СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по МДК 06.01 Внедрение ИС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы по МДК 06.01 Внедрение ИС

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по МДК 06.01 Внедрение ИС»

Практическое занятие №2-3 Разработка технического задания на внедрение информационной системы

Цель работы: разработать техническое задание на разработку информационной системы.

Оборудование, материал

-Персональный компьютер, текстовый редактор.

Задание: разработать техническое задание на ИС по индивидуальному варианту. Оформление и содержание технического задания должно соответствовать требованиям стандарта «ГОСТ 19.201-78. ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению» и приложенного к заданию примера.

Порядок сдачи работы: представить отчёт, содержащий техническое задание на ИС фирмы/организации (по индивидуальному варианту) для внедрения в фир- ме/организации информационной системы.

Приложение 1 Введение

Во введении кратко рассматривается современное состояние инженерной или научной задачи, решению которой способствует выполнение индивидуального задания. Кратко рассматривается современное состояние автоматизируемой системы. Указывается место и значение (в настоящее время или в перспективе) проектируемого объекта в общей системе, конструкции или производстве. Обосновывается целесообразность разработки с точки зрения потребностей предприятия или учебного процесса. Отмечается степень но- визны (новая разработка или модернизация).


  1. Разработка и анализ технического задания

В разделе разработка и анализ технического задания описывается предметная об- ласть, разрабатываемого объекта профессиональной деятельности и четко формулируют- ся задачи, которые решаются при разработке информационной системы. Этот раздел мо- жет состоять из следующих частей.

    1. Техническое задание

Исследование предметной области, в которой формулируются основные требования и особенности предметной области, влияющие на разработку. Рассмотрение требований заказчика. Обоснование того, какие требования и показатели назначения войдут в ТЗ, ис- ходя из предметной области и требований заказчика.

    1. Анализ технического задания
      1. Наименование и область применения

Приводится полное наименование разработки в соответствии с утвержденной темой и указывается область ее применения.

      1. Основание для выполнения разработки

Задание от 20 г.

      1. Цель и назначение разработки

Типовая формулировка цели: Обеспечение возможности сокращения (времени …, издержек…, затрат… и т.п.) путем внедрения информационной (автоматизированной) си- стемы … (указать разрабатываемую систему).

      1. Функциональные требования

Основные функции, выполняемые системой.

      1. Требования к конфигурации

Количество рабочих мест и их размещение. Расстояние между рабочими местами.

      1. Требования к аппаратному и программному обеспечению

Если разработка должна функционировать на уже имеющихся технических или установленных программных средствах, то указать требования к ним. Если среда функци- онирования выбирается в ходе разработки, то здесь эти требования не указываются.

      1. Требования к защите информации

Требуется ли установка пароля, деление пользователей на группы допуска, шифро- вание данных.

      1. Требования к надежности

Требуется ли обеспечение бесперебойного питания, резервного копирования, вос- становление состояния системы после сбоев и т.п.

      1. Требования к программному интерфейсу

С какими программными продуктами и в каких форматах разрабатываемая система должна быть совместимой по данным.

      1. Требования к интерфейсу пользователя

Вид интерфейса, требование минимизации ввода с клавиатуры при обеспечении вы- бора информации из списков, размеры и виды шрифта, графических элементов и т.д.


  1. Разработка моделей информационной системы

Разработка программного обеспечения ОПД может состоять из следующих разделов

    1. Построение моделей прецедентов

В этом разделе описываются алгоритм или функциональная модель (диаграммы классов, взаимодействия, последовательностей объектов) приведенной части программы

    1. Моделирование процессов

В этом разделе описываются алгоритм или функциональная модель (диаграммы классов, взаимодействия, последовательностей объектов) приведенной части программы

    1. Диаграмма потоков данных

В этом разделе описываются алгоритм или функциональная модель (диаграммы классов, взаимодействия, последовательностей объектов) приведенной части программы

    1. Разработка модели данных системы

В данном разделе определяется, как система будет введена в действие (с какими си- стемами она должна функционировать параллельно или должна ли она заменить дей- ствующую систему и какие условия при этом должны быть соблюдены).


  1. Разработка программного обеспечения информационной системы

В данном разделе рассматривается разработка интерфейсов и форм ввода данных.

  1. Разработка эксплуатационной документации

Раздел «Разработка эксплуатационной документации» предусматривает разработку руководств для каждой существующей в системе роли пользователя. Как правило, разра- батываются руководства системного администратора и пользователя. В руководстве си- стемного администратора отражаются вопросы инсталляции, конфигурирования, защиты информации, администрирования прав доступа пользователей, резервирования данных и другие для разработанной части ОПД.

