СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по педагогической психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены практические работы с решением. Рекомендованы в помощь студентам ВУЗов по направлению "Педагогика и психология"

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по педагогической психологии»

Практическое задание № 1.

Характеристика основных стилей и стратегий семейного воспитания на основе статьи: «Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация Т.Л. Кузьмишиной с соавт.» (с указанием автора классификации).

1. Джеймс Мартин Болдуин американский психолог на основе критериев: родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка, выделил два стиля родительского воспитания:

- демократический стиль характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

- контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

2. Диана Баумринд в ходе наблюдений смогла выделить 3 различных по

способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения и соответствующие этим стилям характеристики детей:

-авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии детей, теплые отношения с детьми. Как результат — дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Решения родителей не кажутся

произвольными и несправедливыми для детей, поэтому дети легко соглашаются с ними

- авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Высокий уровень контроля: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, не побуждают детей выражать свое мнение. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны.

-снисходительные (или либеральные) родители — импульсивные, агрессивные дети. Низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям.

По мнению Д. Баумринд, родители так увлекаются демонстрацией

«безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях
дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Коллеги Д. Баумринд Элеонора Мак6коби и Джон Мартин дополнили данную типологию еще одним, стилем воспитания ребенка в семье:
- безразличные родители — озлоб6ленные дети. Низкий уровень контроля и холодные отношения: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

3. Классификация стилей семейного воспитания Д. Элдера[153]. Автор на основании уровня родительского контроля и давления на ребенка выделяет семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста:

- автократичный стиль отличается полноправной властью родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабым контролем за поведением детей. Родители могут навязывать свою волю и подчеркивают некомпетентность детей в различных аспектах.

- авторитарный стиль оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса.

- демократичный стиль предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми.

- эгалитарный стиль характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них.

- разрешающий стиль встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку довольно много свободы, требуя от него ответственности за поступки.

- попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки.

- игнорирующий стиль, характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

4. Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской[154]. В основу данной классификации легли критерии эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми. Автор выделяет 6 типов отношений родителей к детям:

- чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни;

- безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;

- эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;

- отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;

- отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;

- уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

5. Классификация стилей аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера. Различия между данными стилями выражаются в эмоциональной включенности родителей в жизнь ребенка, степени контроля и заботы, понимании родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей:

- гипопротекция – недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.

- доминирующая гиперпротекция – обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

- потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.

- эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.

- повышенная моральная ответственность – не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов.

6. А.П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений:

- диктат

- опека

- конфронтация

- мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.
7. А.И. Захаров выделяет следующие критерии семейных отношений:

- интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям. По этому параметру различаются такие стили семейного воспитания как: гиперопека, опека, принятие, непринятие.

- параметр контроля позволяет выделить разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный типы семейного воспитания.

- критерий последовательности в воспитательном воздействии является чрезвычайно важным в родительском отношении к детям любого возраста.
- по эмоциональной насыщенности семейное воспитание может быть аффективно устойчивым или неустойчивость. Этот показатель дает представление о стабильности и характере эмоциональной атмосферы в семье.
- характеристика тревожности в детско-родительском взаимодействии также указывает на особенности атмосферы в семейном воспитании, описывает тревожность родителей за ребенка, факторах развития детской тревожности, устойчивости семьи к факторам стресса и пр.













Практическое задание № 2

Диагностика особенностей семейного воспитания с помощью методики АСВ (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.) с 3 до 21 года. Сделать выводы.

