Практические работы в курсе «География материков и океанов 7 класс»
Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития – эпохой информатизации и глобализации. Жизненные ориентиры предопределяют развитие, масштабность и тщательность географических исследований, своевременность использования данных, особенно в решении современных глобальных проблем.
Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся, в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Очень важно формировать у обучающихся умение применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике.
Важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление на повышение качества географического образования, и увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. Это становится возможным при условии, общего комплексного использования всех видов учебной деятельности, и именно практическим работам придает большую значимость.
Практические работы — это неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п.
В 7 классе в курсе «Материки и океаны» предлагаю использовать следующий перечень практических работ:
Практическая работа № 1.
Чтение и анализ карт атласа.
Цель: узнать, как показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления.
Оборудование: атлас, учебник стр. 7 рис.3.
Ход работы:
1) Заполнить с помощью карт атласа и рис.3 учебника таблицу.
Способ картографического изображения | Название карты | Значки | Линейные знаки | Изолинии | Качественный фон | Ареалы | Знаки движения |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Практическая работа № 2.
Сравниваем страны мира.
Цель: формирование умений определять и обозначать на контурной карте крупнейшие страны мира по площади и численности населения
Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.
Используя карты атласа и другие источники информации, составить сравнительную характеристику стран заполнив таблицу.
Заполните таблицу Крупнейшие страны мира по занимаемой площади.
Страна | Столица | Площадь, млн. км2 |
Россия | Москва | 17,1 |
Канада | Оттава | 9,98 |
Китай | Пекин | 9,6 |
США | Вашингтон | 9,5 |
Бразилия | Бразилиа | 8,5 |
Австралия | Канберра | 7,7 |
Нанесите эти страны и их столицы на контурную карту
2)Заполните таблицу Крупнейшие страны мира по численности населения
Страна | Столица | Численность населения, млн. чел. |
Китай | Пекин | 1402 |
Индия | Дели | 1317 |
США | Вашингтон | 328 |
Индонезия | Джакарта | 265 |
Бразилия | Бразилиа | 209 |
Нанесите эти страны и их столицы на контурную карту
3. Вычислите плотность населения выделенных стран и заполните таблицу.
Страна | Площадь, млн. км2 | Численность населения, млн. чел. | Плотность населения, чел/км2 |
Россия | 17,1 | 147 | 8,59 |
Канада | 9,98 | 38 | 3,81 |
Китай | 9,6 | 1402 | 146,04 |
США | 9,5 | 328 | 34,53 |
Бразилия | 8,5 | 209 | 24,59 |
Индия | 3,17 | 1371 | 442,49 |
Австралия | 7,7 | 26 | 3,38 |
Индонезия | 1,9 | 275 | 144,74 |
Вывод: среди обозначенных стран наибольшую плотность населения имеет Индия. Это объясняется следующими причинами: небольшая площадь страны в сравнении с численностью населения. Демографическая ситуация такова, что этот показатель продолжает расти.
Практическая работа № 3.
Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем.
Цель: формирование умений работать с контурной картой; развитие пространственного мышления.
Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.
Используя карты: «Физическая карта мира» и «Строение земной коры» в атласе нанести на контурную карту:
1. Условными линиями разного цвета покажите размещение крупнейших срединно-океанических хребтов и глубинных желобов.
2. Подпишите крупнейшие литосферные плиты. Укажите стрелками направления их перемещения.
3. Выделите наиболее древние устойчивые участки земной коры в пределах каждого материка и подпишите их названия.
4. Приведите примеры складчатых областей разного возраста. Выделите их соответствующим цветом. Подпишите названия форм рельефа, которым они соответствуют.
Практическая работа № 4.
Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли, установление зависимости их размещения от геошироты и циркуляции атмосферы
Цель: формирование умений работать с контурной картой; развитие пространственного мышления.
Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.
Используя карты: «Физическая карта мира» и «Климатическая карта мира» «Климатические пояса и области мира», «Антарктида. Физическая карта» в атласе нанести на контурную карту:
1. Подпишите климатические пояса мира и закрасьте их разными цветами в соответствии с заливкой карты атласа. Подчеркните названия климатических поясов, в которых в течение года господствует только одна воздушная масса.
