© 2020 966 10
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Практический проект «Возведение «Зеленого экрана» на пришкольной территории» по благоустройству и озеленению пришкольной территории подразумевает не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для комфортного образовательного процесса, проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного, с эстетической точки зрения, облика пришкольной территории.
МОБУ СОШ с. Засечное
Пензенского района
Пензенской области
Областной конкурс инновационных учительских проектов
«Педагогическая инициатива»
Практический природоохранный проект
на тему:
«Возведение «Зеленого экрана»
на пришкольной территории с. Засечное»
Автор проекта:
Палаева Наталья Владимировна
2019 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………........................ 3
Глава 1. Экологическое воспитание школьников …..............…...................5
1.1. Сущность и многообразие экологического воспитания...............................5
1.2. Принципы организации экологического воспитания...................................8
1.3. Формы, методы и средства экологического воспитания ………...………..8
1.4 Организация экологического воспитания в МОБУ СОШ с. Засечное........9
Глава 2. Реализация практического природоохранного проекта «Возведение «Зеленого экрана» на территории МОБУ СОШ с. Засечное»………………………………………………………………………..15
2.1. Обоснование актуальности проекта «Возведение «Зеленого экрана» на территории МОБУ СОШ с. Засечное»…………………………………….…...15
2.2. Цель и задачи проекта…………………………………………………..…..17
2.3. Участники проекта………………………………………………………….18
2.4. Описание проекта…………………………………………………………...19
2.5. Рабочий план реализации проекта…………………………………………20
2.6. Составление бизнес-плана по внедрению проекта «Зеленый экран» на пришкольном участке в жизнь…………………………………………...……..22
2.7.Экономическое обоснование……………………………………………..…24
2.8. Организация проекта………………………………………………………..26
2.9. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта……………………………………………………………………………27
2.10.Оценка эффективности реализации проекта……………………………..27
2.11.Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния факторов риска…………………………………………………….…………….28
2.12. Дальнейшее развитие проекта………………………………………….…28
Заключение……………………………………………………….…….……….29
Список литературы………………………………………..…….............…..…30
Приложения…………………………………………………………..................31
Введение
Актуальность темы исследования:
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, и чтобы этого не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей.
Одним из приоритетных направлений образования, в том числе и нашей школе, является экологическое воспитание. В нашей школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей. Многолетний опыт работы в данном направлении привел к формированию системы, которая позволила сделать процесс экологического воспитания непрерывным, а значит и более эффективным1.
На протяжении нескольких лет в нашей школе работает практический природоохранный экологический проект «Счастливое будущее в наших руках». Эта работа отражает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Реализация проекта объединяет все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение его выполнения, а также практическое внедрение полученных результатов, что является приоритетной частью в воспитании обучающихся.
Одним из направлений нашего проекта является «Практическая и природоохранная деятельность» включающая применение приобретенных знаний на практике. Практический проект «Возведение «Зеленого экрана» на пришкольной территории» по благоустройству и озеленению пришкольной территории подразумевает не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для комфортного образовательного процесса, проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного, с эстетической точки зрения, облика пришкольной территории. Хорошо защищенный древесной и кустарниковой растительностью школьный двор, окруженный зеленью, воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.
Объект: экологическое воспитание школьников.
Предмет: реализация педагогического проекта «Возведение «Зеленого экрана» на пришкольной территории».
Гипотеза: экологическое воспитание школьников будет эффективнее в рамках реализации педагогического проекта «Возведение «Зеленого экрана» на пришкольной территории».
Цель исследования: создание и внедрение проекта, как средство повышения эффективности и результативности воспитании экологической культуры и экологического сознания школьников.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал по данной теме;
- разработать педагогический проект «Возведение «Зеленого экрана» на пришкольной территории»;
- продолжать работу по формированию экологического мышления у школьников, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Практическая значимость работы:
-Установление положительной мотивации в формировании жизнеспособной личности.
-Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся в ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
-Расширение количественного и видового разнообразия древесно-кустарниковой растительности на пришкольном участке с целью использования его в образовательной среде.
-Проведение исследовательских работ.
Глава 1. Экологическое воспитание школьников
1.1.Сущность и многообразие экологического воспитания
Экологическое воспитание — это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
В наши дни вопросы экологического воспитания очень актуальны.
Определяя сущность экологического воспитания, необходимо выделить особенности этого процесса, таких как:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.
От учителя во многом зависит планирование и организация общественно –полезных действий учеников, которые помогают овладеть коллективными формами деятельности в природе, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы во время сельскохозяйственных опытов, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Как известно, любая деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов, которые имеют определенную структуру, обусловленную внешними (природными объектами), а так же личными интересами школьников, обучением в сочетании с воспитанием.
