СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические задания по темам "Истина", "Культура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле встречаются вопросы по темам "Права и обязанности обучающихся", "Общество"  Присутствуют 2 задания старого типа, они размещены в файле для закрепления теоретического материала по заданным темам 

Просмотр содержимого документа
«Практические задания по темам "Истина", "Культура"»

Задание 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Запишите три признака этого понятия.

  1. _____________________________________

  2. _____________________________________

  3. _____________________________________

Задание 2. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ИСТИНЫ

А) независимость от субъекта познания

  1. Только относительная истина

  2. И абсолютная, и относительная истина

Б) объективный характер

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки

Г) соответствие свойствам изучаемого объекта

Д) незавершённость

Ответ: ______________________

Задание 3. Известный писатель создал философскую притчу, в которой действуют персонажи национальной мифологии. Какие признаки позволяют сделать вывод, что это произведение относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Притча сразу же стала популярной.

 2) 

Содержание произведения сложно для восприятия.

 3) 

Произведение рассчитано на ограниченный круг читателей, имеющих соответствующую подготовку.

 4) 

Произведение создавалось для популяризации национальной культуры.

 5) 

Притча раскрывает нестандартный авторский подход к проблеме.

 6) 

Произведение имеет преимущественно развлекательный характер.

Ответ: __________________________

Задание 4. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ

УРОВНИ ПОЗНАНИЯ

А) понятие

  1. Чувственное

  2. Рациональное

Б) суждение

В) умозаключение

Г) ощущение

Д) представление

Ответ: _______________________

Задание 5. Выберите верные суждения о познании и истине. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Объектом социального познания служат различные природные процессы.

 2) 

Познание – это процесс приобретения и развития знания.

 3) 

Ощущение как форма чувственного познания характеризуется отражением отдельных свойств познаваемого объекта, отсутствием его целостного образа.

 4) 

Чувственное познание, в отличие от рационального, основывается на абстрагировании и обобщении.

 5) 

Истина - это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Ответ: ____________________________

Задание 6. Выберите верные суждения о познании и истине. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

На основе познавательной деятельности формируется мировоззрение человека, его стратегия взаимодействия с миром.

 2) 

Истина - это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

 3) 

Чувственное познание отличается от рационального большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды.

 4) 

Восприятие как форма чувственного познания характеризуется отражением отдельных свойств познаваемого объекта, отсутствием его целостного образа.

 5) 

Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания.

Ответ: ____________________________

Задание 7. Выберите верные суждения о познании и истине. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Познание – это процесс приобретения и развития знания.

 2) 

Истина - это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

 3) 

Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания.

 4) 

Чувственное познание, в отличие от рационального, основывается
на абстрагировании и обобщении.

 5) 

К формам рационального познания относят понятие, представление, память.

Ответ: ____________________________

Задание 8. Выберите верные суждения о познании и об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Познание - это процесс постижения действительности.

 2) 

В научном познании широко применяются художественные образы.

 3) 

Соответствие знаний предмету познания, независимость от воли познающего субъекта характеризуют такую черту истины, как объективность.

 4) 

К формам рационального познания относят ощущение, восприятие
и представление.

 5) 

Относительная истина - это знание, которое может измениться по мере развития науки.

Ответ: ____________________________

Задание 9. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Искусство влияет на мировоззрение личности.

 2) 

Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.

 3) 

Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.

 4) 

Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным
и нравственным проблемам.

 5) 

Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.

Ответ: ____________________________

Задание 10. Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А) целенаправленный поиск объективной истины

  1. Ненаучное (обыденное)

  2. Научное

Б) осознанный контроль над процедурой познаний

В) знание как «побочный» результат деятельности

Г) опора на опыт повседневной жизни

Д) систематичность, логичность

Ответ: ____________________________

Задание 11. Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

А) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности

  1. Только массовая

  2. Только элитарная

  3. И массовая, и элитарная

Б) сложность содержания

В) развлекательный характер

Г) ориентация на узкий круг высокообразованных потребителей

Д) влияние на социализацию индивида

Ответ: ____________________________

Задание 12. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Искусство отражает окружающий мир в художественных образах.

 2) 

К видам искусства относят музыку, живопись, кино.

 3) 

Искусство способствует формированию художественных вкусов человека и общества.

 4) 

Искусство отличается от других форм (областей) духовной культуры тем, что влияет на формирование мировоззрения человека.

 5) 

Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.

Ответ: ____________________________

Задание 13. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ИСТИНЫ

А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки

  1. Только относительная истина

  2. И абсолютная, и относительная истина

Б) объективный характер

В) неполное, изменяемое знание о предмете

Г) независимость от субъекта познания

Д) отражение свойств познаваемого объекта

Ответ: ____________________________

Задание 14. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.

 2) 

Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание
об объекте познания.

 3) 

Относительная истина - это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.

 4) 

Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.

 5) 

Истина - это соответствие полученного знания действительности.

Ответ: ____________________________

Задание 15. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОТРЕБНОСТИ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) в отдыхе и сне

  1. Социальные

  2. Духовные

  3. Биологические

Б) в общении

В) в достижении определённого положения в обществе

Г) в познании мира

Д) в осознании смысла своего существования

Ответ: _____________________________

Задание 16. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Истинное знание - это соответствие полученного знания действительности.

 2) 

Практика рассматривается как критерий истины.

 3) 

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

 4) 

Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

 5) 

Относительная истина - показатель определённого уровня достоверности
и полноты знания в конкретных условиях.