В руководстве пользователя отражаются способы и алгоритмы взаимодействия пользователя с ОПД или его частью, а также рассматриваются вопросы квалификации и возможности обучения персонала. При необходимости составляется глоссарий пользова- теля.


  1. Расчеты и оценки

В разделе «расчеты и оценки» выбираются 2-3 расчета, наиболее отражающих спе- цифику разрабатываемого ОПД.

В качестве расчетов могут быть использованы:

    • Количественная оценка надежности ОПД или его частей

    • Количественная оценка производительности разрабатываемой части ОПД или ее влияние на общую производительность в различных конфигурациях системы. Рас- чет (оценка) объема базы данных, расчет (оценка) трафика сети, расчет (оценка) времени выполнения типовых действий. Количественное обоснование выбора ап- паратных средств для функционирования системы (Определите потребность систе- мы в ресурсах, а не лучший выбор покупаемого компьютера!).

    • Оценки надежности защиты информации или вероятностей реализации угроз.

    • Расчет функционирования системы, выполняемый по математическим моделям (исходя из темы).

    • Определение степени сжатия данных при использовании кодирования информа- ции.

    • Количественные результаты тестирования и пробной эксплуатации. Описывается количественные характеристики ОПД при проведении пробной эксплуатации и их пересчет для нормальной и максимальной нагрузки. Возможен пересчет получен- ных показателей при использовании перспективного аппаратного обеспечения.

При выполнении расчетов необходимо обязательно отразить исходные данные и указать, каким путем они были получены (сведения из литературы, результаты тестов, опубликованные в литературе, результаты тестов, проведенных обучающимся).


  1. Организационно-экономическая часть
    1. Оперативно-календарный план

Определение условного количества команд (операторов) программы, и ее трудоем- кости

Определим общие затраты труда (T) по формуле Т = То + Ти + Та + Тп + Тотл + Тд,

где То - затраты труда на описание задачи;

Ти затраты на исследование предметной области; Та – затраты на разработку блок-схем;

Тп затраты на программирование; Тотл – затраты на отладку;

Тд затраты на подготовку документации.

Все составляющие определяем через условное число команд - Q: Q = q×c×(1+p)

где q– число команд,

Коэффициент сложности задачи (c) характеризует относительную сложность про- граммы по отношению к так называемой типовой задаче, реализующей стандартные ме- тоды решения, сложность которой принята равной единице (величина с лежит в пределах от 1,25 до 2).

Коэффициент коррекции программы (p) характеризует увеличение объема работ за счет внесения изменений в алгоритм или программу по результатам уточнения постано- вок.

Коэффициент увеличения затрат труда (В), вследствие недостаточного описания за- дачи, в зависимости от сложности задачи принимается от 1,2 до 1,5.

Коэффициент квалификации разработчика k определяется в зависимости от стажа работы и составляет:

  • для работающих до двух лет – 0,8;

  • от двух до трех лет - 1,0;

  • от трех до пяти лет - 1,1 - 1,2;

  • от пяти до семи - 1,3 - 1,4;

  • свыше семи лет - 1,5 - 1,6.

Затраты труда на подготовку описания задачи Тo точно определить невозможно, так как это связано с творческим характером работы (около 50 чел.-час).

Затраты труда на изучение описания задачи Ти с учетом уточнения описания и ква- лификации программиста могут быть определены по формуле:

Ти =Q×B×k /75

Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи Тa рассчитывается по фор-

муле:


Тa =Q×k/22

Затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме Тп определяется по

формуле:

Тп =Q×k/22

Затраты труда на отладку программы на ЭВМ Tотл рассчитывается:

Тотл= Q×k/5

Затраты труда на подготовку документации по задаче Тд определяются по формуле:

Тд = Тдр + Тдо

где Tдр- затраты труда на подготовку материалов в рукописи;

Тдо затраты труда на редактирование, печать и оформление документации. Тдр = Q×k / 20

Тдо = 0,75×Тдр

С учетом уровня языка программирования трудоемкость разработки програм- мы может быть скорректирована следующим образом:

Ткор =T×kкор

где kкор коэффициент изменения трудоемкости, берущийся из следующей таблицы 1.

Таблица 5.1 – Характеристика языка программирования

Уровень языка программиро- вания


Характеристика языка программирования

Коэффициент изме- нения трудоемкости

1

Покомандный автокод-ассемблер

1

2

Макроассемблер

0,95

3

Алгоритмические языки высокого уровня

0,8 - 0,9

4

Алгоритмические языки сверхвысокого уровня

0,7 - 0,8


    1. Смета затрат на разработку

Ч = Т / Ф,

где Ч – численность исполнителей;

Ф – действительный фонд времени специалиста в период разработки. Таблица 5.2 – Распределение трудоемкости исполнителя


Этап разработ- ки


Содержание работ

Трудоёмкость системного ад- министратора, ч.