В нашей школе это отражают работы по уходу за культурными растениями учащимися 5-11 классов на пришкольном участке, где они впервые получают понятие «агробиоценоза» - это культурное растительное сообщество: поле с полевыми культурами, огород с овощными, сад с плодовыми деревьями и кустарниками.
Огромную роль в экологическом воспитании учащихся играет природоохранная деятельность, которая определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. Здесь ребята приобщаются к бережному отношению к растениям и животным, приумножению природных богатств.
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды и связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять природу, готовность к соответствующим практическим действиям.
Огромную роль в формировании экологического сознания играет эстетическое воспитание. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учитель должен вовлекать детей в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.
Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.
В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.
В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах, исследовательских и проектных работах.2 Охотно занимаются изучением местного рельефа, животных, растений, принимают участие в охране природы, по уходу за деревьями, уборке территорий, зарисовке явлений природы, сборе лекарственных растений.
В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступают любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов и ягод, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Здесь педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.
Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.
Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе, могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:
объединение познания, труда и охраны среды в систему, взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;
дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников;
усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей в воспитательные отношения и создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
1.2. Принципы организации экологического воспитания:
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Систему экологического воспитания составляют звенья:
Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.
Самообразование и самовоспитание.
1.3. Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Выделяют: урок как традиционная форма (вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
-СМИ.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
1.4. Осуществление экологического воспитания в МОБУ СОШ с. Засечное
Работа практического природоохранного экологического проекта «Счастливое будущее в наших руках».
Цель проекта:
расширение и углубление знаний учащихся по экологической и природоохранной деятельности своего населенного пункта; методам и приемам защиты от загрязнения, способствующих экологическому воспитанию обучающихся.
Задачи:
Развивать проектно-исследовательские навыки при изучении природных комплексов села.
Вести эколого-просветительскую и природоохранную работу среди учащихся школы и жителей села.
Привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения экологической обстановки пришкольной территории.
Воспитывать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.
Формировать у учащихся чувство ответственности за свою Малую Родину, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее пришкольной территории.
Реализация проекта по направлениям
Свою работу мы начали с социологического опроса школьников и родителей. Всего было опрошено 300 человек.
Проанализировав результаты опроса, мы определились с направлениями реализации проекта:
I – « ЛЕС БОГАТЫРЬ - БАТЮШКА». Изучение лесного сообщества. (Приложение 1)
II- «ВОДА – ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА». Изучение водных источников с. Засечное. (Приложение 2)
III - «В ЦАРСТВЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». Изучение отдельных компонентов природы: почвы, растительного и животного мира. (Приложение 3)
IV– «ФАБРИКА ПОГОДЫ ИЛИ ВСЕ ПРО АТМОСФЕРУ». Выявление особенностей и закономерностей климата своей местности. (Приложение 4)
V – «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК - НЕРАЗДЕЛИМЫ». Изучение ПК своей местности и влияния человека на эти комплексы. Изучение населения и факторов, оказывающих влияние на численность населения в с. Засечное. (Приложение 4)
VI. «ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Разработка Бизнес-плана по внедрению природоохранных проектов в жизнь.
Деятельность учащихся:
«Светлая частица красоты». Фотоконкурсы, конкурсы сочинений, рисунков (в том числе средствами компьютерного дизайна), плакатов, знаков на природоохранную тему. (Приложение 5)
«Окружающая нас природа - наше богатство». Проведение выставок «Красота – своими руками», «Дары осени» Октябрь каждого года. Доброй традицией - каждый год в нашей школе стало проведение школьной ярмарки «Наш урожай» (где активно принимают участие не только ученики, но и родители.) Октябрь каждого года. (Приложение 6)
«Всё о природе моего села». Проведение классных часов, конкурсов рисунков, фотоконкурсов, викторин о природе в течение всего года.
(Приложение 7)
«Протяни руку дружбы природе». Акции «Подари домик птице», (сентябрь, апрель каждый год.), «Накормим птиц» (декабрь, март каждый год.) «День чистоты» На протяжении всей работы проекта ребята активно помогают учителям начальной школы проводить классные часы, викторины, конкурсы по теме: «Будущее моего села в моих руках». Привлекаем специалистов по данной теме. (Приложение 8)
«Зелёный мир». Приобретённые знания мы воплощаем в жизнь.
