Использование интерактивных методов обучения на практических занятиях по учебным дисциплинам специального цикла
с учащимися специальности «Физическая культура»
Педагогический опыт преподавания в колледже по специальности «Физическая культура» позволяет сделать вывод, что внедрение активных методик в учебный процесс остается актуальным.
Использование интерактивных методов в процессе обучения в колледже позволяет конкретному учащемуся приобрести:
осознание включенности в общую работу;
развитие личностной рефлексии;
становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности;
оценка работы каждого учащегося преподавателем или другими учащимися.
Учебной группе:
развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
формирование ценностно-ориентационного единства группы;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
повышение познавательной активности группы;
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Системе "преподаватель – группа":
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
многомерное освоение учебного материала;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных профессиональных ситуациях.
Основной целью интерактивных форм проведения практических занятий с учащимися специальности «Физическая культура» является погружение их в реальную атмосферу делового сотрудничества, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста.
В соответствии с методическими рекомендациями к проведению учебных занятий в интерактивных формах преподавателями физической культуры используются разнообразные методики: работа в малых группах; творческие задания; интерактивное выступление; учебные деловые игры, методика «Дерево решений», методика «Мозговой штурм»; методика «Сократический диалог»; групповое обсуждение 1-2-6; методы рефлексивной деятельности.
Остановимся на применении некоторых из них подробнее.
Творческое задание находит свою реализацию на каждом тематическом занятии. Оно соответствует следующим критериям: является практическим и полезным для учащегося, вызывает интерес у него, максимально служит целям обучения, позволяет значительно расширять возможности предъявления учебной информации.
Наиболее популярной формой реализации этой интерактивной методики является создание учащимся мультимедийной презентации.
Эффективность применения компьютерных технологий зависит от этапа урока. В начале изучения двигательных умений и навыков они применяются в подготовительной части урока, а при закреплении или проверке знаний – в заключительной.
Использование персонального компьютера, сотового телефона, интернет-ресурсов оправдано при овладении учащимися методикой составления документов планирования с учетом оптимального решения задач физического воспитания учащихся.
Использование учебных деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. В ходе практического занятия используются следующие учебные деловые игры:
Тренинг отдельного навыка (например, практическое освоение навыка выполнения упражнений на разновысоких брусьях или отработка вязки узлов в туризме).
Тренинг комплекса навыков (например, самостоятельное составление и выполнение совместно с учащимися комплекса общеразвивающих упражнений с различными предметами или комплекса аэробики).
Демонстрация навыка, связки упражнений или типичных ошибок, после чего, продемонстрировавший наблюдает за тем, как выполняют задание остальные, указывает на ошибки и помогает исправить их. На таких занятиях учащиеся дополнительно учатся выполнять приёмы страховки и самостраховки.
Групповое оценивание, когда один учащийся выполняет упражнение, остальные смотрят, указывают на количество ошибок и коллективно выставляется оценка.
Проведение подготовительной части урока, где «обучающийся в роли преподавателя», а преподаватель выступает в качестве консультанта, дает методические указания по последовательности упражнений и выборе нагрузки.
Самостоятельное судейство учащимся (например, учебной игры на занятиях спортивными играми, где преподаватель подсказывает правила игры и определенные жесты или на соревнованиях по туризму).
Помощь в освоении технических приёмов. Более подготовленные учащиеся показывают технику исполнения упражнения менее подготовленному, (например, как держать руки во время приёма мяча, показывают, как работают руки и ноги во время нападающего удара).
Использование методики «Дерево решений» позволяет учащимся овладеть навыками выбора оптимального варианта решения и действия. Построение «Дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки действий учащихся в качестве учителя физической культуры (например, при выполнении педагогического анализа урока на практических занятиях по учебной дисциплине «Теория и методика физического воспитания» и на учебной практике «Пробные уроки»).
Групповое обсуждение по методике «1-2-6» применяется для закрепления и осознания полученных знаний, предлагается работа в малых группах. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Каждый участник в течение 1-2 минут продумывает ответ на предложенный вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, вырабатывая общее решение. После этого пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, где каждая группа озвучивает ответы на поставленный вопрос и вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.
Важен третий, заключительный этап – рефлексия. Рефлексивная часть предусматривает осмысление или переосмысление учащимися своей деятельности в контексте совместной деятельности. Полезно организовать подведение итогов в виде, например, устного обсуждения, письменного опроса, эссе, заполнения таблицы с самооценкой и оценкой в малой группе и т. п.
Закончить практическое занятие можно с помощью методов рефлексивной деятельности, таких как: «Ключевое слово», «Заверши фразу», «Синквейн», «Прогноз погоды» и т.п. Например, метод «Ключевое слово», предполагает, что каждый из участников через 2-3 минуты по цепочке называет вслух одно слово, с которым у него ассоциируется содержание состоявшегося дела. А в методе «Прогноз погоды» - каждый участник фиксирует свое эмоциональное состояние на данный момент через «прогноз погоды» на графике температур от 0º до 10º.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет:
реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий;
отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся;
справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса;
формировать активно-познавательную позицию учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.
Вместе с тем, следует, отметить, что использование интерактивных методик по сравнению с пассивными методами, имеет ряд сложностей. Прежде всего, это связано с освоением небольшого объема информации за единицу времени. С другой стороны, преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения, а результаты работы учащихся менее предсказуемы. Поэтому, для обучения учащихся важны все методы, сильные и слабые стороны которых будут компенсировать друг друга.
Наиболее рационально постепенное внедрение интерактивных методов (от простых к более сложным), после тщательной подготовки практического занятия. В ходе урока необходимо проводить обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, актуализируя ранее изученный материал, проводить экспресс-опросы по различным темам, которые не были затронуты на интерактивном занятии.
При подготовке практического занятия преподавателю необходимо:
глубоко изучить материал, тщательно планировать содержание и ход занятия;
подобрать наиболее интересный материал и разработать критерии оценки работы, чтобы мотивировать учащихся к изучению конкретной темы.
Все это требует от преподавателя творческого подхода к организации и проведению практического занятия.
Литература:
Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса / С.С. Кашлев.- Минск: Зорны верасень, 2005.
Кашлев, С.С. Технологии интерактивного обучения / С.С. Кашлев.- Минск: ЧУИП белорусский верасень, 2005.
3. Кульневич, С.В. Современный урок /С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина.- М.: Учитель, 2005.
4. Лукьянова, М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика/ М.И. Лукьянова.- М.: Педагогический поиск, 2006.
5. Сохранная, Н.А. Групповые формы обучения/ Н.А.Сохранная.- Минск: Красико-Принт, 2007.
4