Ф. И. О. Петрова Ирина Анатольевна
Фамилия и имя дочери: Петрова Наталья

Сколько ей лет? 13 лет
Кто заполнял - мать

1 «+»

21«+»

41 «-»

61 «-»

81«+»

Г +

7 (3)+(5)=8

2«+»

22«+»

42 «-»

62«+»

82«+»

Г –

8 (4)+(1)=5

3«+»

23«+»

43«+»

63«+»

83«+»

У+

6 (5)+(5)=10

4 «-»

24 «-»

44 «-»

64 «-»

84«+»

У –

4 (1)

5 «-»

25 «-»

45 «-»

65 «-»

85«+»

Т +

4 (1)

6«+»

26«+»

46 «-»

66«+»

86«+»

Т –

4 (4)

7«+»

27«+»

47 «-»

67«+»

87«+»

3 +

4 (4)

8 «-»

28«+»

48«+»

68«+»

88 «-»

3 –

3 (3)

9 «-»

29«+»

49«+»

69 «-»

89 «-»

С +

4 (2)

10«+»

30«+»

50«+»

70«+»

90«+»

С –

4 (5)

11«+»

31«+»

51«+»

71«+»

91 «-»

Н

5 (4)

12«+»

32«+»

52 «-»

72 «-»

92 «-»

РРЧ

6 (2)+(3)=5

13 «-»

33«+»

53«+»

73 «-»

93 «-»

ПДК

4 (2)

14«+»

34«+»

54«+»

74«+»

94«-»

ВН

4 (4)

15 «-»

35 «-»

55«+»

75 «-»

95«+»

ФУ

6 (2)

16 «-»

36 «-»

56 «-»

76 «-»

96 «-»

НРЧ

7 (2)

17 «-»

37«+»

57 «-»

77 «-»

97 «-»

ПНК

4 (1)

18 «-»

38«+»

58«+»

78 «-»

98 «-»

ВК

4 (2)

19«+»

39«+»

59«+»

79«+»

99«-»

ПЖК

4 (4)

20 «-»

40 «-»

60 «-»

80 «-»

100 «-»

ПМК

4 (0)

101«+»

107«+»

113«+»

119«+»

125«+»

Г +

5

102 «-»

108«+»

114 «-»

120 «-»

126 «-»

Г –

1

103«+»

109«+»

115«+»

121«+»

127«+»

У +

5

104«+»

110 «-»

116«+»

122«+»

128 «-»

РРЧ

3

105 «-»

111 «-»

117 «-»

123 «-»

129 «-»

ФУ

0

106 «-»

112«+»

118«+»

124 «-»

130 «-»

НРЧ

0


Вывод: из данного обследования видно, что гиперпротекция (шкала Г+), выражена, но не ярко. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкала У+), выражена ярко. Здесь мы видим, что деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции (поскольку родитель много занимается воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. Говоря о данной шкале оценки, мы видим одно отклонение. Речь идет о потворствовании (шкала У+). В данном случае родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, –его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Стоит отметить, что присутствует в воспитании минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.







Практическое задание № 3

Описание основных симптомов эмоционального выгорания, факторов риска эмоционального выгорания педагога на основе статьи Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994.- №6. - С. 57-64

Изучив статью Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания», можно выделить три фактора, играющих существенную роль в «эмоциональном сгорании»: личностном, ролевом и организационном.

1. Личностный фактор. В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа данной работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания». Это же в отношении пола, стажа работы на одном месте подтвердили данные П. Торнтон. В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин (это первый аспект синдрома); возраст коррелирует с субшкалой «exhaustion», хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания «эмоционального сгорания».

2. Ролевой фактор. В обследовании учителей и психотерапевтов получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». X. Кюйнарпуу подтверждает эти данные на 18 испытуемых (но при р

3. Организационный фактор. «Сгорание» связано с тем, что работа может быть: многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки (тренировки), или с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Развитию «сгорания» также способствует неопределенность или недостаток ответственности. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может также четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников.

Иначе говоря:

1. личностные факторы (характерологические особенности, личностные черты, самооценка, стиль сопротивления трудностям, пол, возраст, образование, семейное положение и др.).

2. организационные факторы (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и. т. д.).

