лапкой, две пробирки, пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, лопаточка, влажный тампон; раствор серной кислоты (1:1), хлорид натрия, индикатор, нитрат серебра (1%).


Инструкция к выполнению практической работы.


Поместите в сухую пробирку две лопаточки хлорида натрия и прилейте 4-5 капель раствора серной кислоты. К пробирке присоедините газоотводную трубку, ее конец должен быть погружен в пробирку с 1мл воды, в которую опускают кусочек лакмусовой бумажки. Проследите за тем, чтобы конец газоотводной трубки был на расстоянии нескольких миллилитров от поверхности воды (ни в коем случае не погружайте ее в воду! Почему?). Пробирку, в которую будет поступать хлороводород, прикройте влажным ватным тампоном (почему?).

Смесь слабо нагрейте и, когда изменится окраска лакмусовой бумажки, прекратите нагревание (следите, чтобы кислоту не перебросило во вторую пробирку с водой). Вынув тампон и лакмусовую бумажку, прилейте к жидкости 2-3 капли нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций, наблюдаемых при получении соляной кислоты.


Химические свойства соляной кислоты

Оборудование и реактивы: спиртовка, четыре пробирки; раствор соляной кислоты (1:3), цинк, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия.

Экспериментальные задачи

Для решения задач используйте малые количества веществ: 5-10 капель раствора, одну лопаточку твердого вещества.

1. Получите из цинка хлорид цинка, какой газ при этом выделяется. Запишите уравнение реакции. Составьте схему электронного баланса.

2. Исследуйте, как реагирует соляная кислота с оксидом меди. Полученный раствор немного нагрейте. Что наблюдаете?

3. Наберите 8-10 капель раствора гидроксида натрия в пробирку и проведите их нейтрализацию (в присутствии индикатора) раствором соляной кислоты.

4. К раствору карбоната натрия добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?

Напишите уравнения проведенных вами реакций в молекулярном и ионном виде.

Составьте отчет о работе. Сделайте вывод.

Приведите в порядок рабочее место.



Контрольная работа № 1


Тема: «Первоначальные химические понятия»


1. Выберите химическое явление:

а) покраснение плодов осенью;

б) растворение сахара в воде;

в) плавление свинца;

г) испарение сухого льда.


2. Разделить смесь речного песка и поваренной соли можно:

а) с помощью магнита;

б) нагревая смесь;

в) добавив воду и профильтровав раствор;

г) механически разделяя частицы.


3. Является веществом:

а) капля воды;

б) медный провод;

в) кусочек сахара;

г) железо.


4. Выберите формулу простого вещества:

а) К2О;

б) N2;

в) СuSO4;

г) Н2S.


5. Запись 5Н2 обозначает:

а) 5 атомов водорода;

б) 10 атомов водорода;

в) 5 молекул;

г) 5 молекул водорода.


6. В записи 7SO2 коэффициент равен:

а) 7;

б) 14;

в) 2;

г) коэффициент отсутствует.


7. Относительная масса молекулы SO3 равна:

а) 32;

б) 80;

в) 64;

г) 48.


8. Процентное содержание цинка в оксиде цинка ZnO равно:

а) 50;

б) 20;

в) 10;

г) 80.


9. Валентность хрома в соединении СrО3 равна:

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 6.


10. Коэффициентами уравнения

...Р + ...О2 = ...Р2О5 являются:

а) 2, 3, 5;

б) 4, 5, 2;

в) 2, 5, 4;

г) 2, 2, 6.

11. Вычислите массу (в г) натрия, вступившего в реакцию с 64 г серы:

2Na + S = Nа2S.

а) 9,2;

6) 23;

в) 46;

г) 92.


Дополнительная часть

12. Выберите формулу вещества, состоящего из двух атомов калия, атома кремния и трех атомов кислорода:

а) СаSiO3;

б) К2SiO3;

в) К2СО3;

г) СаСО3.


13. Формула вещества, состоящего из 64% N и 36% О:

а) N2O;

б) NO;

в) N2O3;

г) NO2.


14. Дополните уравнение

... + ... = 2СuО.