2. обведите красным цветом пунсоны объектов, имеющих географические координаты: А (330 с.ш.; 130 в.д. /Триполи/), Б (700 с.ш.; 1400 в.д./ Якутия, Усть-Янский улус./), В (780 ю.ш.; 1060 в.д. /российская антарктическая научная станция Восток/). Подпишите названия объектов и характерные им абсолютные значения температур.
3. Подпишите названия городов, отмеченных на карте номерами от 1 до 15. Укажите рядом м названиями соответствующие значения климатических показателей: температура января и июля, среднегодовое количество осадков
Практическая работа № 5.
Сравнение Индийского и Атлантического океанов.
Цель: Цель: Формировать умение делать сравнение географических объектов. Объяснять причины сходства и различия.
Оборудование: карты атласа, § 23 учебника.
Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.
1) Используя карты атласа и п.22 учебника, составить сравнительную характеристику океанов в виде таблицы.
Наименование показателя | Океаны |
Атлантический | Индийский |
Географическое расположение по отношению: Экватору Нулевому мередиану Тропикам Полярным кругам Материкам Другим океанам | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Дно океана (литосферные плиты, хребты, котловины, желоба). | | |
Береговая линия (изрезанность, наличие заливов). | | |
Моря (шельфовые, внутренние). | | |
Острова (материковые, вулканические, коралловые). | | |
Местоположение в климатических поясах. | | |
Растительный и животный мир. | | |
Хозяйственная деятельность человека. | | |
2) Используя карты: «Физическая карта мира» в атласе и «Мировой океан» в учебнике стр. 244-245 нанести на контурную карту:
а) Подпишите океаны. Проведите границы между ними.
б) Отметьте в каждом океане область с наибольшей глубиной. Подпишите их названия и укажите соответствующие значения максимальной глубины.
в) Обозначьте красными и синими стрелками направления крупнейших теплых и холодных течений. Подпишите их названия.
г) Проложите кругосветный маршрут из любой точки мира. Подпишите основные географические объекты на вашем пути.
Практическая работа № 6.
Географического положения материка.
Цель: Определение географического положения материка Африка.
Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.
План:
1.Определить положение материка на градусной сетке (по физической карте мира):
а) по отношению к экватору – пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк - в Северном или Южном? На контурной карте выделить линию экватора красным цветом;
б) по отношению к нулевому меридиану - пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк - в Западном или Восточном? На контурной карте выделить линию меридиана синим цветом;
в) как материк расположен по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, то выделить их на контурной карте пунктиром красного цвета;
г) по физической карте материка определить его крайние точки материка, записать их в тетрадь и обозначить на контурной карте;
д) определить протяжённость материка с севера на юг в градусах и километрах (по меридиану, расчёты записать в рабочую тетрадь);
е) определить протяжённость материка с запада на восток в градусах и километрах (по параллели, расчёты записать в рабочую тетрадь).
2. Определить положение материка относительно других объектов (океанов, материков, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов):
а) какие океаны омывают и какое побережье? Подписать их на контурной карте.
б) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подписать ближайшие материки, моря и проливы, которые их отделяют от материка;
в) какие моря, заливы, проливы омывают берега материка? Подписать их на контурной карте;
г) определить характер береговой линии (сильно изрезана - выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана - мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подписать на контурной карте.
Практическая работа № 7.
Характеристика по картам особенностей природы материка
Цель: формирование умений давать комплексную характеристику материка, используя различные карты атласа.
Оборудование: учебник, атлас.
Природная зона | Географическое положение | Климатические условия | Почвы | Растительность | Животный мир | Хозяйственная деятельность человека |
Влажные экваториальные леса | | | | | | |
Саванны и редколесья | | | | | | |
Полупустыни и пустыни | | | | | | |
Практическая работа № 8
Сравнение географического положения Австралии и Африки
Цель: формирование умений выявлять черты сходства и различия географических объектов.
Оборудование: карты атласа, учебник.