Постановка за- дачи

  1. ПреКПроектное обследование.

  2. Разработка ТЗ.

  3. Разработка, согласование и утверждение технико- экономического обоснования


Технический проект

  1. Уточнение структуры и формы представления входных и выходных данных. Разработка алгоритма решения задачи. Разработка структуры программы.

  2. Разработка плана мероприятий по разработке и внедрению ПП. Разработка пояснительной записки. Согласование и утверждение технического проекта.


Рабочий проект

  1. Описание программы на языке программирова- ния.

  2. Разработка, согласование и утверждение порядка и методики испытаний, корректировка программы.


Документация и внедрение.

  1. Разработка программной документации.

  2. Подготовка и передача программы и программ- ной документации для сопровождения и изготовле- ния, оформления и утверждения акта о передаче ПП на сопровождение. Передача программного продук- та заказчику.


ИТОГО:



    1. Расчет экономической эффективности проекта

Основная заработная плата разработчика рассчитывается по формуле:

ЗПосн = О×1,3

где О – оклад;

1,3 – премиальный коэффициент.

Рассчитывается основная заработная плата исполнителя за весь период разработки программного продукта.

Дополнительная заработная плата рассчитывается в процентах от основной зара- ботной платы и составляет …%.

Страховой взнос берется в размере …% от суммы основной и дополнительной

заработной платы.

Содержание и эксплуатация вычислительного комплекса считается следующим образом:

Свт = См-ч ×Число_часов_отладки где См-ч – стоимость машино-часа.

Стоимость машино-часа рассчитывается, как сумма составляющих:

(Стоимость электроэнергии в год + +Амортизация в год +Затраты на ремонт за- год)/Фвт

где Фвт - действительный фонд времени работы вычислительного комплекса. Амортизация ВТ считается, как …% балансовой стоимости.

Амортизация ПО считается, как …% балансовой стоимости .

Затраты на ремонт в год считаются, как …% от стоимости комплекса ВТ.

Действительный фонд времени работы вычислительного комплекса рассчитываем по следующей формуле:

Фвт = Фном Фпроф

где Фном - номинальный фонд времени работы вычислительного комплекса,

Фпроф - годовые затраты времени на профилактические работы (принимаются 15% от Фном).

Накладные расходы рассчитываются, как …% от суммарной основной заработной платы исполнителей.

.

Смета затрат на разработку программного продукта приведена в таблице 3.

Таблица 5.3 – Затраты на разработку программного продукта

Наименование статьи расходов

Затраты, руб.

1 Основная заработная плата производственного персонала.


2 Дополнительная заработная плата производственного персонала.



3 Страховые взносы


4 Содержание и эксплуатация вычислительного комплекса.


5 Накладные расходы.


ИТОГО:



    1. Экономический эффект от реализации и внедрения программного продукта рас- считывается как экономия денежных средств (заработная плата высвободившихся работ- ников) и времени работы.


  1. Безопасность и экологичность проекта

При выполнении дипломного проекта необходимо предусмотреть мероприятия по безопасности и экологичности в виде раздела проекта объемом 3-7 страниц пояснитель- ной записки. Содержание раздела должно соответствовать теме дипломного проекта и быть его составной частью.

Главная задача при выполнении раздела «Безопасность и экологичность проекта» - разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность труда, сохранение здоровья и ра- ботоспособности человека в процессе проектирования и эксплуатации технологических процессов, устройств и программных продуктов.

Разработку конкретных мероприятий необходимо выполнять в соответствии с тре- бованиями Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), действующих норм и правил. Недопустимо заполнять раздел общими рассуждениями, переписыванием основных по- ложений, норм и правил или оформление его в виде инструкций.

Рекомендуется следующий план раздела «Безопасность и экологичность проекта»:

  1. Оценка опасных и вредных производственных факторов.

  2. Микроклимат.

  3. Производственное освещение.

  4. Защита от шума и вибрации.

  5. Защита от электромагнитных полей, лазерных и ионизирующих излучений.

  6. Организация рабочего места.

  7. Безопасность производственного процесса.

  8. Электробезопасность.

  9. Пожарная безопасность.

  10. Охрана окружающей среды.

Раздел выполняется в соответствии с методическими рекомендациями по выполне- нию раздела «Экологичность и безопасность проекта».


Заключение

В «Заключении» приводятся выводы о степени соответствия выполненного проекта техническому заданию и оценка полученных технико-экономических показателей.

Вопросы для повторения:
    1. Составте таблицу

Этап составления технического зада-

Выполняемые работы



ния