СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические занятие. История педагогики и образования как область научного знания.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические занятие. История педагогики и образования как область научного знания.docx»

Тема 1. История педагогики и образования как область научного знания (4 часа)


Практическое занятие


Задание 1. Чем различаются эмпирическое и теоретическое исследование в истории педагогики? Как они дополняют друг друга?

Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства, строя научные теории, использует свой понятийный и категориальный аппарат. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как результат научного исследования. Методы исследования важны для социальной педагогики, так как способствуют ее дальнейшему развитию и совершенствованию как науки.

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое, сравнительная характеристика которых представлена в таблице.

Эмпирическое познание (эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания) строится на изучении реальной действительности, практического опыта, а соответственно используют его в основном практики (учителя, психологи, социальные педагоги).

Теоретическими исследованиями занимаются специально подготовленные для этого люди, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.

Различаются эмпирическое и теоретическое исследования и методами познания. Кроме представленных в таблице можно назвать анализ – синтез, индукцию – дедукцию, которые используются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности. Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, сформулировать законы, на основе которых можно проектировать развитие будущих событий. Переход от эмпирического уровня к теоретическому означает качественный скачок в знании.

Задание 2. Среди существующих в педагогике взглядов на воспитание существует такой, согласно которому воспитание рассматривается как организованный процесс социализации личности. Проанализируйте этот подход через призму традиции. Определите, какие ценности лежат в его основе, какой видится сущность педагогического процесса, какие педагогические сродства и технологии предопределяет такой подход?



Заполните таблицу «Методологические характеристики науки»

Объект

Что рассматривается

Цели

Какой результат исследователь намерен получить

Проблемы

Что нужно изучить

Методы

Действия, с помощью которых предоставляются знания

Прикладная значимость

Какие недостатки практики можно исправить