Практическая работа № 1.
Тема: Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация»
Цель: Выяснить при каких условиях реакции ионного обмена идут до конца.
Работа с учебником: задания 1-3 практической работы с. 24 учебника.
ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, растворы хлорида меди (II), хлорида (сульфата) железа (III), карбоната натрия, гидроксида натрия (С=0,5 моль/л), раствор соляной кислоты (1:3), раствор серной кислоты (1:5), раствор нитрата натрия.
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Повторить тему: «Реакции ионного обмена». При выполнении опытов воспользуйтесь таблицей «Растворимость оснований, солей и кислот в воде».
Ход работы
Опыт 1.
В пробирку внесите 5 капель раствора хлорида меди (II) и прибавьте 5 капель раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
Опыт 2.
В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия и прибавьте 3-4 капли раствора соляной кислоты. Содержимое пробирки взболтайте. Что наблюдаете? Составьте полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
Опыт 3.
В пробирку внесите 7-8 капель раствора и гидроксида натрия и одну каплю фенолфталеина. Какая окраска раствора? Прибавьте 1-2 капли серной кислоты. Объясните, почему исчезает окраска раствора. Составьте полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Приведите в порядок рабочее место.
Практическая работа № 2
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Цель: Познакомиться с качественными реакциями на сульфат- и хлорид-ионы.
Оборудование: Пробирки, штатив для пробирок, сухое горючее, реактивы: гранулы цинка, растворы HCl, H2SO4, Na2SO4, Ba(NO3)2, NaCl, CaCl2, CuCl2, AgNO3, порошок CuO.
Задача 1.
Различить растворы: a)Na2SO4; б) NaCl; в)H2SO4;
Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных
веществ.
а) В пробирки со всеми растворами поместите цинк.
В одной из пробирок происходит выделение газа. Запишите уравнение реакции.
б) К оставшимся растворам добавить хлорид бария. В одной из пробирок образуется белый осадок. Запишите уравнение реакции.
в) К оставшемуся раствору добавляем нитрат серебра.
Образуется белый осадок. Уравнения реакции:
Задача 2.
Осуществить превращение: a) Zn →ZnSO4 → Zn(OH)2
1) К нескольким кусочкам цинка добавить разбавленную серную кислоту. Записать уравнения реакции.
2) Через некоторое время добавить щелочь. Уравнения реакции.
Задача 3.
Осуществить превращение CuO → CuSO4→CuCl2
1) К оксиду меди (II) добавить раствор серной кислоты, нагреть. Записать
уравнения реакции:
Задача 4. Даны вещества: H2SO4, Zn, Ba(NO3)2, NaCl, CaCl2, CuCl2. Какие из веществ реагируют с H2SO4?
Задача 5. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной и соляной кислот.
В раствор серной кислоты опустить кусочек цинка. Записать уравнения реакции.
К раствору серной кислоты добавляем раствор хлорида бария. Образуется белый осадок. Записать уравнения реакции.
3) Подтвердить качественный состав соляной кислоты.
а) Взять несколько кусочков цинка и добавить соляную кислоту. Выделяется газ. Записать уравнения реакции.
а) К раствору соляной кислоты добавить раствор нитрата серебра (I). Образуется белый осадок. Записать уравнения реакции.
Практическая работа № 3.
Тема: «Получение аммиака и изучение его свойств»
Цель: Получить аммиак и ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.
Оборудование и реактивы: спиртовка, металлический штатив, пробка с газоотводной трубкой, лопаточка, фарфоровая чашечка, стеклянная палочка, 5 пробирок, ватный тампон, кристаллизатор, наполненный наполовину водой, фенолфталеиновая бумажка; хлорид аммония, гидроксид кальция, раствор аммиака (1%), раствор серной кислоты (1:5), растворы сульфатов цинка и алюминия (W = 0,5), раствор соляной кислоты (1:3).
Инструкция к выполнению практической работы.
Повторите по учебнику вопросы: получение и свойства аммиака, аммиачной воды и солей аммония. После этого приступайте к работе.
Опыт №1. Получение аммиака.
Соберите прибор для получения аммиака.
В фарфоровую чашечку насыпьте четыре лопаточки хлорида аммония и две лопаточки гидроксида кальция. Смесь перемешайте лопаточкой и насыпьте в сухую пробирку. Закройте её пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки со смесью). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака и отверстие её закройте ватным тампоном.
Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция слегка прогрейте (2-3 движениями пламени), а затем нагревайте в том месте, где находится смесь. Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Обнаружив аммиак, поднесите к отверстию пробирки стеклянную палочку, смоченную раствором соляной кислоты. Что наблюдаете? Каков химический состав образующихся твёрдых частиц (дыма)? Напишите уравнение реакции.
Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, осторожно снимите с газоотводной трубки, держа её вверх дном (конец газоотводной трубки сразу же после снятия с неё пробирки с аммиаком закройте кусочком мокрой ваты).
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Снова закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте её из сосуда.
Ответьте на вопросы
1. Почему пробирку со смесью веществ для получения аммиака нужно укреплять в лапке штатива наклонно с приподнятым дном?