Постоянно участвуем в акции по сбору макулатуры, пластика. Доброй традицией в нашей школе стал месячник по озеленению пришкольного участка. Каждый год работает акция «Зеленая клумба». Благодаря помощи родителей, на территории школы появилась еловая аллея-2015 год, проект младших школьников «Альпийская горка» (Приложение 9)
«Практическая природоохранная деятельность» Воплощение приобретенных знаний в жизнь.
Мотивация к работе
Проведение эколого-просветительских и исследовательских работ с целью ознакомления и выявления факторов, оказывающих влияние на загрязнение окружающей среды и проявления себя в защите природы своего села.
Участники проекта:
Обучающиеся МОБУ СОШ с. Засечное, родители, классные руководители 1-11 классов, жители села.
Практическая значимость
Благодаря реализации данного проекта, учащиеся не только изучают свою местность, выявляют факторы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, ведут просветительскую работу по природоохранной теме, но и систематически проводят меры по охране и восстановлению окружающей среды.
Важно отметить, что это долгосрочный рабочий проект, который включает в себя эколого-просветительскую и природоохранную деятельность обучающихся, родителей и общественности на протяжении 10 лет. (Приложение 10)
Таблица1
Результатами нашей совместной деятельности стали:
Учебный год | Ф.И. ученика, кл | Название конкурса | Резуль-тат | Кол-во уч-ся | ||||||
Муниципальный уровень | ||||||||||
2009-2010 | Яужев А. 8 кл. и уч-ся 8 кл. | Районная конференция юных исследователей окружающей среды. Практический природоохранный проект « Подарим жизнь лесу» | 1 место | 1 | ||||||
Сладкова С. 10 кл. и уч-ся 6 кл. | Районная конференция юных исследователей окружающей среды. Исследовательская работа «Влияние различных типов дорог на окружающую среду» | 1 место | 6 | |||||||
Яужев А. 8 кл. | Районная конференция юных исследователей окружающей среды. Web-сайт «Дадим лесу жизнь!» | 1 место | 1 | |||||||
2010-2011
| Ванюшкина Н. и уч - ся 5 кл. | Районная конференция юных исследователей окружающей среды. «Исследование экологической обстановки лесного сообщества своего населенного пункта» | 1 место | 8 | ||||||
2011-2012
| Гурин Т. 6 кл. и уч - ся 6 кл. | Районная конференция юных исследователей окружающей среды. Исследовательская работа «Изучение водных источников с. Засечное, с целью выявления факторов, оказывающих влияние на загрязнение воды» | 3 место | 8 | ||||||
Баткаева Г. 6 кл. и уч - ся 6 кл. | Районная конференция исследовательских работ «Старт в науку». Исследовательская работа «Изучение климата своей местности и выявление факторов, оказывающих на него влияние» | 1 место | 10 | |||||||
Алекандрова А. 8 кл. и уч – ся 8 кл. | Районная конференция «Старт в науку» Исследовательская работа «Изучение факторов влияющих на численность населения в с. Засечное» | 2 место | 10 | |||||||
2012-2013 | Яужев Александр- 11 кл, уч-ся 6-9 кл. | Районная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы-2012» Практический природоохранный проект «Будущее села в моих руках» | 1 место | 15 | ||||||
2013-2014 | Сафронова А. 9 кл | Районная конференция исследовательских работ «Старт в науку». «Изучение предприятий с Засечное, структуры занятости населения и выявление предпосылок развития хозяйства» | 2 место | 10 | ||||||
2014-2015 | Гурин Т. 9 кл. и уч - ся 6-9 кл. | Районная конференция юных исследователей окружающей среды. Практический природоохранный проект «Экологическое благополучие моей школы» | 1 место | 30 | ||||||
Палаева Д. 8 кл. | «Зелёная планета 2015» «Современные технологии на службе природы» Веб - сайт экологический проект «Будущее села в моих руках», http://myenvironment.ucoz.ru/ | 1 место | 1 | |||||||
2016-2017 | Сафронова А. 11 кл | Районная конференция «Старт в науку» «Выявление предпосылок развития хозяйства интенсивно развивающегося села Засечное на основе изучения предприятий и анализа структуры занятости населения» | 1 место | 1 | ||||||
2018-2019 | Носова М. 6 кл и уч-ся 6 кл. | Районная конференция юных исследователей окружающей среды. Исследовательская работа «Зеленый экран в решении экологических проблем села Засечное, вызванных растущим числом автомобилей и увеличением дорог». | 1 место | 10 | ||||||
2019 апрель | Носова М. 6 кл и уч-ся 6 кл. | Практический природоохранный проект на тему: «Возведение Зеленого экрана на территории моей школы» | Школьный этап | 15 | ||||||
Региональный уровень | ||||||||||
2009-2010 | Яужев А. 8 кл. | Областной юниорский лесной конкурс «ПОДРОСТ» (проект и Web-сайт) | 1 место,
| 1 | ||||||
Сладкова С. 10 кл. | XIII областная научно-практическая конференция юных исслед. окруж. среды | 2 место | 1 | |||||||
Яужев А. 8 кл. | XIII обл. научно-практич. конф. юных исслед. окруж. среды. в ном. «Веб –сайты» | дипло-мант | 1
| |||||||
2010-2011
2011-2012
| Ванюшкина Н. и уч- ся 5 кл. | XIII обл. научно-практич. конф. юных исслед. окруж. среды. | дипло- мант | 1 | ||||||
