СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Практический опыт коллективного музицирования в классе домры и гитары»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке излагается опыт работы с ансамблем народных инструментов.

Просмотр содержимого документа
««Практический опыт коллективного музицирования в классе домры и гитары»»



















Методическое сообщение на тему:



«Практический опыт

коллективного музицирования

в классе домры и гитары»













Подготовила: преподаватель по классу домры и гитары

Е.Ф. Королькова



2022 г.







Ансамбль - вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре работали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям.

Моя задача, педагога-музыканта - воспользовавшись такой популярностью народного искусства , привлечь большее число учащихся к этому виду творчества, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

Умение играть в ансамбле – важный этап в развитии любого современного музыканта. Только игра в ансамбле может по–настоящему научить слышать не только себя, но и других. Развивается  музыкальный  слух, чувство  ритма,  музыкальная  память, музыкальное мышление,  творческое  воображение. Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются  те  качества,  без  которых невозможна  успешная исполнительская  деятельность:  внимание, собранность,  быстрота  реакции, воля.  

Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах. Для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. Дети любят выступать, демонстрировать свои умения перед сверстниками, таким образом самоутверждаться!

Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.

Правильный подбор репертуара с учетом творческих возможностей участников ансамбля является важным фактором, способствующим воспитанию и развитию навыков ансамблевой игры. В репертуар необходимо включать произведения, различные по стилю, характеру и форме, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения, произведения современных композиторов и т.д.

Полноценный инструментальный ансамбль создается и развивается не один год. Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения

Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям разного возраста и с разными музыкальными данными. Разновозрастные ансамбли представляют особую ценность. В таких ансамблях старшие дети не только оттачивают свое мастерство, но и помогают малышам преодолеть робость и волнение, справиться с техническими трудностями. Младшие, чувствуя поддержку и воспринимая качественное исполнение партий старшими учениками, стремятся играть так же ярко и выразительно. А в итоге более успешно осваивают музыкальный материал. Осуществляется преемственность в обучении от старшего к младшему. Немаловажно, что в таких ансамблях старшие ученики относятся к «малышам» с особой теплотой, заботой и трепетностью. Именно здесь закладывается основа для дружбы, создается маленькая, но крепкая музыкальная семья.
36 лет я учу детей играть на домре и 17 лет плюс на гитаре. Все это время стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик моего класса попробовал свои силы в ансамблевом исполнительстве, потому что уверена, что именно игра в ансамбле помогает наиболее ярко раскрыться всем творческим дарованиям ребенка.

 Освоение первоначальных приемов игры в ансамбле происходит с самых ранних шагов обучения в инструментальном классе. Вначале это ансамбль ученика и педагога. В процессе работы ученик приобретает основные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования»» - умения отойти на второй план ради единого целого. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному.

В этом году у меня появился ансамбль гитаристов 1 класса «Лейне» (Ручеёк). Как-то на курсах повышения квалификации увидела ансамбль гитаристов - первоклассников О.А. Гудулиной, это и подтолкнуло на воплощение этой идеи на деле.

Вначале учебного года первоклашки играли на шумовых инструментах, отстукивая ритм под музыку, а во 2й четверти в репертуарный план я включила всем одинаковые пьески:

-Е. Тиличеева. Восьмое марта.

- В. Калинин. Полька

- Украинская народная песня

Дети играли свои партии в унисон, а я партию – аккомпанемента. Песенку Н. Бекмана Ёлочка разучивали без преподавателя: половина участников играли аккомпанемент, другая половина - мелодию. Здесь уж им пришлось посложнее, особенно тем, у кого аккомпанемент. Ведь им необходимо следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать товарища, учитывать его исполнительские “интересы”, вовремя находить нужные лады, ставить нужные пальцы.

Участники ансамбля очень ответственно подходят к подготовке к занятиям ансамбля, и с удовольствием приходят на уроки. Если кто-то ошибается во время исполнения пьес, то их журят и просят быстрее выучить партию. Сейчас в работе этого ансамбля: бел. нар.п. Перепёлочка и пьеска А. Виницкого Дождик.

Первый Онлайн концерт- первоклассников состоялся 22 декабря 2021 года.

Записали видео и выставили на просмотр родителям, которые были очень довольны выступлением детей.

Видеозапись с концерта

Ансамбль «Созвучие» был организован в 2007 году. Каждый год состав меняется и количественно и качественно: кто-то выпускается со школы и уходит из ансамбля, приходится подключать новые силы из учащихся младших классов. Количество колеблется от 3х до 7 человек.

