Аннотация к рабочей программе по географии 5-8 классы.
Рабочая программа по географии составлена на основе ФГОС, примерной программы основного общего образования по географии МАОУ СОШ № 9 г. Тюмени с углубленным изучением краеведения авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2013 г;
Цели изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Класс | УМК |
5-6 | А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы, М., Просвещение, 2015 (учебники) В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-8 классы |
7 | А.И. Алексеев и др. География 7 класс, М., Просвещение, 2015 (учебники) В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-8 классы |
8 | А.И. Алексеев и др. География 8 класс, М., Просвещение, 2015 (учебники) В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-8 классы |
Класс | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов за год |
5-6 | 1 | 34 |
7-8 | 2 | 68 |
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
5 - 8 класс ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ министерства образования и Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Основная образовательная программа основного общего образования, принятая педагогическим советом МАОУ СОШ № 9 г. Тюмени с углубленным изучением краеведения (Протокол № 1 от 22.08.18), утвержденная 26.08.18
Учебный план для 1-11 классов муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением краеведения на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе:
Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2013 г;
Цели изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 5 по 8 класс. На изучение географии отводится в 5-6 классах по 34 часа (1 час в неделю), 7-8 классах по 68 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающая среда», включающий определенные географические сведения, по отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез для старшей школы. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Методы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным маршрутам;
подготовка к научно-исследовательской конференции.
Методы работа с учащимися групп ОВЗ:
наблюдения во время экскурсий, прогулок
организованная деятельность школьников на занятиях в повседневной жизни, в игровой деятельности;
моделирование;
чтение природоведческой литературы;
труд на участке школы;
географические путешествия-сказки:
Содержание этнокультурного регионального модуля в предмете
Содержание регионального компонента географии имеет большие воспитательные возможности в воздействии на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность расширить и углубить основные базовые знания географического образования. В процессе такого обучения реализуются установки, характерные для краеведческого принципа- следовать в обучении от частного к общему, вести учащихся от доступных для непосредственного наблюдения объектов и явлений к выводам и обобщениям.
Целями регионального компонента географического образования являются
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства своего края,
- воспитание человека данной территории, духовно связанного с ней, знающего и понимающего ее проблемы, с сформированной потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем регионе,
- развитие и закрепление навыков адаптации социально-ответственного поведения в географическом пространстве места своего проживания.
Основные задачи регионального курса географии-
- сформировать географический образ своего края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства,
- создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными, так и современными, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями,
- расширить географические и экологические знания учащихся в решении проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики, воспитания у учащихся любви к Родине, своему родному краю,
- научить школьников решать доступные им географические проблемы,
- способствовать выбору жизненного пути и профессии.
Важнейшие личностные результаты обучения географии своего региона-
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты, гражданин РФ, житель региона)
- представление о своем крае как субъекте Российской Федерации, его месте и роли в жизни страны,
- осознание единства географического пространства края как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб,
-осознание значимости и общности всех проблем края,
-эмоционально- ценностное отношение к природным богатствам края, их сохранению и рациональному природопользованию,
- патриотизм, любовь к своей « малой родине»
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов своего региона, толерантность,
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном региональном компоненте курса географии-
- умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбрать средства их реализации ,
- умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации краеведческого материала,
- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей,
- умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
Предметными результатами освоения учащимися программы регионального компонента являются-
- понимание роли и места современной географии в решении практических задач и проблем своего региона,
- умение работать с разными источниками географической информации ,
- умение выделять ,описывать и объяснять существенные признаки географических объектов края,
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения характеристик компонентов природы своей местности,
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды регион а,их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия,
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Темы программы | Содержаниеэтнокультурного регионального компонента | Планируемый результат включенияэтнокультурного регионального компонента |
Расы и народы. Многообразие стран мира. Столицы и крупные города | Население Тюменской области | Познакомить с традициями и обычаями народов Тюменской области |
Земная кора и литосфера | Рельеф Тюменской области | Познакомитьс особенностями земледелия в родном крае |
Гидросфера-водная оболочка Земли | Реки и озера Тюменской области | Познакомить с особенностями формирования истока рек, режимом и работой рек |
Природные зоны Земли | Хозяйственная деятельность в природной зоне Тюменской области | Познакомить с особенностями природы и климата Тюменской области |
Взаимодействие природы и общества. | Особенности природыТюменской области | Познакомить с особенностямивзаимодействие природы и общества |
Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. | Особенности природыТюменской области | Познакомить с особенностямивзаимодействие природы и общества |
Россия - многонациональное государство. Национальный состав. | Национальный состав Тюменской области | Познакомить с многонациональным составом Тюменской области |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных иметапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, культурологического, личностно-деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Основные цели изучения географии в школе:
· познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
· познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
· понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
· понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
· глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
описывать погоду своей местности;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Раздел 3. Население Земли
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, ее изменение во времени.
Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Раздел 4. Материки, океаны и страны
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.
Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
География России
Раздел 5. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 6. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 7. Население России
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность4 распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 8. Районы России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России:Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 5 | | 1 |
2 | Земля планета Солнечной системы | 5 | | 1 |
3 | План местности | 5 | 2 | |
4 | Географическая карта | 6 | 1 | 1 |
5 | Заселение Земли человеком | 3 | 1 | |
6 | Литосфера | 8 | 1 | |
7 | Повторение | 2 | | 1 |
| Всего: | 34 | 5 | 4 |
6 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Гидросфера | 13 | 2 | |
3 | Атмосфера | 12 | 1 | |
4 | Биосфера | 3 | 1 | |
5 | Географическая оболочка | 4 | 2 | |
6 | Повторение | 2 | | 1 |
| Всего: | 34 | 6 | 1 |
7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 2 | | |
2 | Литосфера и рельеф Земли | 2 | 1 | |
3 | Атмосфера и климаты Земли | 3 | 1 | |
4 | Гидросфера. Мировой океан - главная часть гидросферы | 6 | 1 | 1 |
5 | Географическая оболочка | 5 | | |
6 | Африка | 10 | 3 | 1 |
7 | Австралия и Океания | 3 | 2 | 1 |
8 | Южная Америка | 6 | 2 | 1 |
9 | Антарктида | 3 | 1 | |
10 | Северная Америка | 8 | 2 | 1 |
11 | Евразия | 17 | 2 | 1 |
12 | Географическая оболочка - наш дом | 3 | | |
| Всего: | 68 | 15 | 6 |
8 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 2 | 1 | |
2 | Россия на карте часовых поясов | 1 | 1 | |
3 | Районирование | 1 | 1 | |
4 | Формирование территории России | 2 | | |
5 | Население | 11 | 2 | 1 |
6 | История развития земной коры | 6 | 1 | |
7 | Климат России | 8 | 2 | |
8 | Россия — морская держава. | 7 | 1 | |
9 | Почва — особое природное тело. | 3 | | |
10 | Природные зоны России | 7 | 1 | 1 |
11 | Хозяйство России | 18 | 2 | 1 |
12 | Территориальная организация общества. | 2 | | |
| Всего: | 68 | 12 | 3 |
Практические работы
Оцениваемые практические работы по географии 5 класс (по ФГОС)
Тема «План и карта» | Пр. р. №1 «Определение масштаба» Пр. р. №2«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности». Пр. р.№3 «Определение направлений и географических координат на карте» |
Тема «Человек на Земле» | Пр. р. №4«Многообразие стран мира». |
Тема «Литосфера – твердая оболочка Земли» | Пр.р.№5 «Описание рельефа своей местности» |
| Итого в 5классе - 5 практических работ |
Оцениваемые практические работы по географии 6 класс (по ФГОС)
Тема «Гидросфера — водная оболочка Земли» | Пр. р. №1 «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы» Пр. р. №2 Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия» Пр. р.№3 «Описание реки по плану» |
Тема «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» | Пр. р. №4«Построение розы ветров по данным календаря погоды» Пр.р.№5 «Наблюдение за погодой» |
Тема «Биосфера – живая оболочка Земли» | Пр.р.№6 «Описание одного растения или животного своей местности» |
| Итого в 6 классе - 6 практических работ |
Оцениваемые практические работы по географии 7 класс (по ФГОС)
Тема «Население Земли» | Пр./р. №1 «Анализ карт географического атласа» Пр./р.№4 «Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира» |
Тема «Природа Земли» | Пр./р. №5«Обозначение на к/к крупнейших платформ и горных систем» Пр./р. №8 «Описание одного из климатических поясов Земли» Пр./р. №10 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли» |
Тема «Природные комплексы и регионы» | Пр./р. №11 «Описание океана по плану» |
Тема «Материки и страны» | Пр./р. №12 «Определение географических координат крайних точек и протяженности Африки в градусах и километрах» Пр./р. №13 Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. Пр./р. №14 «Описание Египта по типовому плану» Пр./р. №15 «Определение по карте географического положения Австралии» |
| Итого в 7 классе - 10 практических работ |
Оцениваемые практические работы по географии 8 класс
Тема «Россия в мире» | Пр. р. №1. «Обозначение на контурной карте государственной границы России» Пр./р. №2 «Определение разницы во времени по карте часовых поясов» |
Тема «Россияне» | Пр./р.№3 «Анализ графика рождаемости и смертности в России» Пр./р.№4 «Построение графика численности населения своей области». |
Тема «Природа» | Пр./ р. №5 «Определение по картам закономерностей размещения полезных ископаемых» Пр./р. №6 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России» Пр./р. №7 «Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и деятельности населения» Пр./р. №11 «Описание одной из российских рек по типовому плану» Пр./ р. №12 «Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа» |
Тема «Хозяйство» | Пр./р. №13«Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии» |
Тема «Природно-хозяйственные зоны» | Пр./р. №15 «Описание особенности деятельности людей в разных природных зонах» Пр./р. №16 «Составление характеристики природно-хозяйственных зон по плану» |
| Итого в 8 классе 12 практических работ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
стенды для постоянных и временных экспозиций;
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
— ноутбук;
— мультимедиа-проектор;
- интерактивная доска
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по разделам школьного курса географии;
библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.И. Алексеев и др. География 5-6, 7, 8 классы, М., Просвещение, 2015 (учебники)
2. Атлас5, 6, 7, 8 классы с комплектом контурных карт.
3. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6, 7, 8, классы (пособие для учителя)
4. Электронное приложение к учебнику.
5. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-8 классы