а) Сu и Р;

б) Nа и О2;

в) Сu и О2;

г) 2Cu и О2.


15. Cколько граммов оксида кальция (СаО) получится при разложении 200 г СаСО3:

СаСО3 = СаО + СО2

а) 56;

б) 28;

в) 112;

г) 140.


16. Сколько молей содержится в 64 г кислорода О2?

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 0,1.



Контрольная работа №2.


Тема: «Кислород. Водород. Растворы. Вода».


1. Из указанных веществ выпишите формулы оксидов и гидроксидов, дайте их названия КОН, LiO, H2SO4, HCl, NaОН, СО2, Fe(OH)3, NaCl, HNO3


2. Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ с формулами: H2SO4, Fe(OH)3, Na2SiО3


3. Определите массовую долю водорода в

А) аммиаке NH4

Б) хлориде аммония AlCl3


4. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, укажите их тип

1) Cu + O → CuO

2) СаСО3 → СаО + СО2

3) Zn + HCl → ZnCl22

4) CuO + HCl → CuCl2 + Н2O


5. Определите массу воды, если 20 г. Соли содержится в 100 граммах раствора.


6. В 180 граммах воды растворили 20 грамм соли. Найдите массовую долю соли в полученном растворе.










Контрольная работа №3

по теме: «Основные классы неорганических соединений»


1. Выпишите и назовите вещества, относящиеся к классу кислот, солей, оснований. Дайте их названия.


Ва(ОН)2, FеО, Са(ОН)2, SO2, HCl, СаО, Na2SO4, Н3РО4, CuCl2, FeCl2


2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения. Укажите тип реакций.

Са → СаО → Са(ОН)2→ СаСl2


3. Какие вещества взаимодействуют между собой? Составить ионное уравнение возможных реакций:

HNO3, Ca(OH)2, K2CO3, P2O5, MgO, H2O

4. Задача: Сколько грамм сульфата калия K2SO4 образуется при взаимодействии 196 граммов серной кислоты H2SO4 и 56 граммов гидроксида калия KОН, если одно из них находится в избытке?

Контрольная работа № 4.


По темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь».


1. Строение атома металлов. Строение ядра. Строение электронных оболочек Cl.


2. Написать формулы оксидов и водородных соединений, в состав которых входят элементы: Li, Ca, Al, P, S.


3. Дописать уравнение реакции и расставить коэффициенты:

Li+H2O=

Fe+O2=

Al+CuCl2=


4. Расположите знаки химических элементов Br, F, I, Cl в порядке увеличения неметаллических свойств. Ответ поясните.


5. Определите типы химической связи и запишите схемы их образования для веществ хлорида магния MgCl2, фтора F2.


*6. Найдите массу кислорода, необходимую для сжигания 24 граммов углерода, используя уравнение реакции.



Контрольная работа №5.


По темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены».


1. Укажите тип химической связи в следующих молекулах:

а) Cl2

б) I2

в) HCl

г) NaCl


2. Рассчитайте объем (н.у.) 22 граммов СО2.


3. Определить какой объем при нормальных условиях занимают:

А) 0,2 моль кислорода

Б) 0,5 моль азота

В) 2,5 моль сероводорода


4. Напишите уравнение реакций хлора:

А ) Na+Cl2

Б ) Cu+Cl2 t

В ) Li+Cl2


5. Рассчитайте массу и количество вещества фосфора, необходимого для реакции с кислородом объемом 56 л. (н.у.)





Итоговая контрольная работа №6 за 8 класс.


1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.


2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

Si → P → S → Cl

― у какого элемента радиус атома наименьший?

― какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?


3. Даны вещества:

MgCl2, Fe(OH)2, Ca(OH)2, SO3, BaCO3, H2SO4, Al(OH)3, Zn(OH)2, HNO3, FeO, SiO2, CaO

Выпишите формулы:

а) амфотерных гидроксидов;

б) основных оксидов;

в) кислот;

г) солей.


4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl ← MgCl2 → Mg → MgO → MgSO4 → Mg(OH)2


5. Какова масса и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии 2,4 г магния с кислородом?