Два предыдущих учебных года мне пришлось работать по совместительству в Чамзинской музыкальной школе. Инструментальный ансамбль объединил воспитанников двух школ. В концерте, посвящённому открытию Чамзинской МШ после капитального ремонта (12 декабря 2021г.),) мы выступали в составе 10 человек. Этот концерт посетил Глава РМ А.А Здунов и другие члены Правительства РМ. Прозвучала музыка М.Таривердиева «Маленький принц». До конца учебного 2020-21 гг., в этом составе мы приняли участие в мероприятии, посвящённому награждению победителей Республиканского конкурса юных художников «Благовест», Отчётных концертах структурных подразделений КМШ, ЧМШ, а также Отчётном концерте ДШИ Чамзинского муниципального района. Исполнялись такие произведения как: Аве Мария М. Каччини, Первоклассница Е. Дербенко.

Ансамбль «Созвучие» неоднократно становился лауреатом Республиканских конкурсов и фестивалей «Посвящение», «Радость творчества», «Вастома», а также Всероссийских Онлайн – конкурсов, фестивалей «Панжема», «Белая метелица», а также Зонального фестиваля-конкурса «Рождественская звезда».

Представляю участников ансамбля нынешнего состава:

Захаркина Аня – домра малая, в ансамбле участвует 5 лет. Вместе с сестрой Машей в дуэте домристов много раз принимали участие в Республиканских фестивалях, конкурсах «Посвящение», «Вастома», Зональном фестивале «Рождественская звезда».

Захаркина Мария – участвует 6 лет. Маше было 8 лет, когда она стала играть в ансамбле с учениками 10-11 лет и принимала участие в конкурсах, фестивалях, концертах. Играла на малой домре. В этом году решила попробовать себя на домре-альт.

Жалилова Алина – 5 лет, на 2й год обучения уже играла со старшими учениками.

Астайкин Глеб – 5 лет, тоже со 2 года обучения принимал участие в различных конкурсах и фестивалях.

Лобачёв Иван – в большом ансамбле играет 1й год на шумовых инструментах. В Зональном фестивале «Рождественская звезда» представили номер в дуэте с Глебом и в составе ансамбля «Созвучие».

Особо хочется отметить работу нашего концертмейстера Елены Викторовны Волковой. Это золотая «половина» ансамбля «Созвучие». Грамотный, музыкально-одарённый специалист, мастер своего дела!!! В ансамбле преподавателей и в районном оркестре народных инструментов играет на домре-альт. Маша и Аня это её дочки.

С большим удовольствием я сама сажусь за инструмент с учениками и музицирую вместе с ними, участвуя в конкурсах и концертах.

Когда я попросила участников коллектива письменно ответить на вопрос: Нравится ли вам играть в ансамбле и почему? Все дали положительный ответ. Отметили, что у них весёлая «мини-компашка», у которой есть общие темы для разговоров, компьютерных игр, а также им нравятся произведения, которые играет ансамбль - «…это просто рай для ушей…». Очень приятно слышать такие слова. В репертуаре ансамбля «Созвучие» произведения зарубежных, отечественных, в том числе и мордовских композиторов (Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, А.Е. Пивкина), обработки народной музыки:

1. Ф.Шуберт Баркарола.

2. Л.Кирюков. Среди поля берёза

3. Мелодия из к/ф «Игрушка»

3. А Пивкин. Шуточная

Часы с кукушкой.

4. Р.н.п. «Шуточная» (обр. Д. Осипова)

5. Мекс. н.п. Красивое небо

6. В. Харисов. Накануне Рождества

Старая-старая сказка.

7. Тат. нар. п. Аниса и мн. др. произведений.


ХОД УРОКА



1. Упражнение хроматическое на струне МИ

Описание: преподаватель предлагает учащимся исполнить упражнение.

Методические указания: в работе преподавателю необходимо обратить внимание на точное выполнение аппликатуры, качество выполнения штрихов и динамического развития.

Движение звуков ( вверх) идет к 5 ноте ( акцент!), к 4 пальцу. Двигаться до 12 лада. От 12 лада ( вниз) акцент падает на 1 долю ( 4 м пальцем)

2. А. Кокорин. Хоровод - работа и исполнение.

Хоровод - старинный коллективный танец у славянских народов, участники которого с песнями ходят по кругу (обычно взявшись за руки).Во время хороводов происходило не только общение и веселье, обсуждались насущные проблемы, происходили встречи с родными и близкими. Парни выбирали здесь будущих невест, а девушки присматривали мужей.

Методические указания: в умеренном темпе отдельно работать над фразами, обращая внимание учащихся на динамику и штрихи, добиваться синхронности исполнения; обратить внимание, чтобы аккомпанирующая группа не выделялась; при соединении других партий следить за ровностью звука, темпа, контролировать качество и ровность звука, плавность голосоведения.

Описание: преподаватель предлагает исполнить произведение с учётом всех задач.

3. А Пивкин. Шуточная – исполнение.


   Увлечённость ансамблевым музицированием, возникшая дружба между учениками на почве общения в ансамбле, приводит к росту общего музыкального развития учащихся и повышению интереса к музыкальным занятиям в целом.


Я благодарна своим ученикам, концертмейстеру за работу и желаю им здоровья, новых творческих успехов!