2. Почему аммиак собирают в перевёрнутую вверх дном пробирку? Какие ещё газы можно собирать таким способом?
3. Как доказать, что в водном растворе аммиака содержатся гидроксид-ионы?
С полученным водным раствором аммиака проделайте следующие опыты.
Изучение свойств водного раствора аммиака
Опыт № 1. В пробирку налейте 2-3мл водного раствора аммиака и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Каков цвет раствора? Нагрейте этот раствор до кипения. Как изменится окраска раствора? Чем вызвано это изменение?
Опыт № 2. Налейте в пробирку 2-3мл водного раствора аммиака. Добавьте 2-3 капли фенолфталеина и приливайте по каплям раствор серной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Почему исчезла окраска? Напишите ионные уравнения реакции.
Опыт № 3. В пробирку налейте 2-3мл водного раствора сульфата алюминия (хлорида алюминия, сульфата цинка) и добавьте 1-2 капли раствора аммиака до помутнения. Испытайте, растворяется ли полученный амфотерный гидроксид в избытке раствора аммиака. Напишите полное и сокращённое ионные уравнения реакций.
Составьте отчёт о работе. Сделайте вывод.
Приведите в порядок рабочее место.
Практическая работа № 4.
Тема: «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».
Цель: Получить и собрать оксид углерода (IV), провести его качественное подтверждение, определить по характерным реакциям карбонаты.
Оборудование и реактивы: пробирка с газоотводной трубкой, стакан объемом 50мл, спиртовка, лучинка, 3 пробирки, кусочки мрамора; раствор соляной кислоты (1:1), известковая вода, Растворы карбоната натрия и гидроксида натрия (W=0,5), фенолфталеин.
Инструкция к выполнению практической работы.
При подготовке к работе повторите вопросы: получение и свойства оксида углерода(IV), угольная кислота и ее соли, распознавание углекислого газа и карбонатов.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Соберите прибор для получения оксида углерода (IV) из пробирки и газоотводной трубки. В пробирку внесите несколько кусочков мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты.
Опыт №1. Соберите оксид углерода (IV) и докажите его наличие в сосуде.
Опыт № 2. Пропустите оксид углерода (IV) в пробирку с 1-2мл известковой воды. Что наблюдаете? Теперь продолжайте пропускать газ в эту пробирку до образования прозрачного раствора. Как объяснить растворение осадка?
Составьте уравнения происходящих реакций.
Опыт № 3. Опустите трубку в пробирку с 2-3мл дистиллированной воды и пропустите через неё газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель раствора синего лакмуса. Что наблюдаете?
Опыт № 4. В 1мл воды внесите каплю раствора гидроксида натрия и каплю фенолфталеина. В раствор пропускайте оксид углерода (IV) до исчезновения окраски.
Ответьте на вопросы
1. Что происходит, если на мрамор действуют соляной кислотой?
2. Почему при пропускании углекислого газа через известковую воду происходит сначала помутнение раствора, а затем растворение осадка.
3. Что происходит при пропускании оксида углерода (IV) через дистиллированную воду?
Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Распознавание карбонатов.
В трех пробирках под номерами находятся растворы веществ: хлорид натрия, карбонат натрия, сульфат натрия. Определите в какой пробирке какое вещество.
Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.
При практическом выполнении задачи необходимо помнить следующее:
1. Нельзя проводить реакции в пробирках, в которых даны исследуемые вещества. Нужно помнить, что часто приходится пользоваться несколькими реактивами при установлении одного и того же вещества.
2. Для распознавания берется проба раствора исследуемого вещества с помощью пипетки (примерно 5 капель).
Сделайте вывод о проделанной работе. Уберите рабочее место.
Практическая работа № 5.
Тема: Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы IА – IIIА – групп периодической таблицы химических элементов»
Цель: Провести реакции для соответствующих химических превращений.
Оборудование: оксид меди, раствор соляной кислоты (1: 3), гидроксид натрия, раствор серной кислоты (1:5), сульфат меди, сухое горючее, держатель, спички, пробирки, штатив для пробирок.
Ход работы
Инструкция к выполнению практической работы.
Проведите анализ задач, данных в практической работе, и предложите план их решения. При необходимости обратитесь к учебнику с. 14-15.
CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO→ CuCl2
Проведите реакции, в которых осуществляются записанные химические превращения. Составьте уравнения соответствующих реакций. Реакции ионного обмена запишите также в ионной форме.
Составьте отчёт о проделанной работе.
Приведите в порядок рабочее место
Практическая работа № 6.
Тема: Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения»
Цель: С помощью качественных реакций определить каждое из предложенных веществ, получить вещества в две-три стадии.
Оборудование: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, хлорид бария, нитрат серебра, гидроксид натрия, раствор соляной кислоты(1:3) и серной кислоты(1:5).
Ход работы.
Инструкция к выполнению практической работы.
Повторите тему «Металлы», особенно вопросы: химические свойства металлов и их соединений. Продумайте решение задач, составьте уравнения соответствующих реакций, выберите наиболее оптимальный путь выполнения заданий и после этого приступайте к работе.
Задача 1.
В выданных вам трёх пробирках находятся: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.