3. специфические особенности выполняемой работы, в частности в педагогической деятельности: низкий престиж профессии, массовость, высокий уровень ответственности, феминизация профессиональной среды, напряженность психологического климата в коллективе, неукоснительное соблюдение профессионального эталона и следование высоким этическим принципам и др.

Говоря о симптомах «эмоционального выгорания», можно выделить следующие:

Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»:

а) усталость, утомление, истощение

б) психосоматические недомогания

в) бессонница

г) негативное отношение к клиентам

д) негативное отношение к самой работе

е) скудость репертуара рабочих действий

ж) злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками

з) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание

и) негативная «Я-концепция»

к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев)

л) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности, м) переживание чувства вины.

К. Кондо, пишет о том, что в процессе «эмоционального выгорания» у педагоги начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого ожидали; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат — беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, люмбаго, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы.




Практическое задание № 4

Диагностика собственной профессиональной направленности с помощью опросника Е.И. Рогова. Сделать выводы.

Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом возможно два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.


№ утверждения

Утверждение

а

б

1

Я бы вполне мог жить один, вдали от людей

0


2

Я часто побеждаю других своей самоуверенностью


0

3

Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека


0

4

Люди должны больше, чем сейчас придерживаться законов морали

1


5

Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку


0

6

Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом

0


7

Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом


0

8

Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет

1


9

Окружающие считают, что на грубость я просто не способен

1


10

Я всегда внимательно слежу за тем как я одет

1


11

Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать

0


12

Мне важно, чтобы во всем . что меня окружает, не было беспорядка

1


13

Большинство моих друзей – люди интересы которых лежат в сфере моей профессии

1


14

Я подолгу анализирую свое поведение

1


15

Дома за столом я веду себя так же, как в ресторане


0

16

В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории

0


17

Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения


0

18

Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине

1


19

Мне неудобно дурачиться в компании. даже если другие это делают

1


20

Иногда я люблю позлословить об отсутствующих


1

21

Мне очень нравится приглашать друзей и развлекать их


0

22

Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива

0


23

Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от личностных качеств


0

24

Я не могу быть равнодушным к проблемам других


0

25

Я всегда охотно признаю свои ошибки

1


26

Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве


0

27

Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого

0


28

В школьные годы я пополнял свои знания. читая специальную литературу

1


29

Я не осуждаю человека за обман тех. кто позволяет себя обманывать


0

30

У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу

1


31

Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю


0

32

Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности

0


33

Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни


0

34

Окружающие считают мою семью интеллигентной

1


35

Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять

1


36

Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди


0

37

Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету

1


38

Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету

1


39

Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики

1


40

Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами


1

41

Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях. несомненно рады меня видеть

1


42

Думаю, что мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью


0

43

Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск. обучаясь на курсах повышения квалификации


0

44

Моя любезность часто не нравится другим людям


0

45

Были случаи, когда я завидовал удаче других


1

46

Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом

1


47

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям

1


48

Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету

1


49

Я проявляю активное участие к судьбе других


0

50

Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей

1


Обработка результатов:

  1. ответ, совпадающий с ключом – 1 балл;

  2. ответ, не совпадающий с ключом - 0 баллов


Ключ:

    • общительность – 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а;

    • организованность – 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а;

    • направленность на предмет – 3а. 8а, 13а, 18а. 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а;

    • интеллигентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а;

    • мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а;


Результаты испытуемого:

    • общительность – 2 балла

    • организованность – 3 балла

    • направленность на предмет – 6 баллов

    • интеллигентность – 6 баллов

    • мотивация одобрения – 8 баллов.

Выводы:

Оценив результаты, можно сказать о том, что у испытуемого, общительность (2 балла) не достаточно развита, организованность (3 балла) находится в зоне нормы, направленность на предмет, интеллигентность (6 баллов), также находятся в зоне нормы и ярко выражена мотивация одобрения (8 баллов).