Ответ: _____________________________

Задание 17. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Культура - это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.

 2) 

К материальной культуре относят нормы морали.

 3) 

В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность
и новаторство.

 4) 

Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования
к общекультурному уровню потребителя.

 5) 

Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.

Ответ: _____________________________

Задание 18. Установите соответствие между действиями и элементами статуса обучающегося в Российской Федерации: к каждому элементу, данному
в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РФ

А) бережно относиться к имуществу образовательной организации

  1. Академические права

  2. Обязанности

Б) выполнять индивидуальный учебный план

В) уважать честь и достоинство работников образовательной организации

Г) участвовать в формировании содержания своего профессионального образования при соблюдении установленных законодательством условий

Д) осуществлять переход с платного обучения на бесплатное обучение в случае и в порядке, предусмотренных законодательством

Ответ: _____________________________


Задание 19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее общую черту ощущения и восприятия как форм чувственного познания.

Чувственное познание – это ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Специфика знаний, получаемых с помощью чувственного познания: __________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Общая черта ощущения и восприятия: _______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 20. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

К отличительным признакам массовой культуры относят творческую деятельность народа.

 2) 

Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.

 3) 

Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.

 4) 

К отрицательным проявлениям массовой культуры относят стандартизацию культурных ценностей.

 5) 

Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.

Ответ: _____________________________

Задание 21. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Общество - целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.

 2) 

В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.

 3) 

Социальные институты организуют удовлетворение определённых потребностей общества и человека.

 4) 

Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.

 5) 

Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Ответ: _____________________________

Задание 22. Выберите верные суждения об истине. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Одним из критериев истины является практика.

 2) 

Относительной истиной называют недостаточно полное знание о предмете, которое может изменяться по мере развития науки.

 3) 

Рациональное познание, в отличие от чувственного, осуществляется учёными.

 4) 

Истинным может быть только то знание, которое получено эмпирическим путём.

 5) 

Истина - это знание, соответствующее познаваемому объекту.

Ответ: _____________________________

Задание 23. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) 

Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.

 2) 

Истинное знание всегда соответствует характеристикам познаваемого объекта.

 3) 

В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

 4) 

Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.

 5) 

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

Ответ: _____________________________

Задание 24. Культура в наиболее широком смысле слова – это

 1) 

уровень воспитанности человека

 2) 

уровень развития общества в определённый момент истории

 3) 

деятельность в сфере искусства и все её результаты

 4) 

все достижения человечества с момента его возникновения

Ответ: _____________________________

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

Истина – это __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Методы познания истины: ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сущность абсолютной истины: _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 26. Верны ли следующие суждения об индивидуальности?

А. Дети от рождения обладают индивидуальными особенностями.

Б. На развитие индивидуальности ребёнка влияет его взаимодействие с социальным окружением.

 1) 

верно только А

 2) 

верно только Б

 3) 

верны оба суждения

 4) 

оба суждения неверны

Ответ: _____________________________

Задание 27. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.

Б. Культура - это совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе преобразования природы.

 1) 

верно только А

 2) 

верно только Б

 3) 

верны оба суждения

 4) 

оба суждения неверны

Ответ: _____________________________

Задание 28. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятие и суждения.

Б. Чувственное познание фиксирует преимущественно внешнюю сторону объектов и явлений.

 1) 

верно только А

 2) 

верно только Б

 3) 

верны оба суждения

 4) 

оба суждения неверны

Ответ: _____________________________

Задание 29. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.

1) классификация; 2) ощущение; 3) абстракция; 4) восприятие; 5) умозаключение; 6) суждение.

Ответ: _____________________________

Задания 30-33

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

(Д.А. Лалетин)

Задание 30. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

Задание 31. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

Связь культуры и деятельности: ________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Примеры: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 32. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три проявления диалога культур в современном обществе и каждое из них проиллюстрируйте примером.

Пример 1: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Пример 2: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Пример 3: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 33. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

Суждение 1: __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Суждение 2: __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Суждение 3: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задания 34-37

Человечество… приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом.

В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пёструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племён, царств, империй и кончая ещё относительно недавно наиболее широко распространённой формой –– национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность.

Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки.

В экономической сфере увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причём некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.

Наконец, в культуре также доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.

(П. Штомпка)

Задание 34. Какая историческая тенденция, свойственная современной эпохе, описана в тексте? Что, по мнению автора, составляет её сущность? Какие два типа наднациональных единиц различного масштаба называет автор?

Задание 35. Используя обществоведческие знания, объясните смысл характеристики «культура». Какие формы политических образований, в разные эпохи составлявших общество, перечислены в тексте? (Укажите любые три формы.) Какой экономический признак позволяет автору говорить о каждой из них как об изолированной единице?

Смысл характеристики «культура»: ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Формы политических образований:

  1. ________________________________________________________

  2. ________________________________________________________

  3. ________________________________________________________

Экономический признак: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 36. Автор выделяет общие тенденции развития современного общества в различных сферах. Назовите и проиллюстрируйте собственными примерами любые три тенденции, упомянутые в тексте. (В каждом случае сначала укажите сферу, тенденцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Пример 1: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Пример 2: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Пример 3: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 37. Автор утверждает, что «местные культурные традиции размываются,
и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится "универсальной", распространяясь по всем странам и континентам». Приведите три аргумента, позволяющих сделать вывод о том, что национальные государства пытаются противостоять этому процессу. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Аргумент 1: __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Аргумент 2: __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Аргумент 3: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!