Реактивы | H+ | Ba2+ | Ag+ | № пробирки |
Na2SO4 | ─ | + | ─ | |
CaCO3 | + | ─ | ─ | |
KCl | ─ | ─ | + | |
При практическом выполнении задачи необходимо помнить следующее:
1. Нельзя проводить реакции в пробирках, в которых даны исследуемые вещества. Нужно помнить, что часто приходится пользоваться несколькими реактивами при установлении одного и того же вещества.
2. Для распознавания берётся проба веществ в небольших количествах (примерно 5 капель).
Задача 2.
Получение гидроксидов железа, взаимодействие их с кислотами.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки; растворы хлорида железа (II и III) , гидроксид натрия (W=0,5), раствор соляной(1:3) или серной(1:5) кислоты.
Опыт 1.
В одну пробирку налейте 1-2мл раствора соли железа(II), в другую – раствора соли железа(III). К растворам обеих солей добавьте по 1-2мл щелочи. Каков цвет образовавшихся осадков? Составьте ионные уравнения реакций получения гидроксидов железа (II) и (III) .
Составьте отчёт о проделанной работе.
Приведите в порядок рабочее место.
Контрольная работа № 1
По теме «Электролитическая диссоциация»
1.Определить класс веществ и дать названия веществам какие из данных веществ являются электролитами: KOH, SiO2, Fe(OH)3, H2SO4, CaCO3, HNO3
2.Дописать уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
Na2O+HCl=
Na2CO3+CaCl2=
3.Составить уравнение окислительно-восстановительных реакций:
Al+HCl→
4.Написать уравнение химических реакций соответствующих схеме, укажите тип реакций:
Ca→CaO→Ca(OH)2→CaCl2
*5.Написать уравнение гидролиза и определить среду раствора ZnCl2
Контрольная работа № 2
по теме «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».
Химический элемент, в атоме которого распределение электронов по слоям 2,8,5, называется
азот 2) фосфор 3) мышьяк 5) хлор
Определить степень окисления азота в соединении KNO2
Дописать уравнения реакции и записать в молекулярном и ионном виде:
1) Na2SO4 + KCl → 2) MgSO4 + HCl→
4. С образованием газа идет реакция между растворами (записать уравнения):
1) Li2SO4 и Ba(OH)2 3) K2S и NaOH
2) H2SO4 и Ca(OH)2 4) K2CO3 и H2SO4
5. Раствор серной кислоты взаимодействует с:
1) железом 2) медью 3) нитратом натрия
4) хлоридом бария 5) хлоридом натрия 6) гидроксидом алюминия.
Записать уравнение реакции.
6. Используя метод электронного баланса выполните окислительно-восстановительную реакцию
Mg + HNO3 →
7. Определите, какой объем оксида азота (IV) можно получить из 10 моль аммиака, если практический выход его равен 50% .
Контрольная работа №3
по теме «Общие свойства металлов»
1. По периодической таблице определите как изменяются свойства элементов в ряду Na →Мg→ Al
2. Допишите уравнения реакций, к какому типу относятся данные реакции:
а) Са + S → б) Са + Н2О →
в) МgСО3 + НСl → г) Li + О2→
3. Осуществите превращения:
Zn → ZnО → ZnСl2 → Zn(ОН)2 → Zn(NО3)2.
4. Для перехода 4 составьте полное и сокращенное ионное уравнение.
5. Из 140 г оксида кальция получили 182 г гидроксида кальция. Вычислите массовую долю выхода гидроксида кальция.
*6. В трёх пронумерованных пробирках выданы растворы хлоридов: натрия, бария, железа(II). Как опытным путём их можно распознать? Напишите соответствующие уравнения реакций.
Контрольная работа № 4.
Тема: «Органическая химия»
1. СnH2n+2, CnH2n, CnH2n-2 из этих формул выберите общую формулу и запишите молекулярную формулу гексана.
2. Для данной молекулярной формулы C4H10, запишите все возможные изомеры и дайте им названия.
3. Дайте название вещества и укажите принадлежность к классу органических соединений:
CH2=СН-СН3
СН3-С≡С-СН3
СН3ОН
О
С
Н3- СН2-С
ОН
С
Н3-С
Н
4. Найдите объем кислорода необходимый для сжигания 3 молей метана.
5. Найдите молекулярную формулу алкана, если его масса 44 грамма.
*6. Используя общие формулы органических веществ, составьте подобные задачи.
Итоговая контрольная работа по химии 9 класс.
1. Написать уравнение реакций. Расставить коэффициенты в полном ионном и кратком ионном виде.
HCl+FeS→
H2SO4+Fe(OH)3→
CuSO4+NaOH→
Cu(OH)2+HNO3→
2. Сера: положение химического элемента в периодической системе Менделеева, строение его атома.
3. Выполни цепочку превращений и указать тип реакции:
Si→SiO→Na2SiO3→H2SiO3
4. Рассмотреть уравнение реакции, указать окислитель и восстановитель
Zn+HCl→
5. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества, если при выпаривании 20 г раствора было получено 4 г соли.
6. Сколько литров водорода выделится при разложении электрическим током воды массой 72 г?