Признаки сравнения | Австралия | Африка | Вывод о сходстве и различии в географическом положении |
По отношению к экватору | | | |
По отношению к нулевому меридиану | | | |
По отношению к другим материкам | | | |
По отношению к океанам | | | |
Крайние точки материка | | | |
Практическая работа № 9
Описание по карте крупных речных систем Южной Америки.
Цель: формирование умений, используя карты атласа, составлять описание крупных речных систем.
Оборудование: карты атласа, план.
1.Название реки. В какой части материка течёт.
2. Где берёт начало? Куда впадает? К бассейну какого океана относится?
3.В каком направлении течёт? Длина реки.
4.Объясните зависимость характера течения реки от рельефа.
5.Определите источники питания реки.
6.Каков режим реки и как он зависит от климата.
7.Хозяйственной использование реки.
Практическая работа № 10.
Составление по картам сравнения стран (по выбору)
Цель: формирование умения делать сравнение географических объектов.
Оборудование: карты атласа, тетрадь.
1) С помощью карты атласа на выбрать страны для сравнения.
2)Используя карты атласа и другие источники информации, составить сравнительную характеристику стран заполнив таблицу.
Показатели для сравнения | Бразилия | Перу |
Географическое положение | | |
Площадь, млн. км2 | | |
Население, млн.чел. | | |
Столица | | |
Особенности рельефа, полезные ископаемые | | |
Климат | | |
Природные зоны | | |
Народы, заселяющие страну | | |
Государственный язык | | |
Хозяйственная деятельность человека | | |
3)Используя информацию из таблицы, сделать вывод о сходстве и различии в природе и населении стран.
Практическая работа № 11.
Сравнение климата отдельных частей материка.
Цель: Сравнить особенности климата разных территорий в пределах одного климатического пояса. Сделать вывод о роли климата для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Оборудование: карты атласа.
Признаки сравнения | Полуостров Аляска | Полуостров Лабрадор |
Территория | | |
Географическое положение | | |
Климатический пояс | | |
Тип климата | | |
Средняя температура, 0С: Января Июля | | |
Среднегодовое количество осадков и режим их выпадения | | |
Практическая работа № 12.
Путешествие по Северной Америке
Цель: разработать туристический маршрут по странам Северной Америки
Оборудование: учебник, атлас, карты Северной Америки, контурные карты, дополнительный материал, цветные карандаши.
1.Найдите на карте посещаемые города. Подпишите их названия на контурной карте.
По картам установите, есть ли в обозначенных вами городах аэропорты. Если есть – покажите их на карте условными знаками.
2. Найдите на картах объекты Всемирного природного и культурного наследия, расположенных вблизи обозначенных городов. Обозначьте их на карте.
3. Распределите дни путешествия между посещаемыми объектами. На карте подпишите над каждым объектом день посещения: 1-й, 2-й или 2-3-й дни и т.д. Обозначьте на карте туристический маршрут по Южной Америке, соединив все посещаемые объекты с городами и между собой.
Пользуясь дополнительным материалом, подготовьте краткую рекламу района путешествия и программу тура для туристов.
Практическая работа № 13.
Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых материка.
Цель: закрепить знания о современном рельефе Евразии, размещении полезных ископаемых.
Оборудование: карты атласа,
1. Проведите границу между Европой и Азией. Подпишите названия физико-географических объектов, по которым ее проводят.
2. Подпишите названия крупнейших форм рельефа. Условными знаками покажите месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа № 14.
Составление по картам и другим источникам информации комплексного описания одной из стран Евразии.
Цель: формирование умений комплексного использования различных источников географических знаний для описания природы, населения и хозяйства отдельной страны.
Оборудование: карты атласа, учебник, интернет.
Используя план описания страны на стр. 254 учебника описать комплексную характеристику Германии.
Практическая работа № 15.
Установление различий в численности, плотности населения регионов Азии.
Цель: Устанавливать различия, делать вывод.
Оборудование: атлас, ресурсы Интернета.
1) Используя ресурсы Интернета заполни таблицу:
Регион | Численность населения, млн. чел. | Плотность населения, чел. км2 |
Юго-Западная Азия | | |
Южная Азия | | |
Центральная Азия | | |
Восточная Азия | | |
Юго-Восточная Азия | | |