Таким образом, можно сказать о том, что испытуемый сочетает в себе качества «учителя-предметника» (характерна наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа «предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний), «учителя-интеллигента» (характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что встречается промежуточный тип, условно «интеллигент-оптимист», обладающий выраженными качествами обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, «предметник-коммуникатор», «предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически сочетание и этих типов возможно)













Практическое задание № 5

Основные характеристики проблемного обучения на основе анализа статьи В. А. Ситарова: «Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения»

Изучив статью В.А. Санитарова выделим следующие характеристики проблемного обучения:

1. В. Оконь:

-Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем

- В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня

- Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся

- Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов

- Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

2. Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, З. И. Калмыкова и др. разработали психологические основы проблемного обучения в его разных модификациях. Суть его заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Сюда относятся, например, задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем (самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, открытие способа доказательства геометрической теоремы и т. д.). Проблемное обучение включает несколько этапов:

- осознание общей проблемной ситуации;

- ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

- решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

- проверка правильности решения проблемы.

Практическое задание № 6

Разработать урок (по направлению вашего обучения) в соответствии с моделью проблемного обучения. Отразить развитие познавательных универсальных учебных действий на уроке.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Воронина Ирина Анатольевна

по МДК 02.06 Теоретические и методические основы математического развития детей дошкольного возраста

в учебной группе СДО-(16)с

специальность: 44.02.01 « Дошкольное образование»

Дата проведения урока «____» ___________2019 г.

Тип (форма) урока: лабораторный практикум

Оборудование:

- компьютер, экран, мультимедийный проектор,

- иллюстративный материал, собранный студентами на педагогической практике

- материалы и оборудование для проведения дидактических игр по предложенной тематике.

- рабочие тетради

- карты анализа лабораторной работы

- учебное пособие для самостоятельной работы студентов.

- канцелярские принадлежности

- рабочая программа, календарно - тематический план

Тема урока: «Игры и занимательные упражнения по закреплению у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов»

Цель: сформировать у студентов умения классифицировать, опредеялть образовательные и развивающие возможности занимательных игр и упражнений, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, развитие ассоциативного мышления, воображения


№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент:

1. Формулировка цели, которая должна быть достигнута студентами (что должно быть для дальнейшей эффективной работы);

2. Определить цели и задачи, которых должен достигнуть преподаватель;

3. Описать методы организации работы студентов на начальном этапе урока.

Организационный этап:

-проверка готовности рабочих мест студентов,

-приветствие;

-фиксация отсутствующих;

-сообщение темы и цели учебного занятия,

-знакомство с картой анализа лабораторного практикума и его заполнением.

1. Цель этапа (для студентов): подготовка студентов к работе на занятии (проверка наличия канцелярских принадлежностей, рабочих тетрадей, папок с иллюстративным материалом для проведения игр,).

2. Цель этапа (для преподавателя): воспитание личностных качеств таких как ответственность, собранность, исполнительность, организованность, которые обеспечивают успешность исполнительской деятельности студентов.

3. Доклад старосты об отсутствующих студентах.

2

Опрос студентов по домашнему заданию

1. Формулировка цели, которая должна быть достигнута студентами (какого результата достигли студенты);

2. Формулировка целей, которых должен достигнуть преподаватель

3. Описание методов, которые

способствуют решению целей и задач;

4. Описание методов организации совместной деятельности и методов стимулирования учебной активности студентов;

6. Описание методов и критериев оценивания ответов студентов в ходе опроса


1. Цель (для студентов): закрепление изученный теоретический материал, раскрыть итоги исследовательской работы.

2. Цель (для преподавателя): установить правильность пройденного материала на знание понятий и определений, распределения изучаемого материала по возрастным группам в ДОУ, устранить ошибки, проверить ход выполнения исследовательской работы в ДОУ.

3. Опрос студентов по домашнему заданию. Отчеты учащихся о результатах проведенной работе в ДОУ.

Соотнесите образовательные задачи с возрастной группой.

А. Знакомство детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследование формы этих предметов, используя зрение и осязание. (Вторая младшая группа)

Б. Развитие представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Знакомство детей с прямоугольником, формирование умения различать его элементы: углы, стороны. Развитие умения соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. (Средняя группа)

В. Формирование представления о многоугольнике. Закрепление умения моделировать геометрические фигуры. Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию , представлению. (Старшая группа)

Г. Знакомство с овалом на основе сравнения его с кругом. Формирование представлений о четырехугольнике, понимание того, что прямоугольник и квадрат являются разновидностями четырехугольника. Развитие представления о том, как из одной фигуры сделать другую. (Подготовительная к школе группа)

Соотнести по конспекту занятия к какой группе относится.

(прилагаются конспекты разработанных занятий по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО)

4. Оценивание студентами собственных выступлений между собой и фиксация ответов на вопросы в карте анализа лабораторного практикума.

5. Обсуждение результатов выполнения исследований, проведенных в ДОУ. ( критерии оценки: полнота иллюстративного материала, полнота раскрытия проведенной работы, полнота раскрытия ответов на заданные вопросы, формулировка итогов и рекомендаций по улучшению РППС в детском саду.

3.

Постановка проблемы. Поиск решения проблемы.

  1. Постановка учебной цели перед студентами (какой результат должен быть достигнут);

  2. Формулировка целей, достигаемых преподавателем.

  3. Изложение нового учебного материала (решения проблемы), который должен быть освоен студентами;

4. Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

5. Описание критериев, определения уровня внимания и интереса студентов к излагаемому учебному материалу;

6. Описание методов стимулирования учебной активности студентов в ходе освоения учебного материала.

1. Цель (для студентов): показать умение классифицировать дидактические игры и занимательные упражнения

2.Цель (для преподавателя): дать понятие о классификации игр.

3. Классификация игр и занимательных упражнений по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов

Первая группа

Упражнения , направленные на развитие выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.

Вторая группа

Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.

Упражнения на разбитие геометрических фигур на части, являющимися геометрическими фигурами.

Упражнения на составление геометрических фигур из частей.

Упражнения на преобразование геометрических фигур по заданному условию.

Третья группа

Упражнения , направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур.

Четвертая группа

Упражнения, направленные на развитие умения выделять особенности взаимного расположения геометрических фигур.

Пятая группа

Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления.

( каждая группа иллюстрируется примерами)

4. Объяснительно-иллюстративный метод познавательной деятельности - изложение нового учебного материала (структурирование учебного материала, повествование, сопровождающееся показом возможных вариантов игр получения с использованием ИКТ).

5. Фиксация студентами в рабочую тетрадь схемы «Классификация игр и занимательных упражнений по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов». Привлечение студентов к отнесению предлагаемых преподавателем классификации на знакомые игры, наблюдаемые студентами на практике, (высказывание студентами собственных мнений с использованием структурной схемы).

6. Выставление оценок.


Подготовка и проведение дидактических игр

  1. Постановка конкретной учебной цели перед студентом (какой результат ими должен быть достигнут);

  2. Формулировка целей, достигаемые преподавателем;

  3. Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала;

1. Цель (для студентов): закрепить полученные знания в ходе проведения дидактических игр и занимательных упражнений.

2. Цель (для преподавателя): установить степень осознанного усвоения полученных знаний в проведения дидактических игр и занимательных упражнений.

3. Правильность организации игр и упражнений. Анализ умений руководить группой.








Домашнее задание:

  1. Постановка целей самостоятельной работы для студентов (что должны сделать и как);

2. Формулировка целей, достигаемых преподавателем;

3. Определение и разъяснение студентам критериев успешного выполнения домашнего задания

1. Цель (для студентов): на основе классификации игр разработать картотеку игр.

2. Цель (для преподавателя): проверка понимания студентами содержания учебного материала, способов применения полученных знаний на практике.

3. Точность и наполняемость игровой картотеки, разнообразие игр (по группам классификации)





25