Гурин Т. 6 кл. и уч - ся 6 кл. | XV обл. научно-практич. конф. юных исслед. окруж. среды. | 2 место | 1 | |||||||
Баткаева Г. 6 кл. и уч - ся 6 кл. | Областная научно-практич. конференция «Старт в науку» | дипло- мант | 1 | |||||||
2012-2013 | Яужев Александр-11 кл, уч-ся 6-9 кл
| «Летопись добрых дел по сохранению природы»
| дипло- мант |
| ||||||
2016-2017 | Сафронова А. 11 кл | Областная научно-практич. конференция «Старт в науку» | 3 место | 1 | ||||||
2018-2019 | Носова М. 6 кл и уч-ся 6 кл. | VI Региональная научно-практическая конференция учащихся «Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области» | дипло- мант |
|
Глава 2. Реализация практического природоохранного проекта «Возведение «Зеленого экрана» на территории МОБУ СОШ с.»
2.1. Обоснование актуальности проекта «Возведение «Зеленого экрана» на территории МОБУ СОШ с. Засечное»
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Школа- это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть красивым не только изнутри, но и снаружи.
Озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
Идея нашего проекта заключается в создании на пришкольной территории «Зеленого экрана», который будет защищать территорию школы от близко расположенных дорог и радовать своим эстетическим видом.
Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Наша школа расположена в центре села, школьный участок должен естественным образом быть примером для жителей с. Засечное. На необходимость задуматься, разработать и внедрить этот проект в жизнь нас натолкнули выполненные ранее исследовательские работы «Экологическое благополучие моей школы» и «Зеленый экран в решении экологических проблем села Засечное, вызванных растущим числом автомобилей и увеличением дорог».
Поэтому родился проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому ,на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизации всего учебного заведения, а точнее всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Одна из важнейших задач школы - это воспитание жизнеспособной личности, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, хранящей традиции, умеющей работать на земле.
Актуальность и важность проекта
Проблема озеленения и благоустройства территории стала актуальной в последнее время. Школа находится в центре растущего села, идет интенсивное строительство микрорайона «Лукоморье», увеличилось численность населения, улучшилось качество дорог, увеличилось количество автомобилей, и школа оказалась в кольце дорог с интенсивным движением. Нашей школе более 35 лет. Деревья и кустарники, которые были посажены с момента её основания, украшают школу, но не в силах справиться с шумом и загрязняющими веществами от возрастающего каждый год числа автомобилей.
Создание защитного «Зеленого экрана » поможет нам создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель зеленой крепости, защищающей обитателей нашего школьного дома. Таков замысел данного проекта. Пришкольная территория для нас - это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Таким образом, « Зеленый экран» - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: защитную, познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Гипотеза: если будет разработан и реализован проект по возведению «Зеленого экрана», это позволит улучшить экологические условия школы и приучит учащихся бережно относиться к природе.
Ожидаемые результаты
-решение задач государственной политики в области экологического воспитания молодёжи;
-повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
-развитие организаторских и творческих способностей обучающихся;
-благоустройство и озеленение школьной территории;
-повышение экологической культуры обучающихся;
-создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
-пропаганда экологической культуры учащихся;
-расширение видового разнообразия древесно-кустарниковой растительности на пришкольном участке для повышения образовательной среды;
-использование пришкольного территории на уроках биологии, географии, трудового обучения и внеурочных занятиях.
Значение решения проблем для образовательного учреждения.
Установление положительной мотивации в формировании жизнеспособной личности.
Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся в ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
Расширение видового разнообразия древесной и кустарниковой растительности на пришкольном участке с целью использования его в образовательной среде.
Озеленение (цветочное оформление) территории, прилегающей к школе.
Проведение исследовательских работ.
2.2. Цель и задачи проекта
Цель: создание «Зеленого экрана» вдоль дорог на территории школы.
Задачи:
-воспитать экологическую культуру и экологическое сознание школьников;
-содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
-привлечь педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения экологической обстановки пришкольной территории.
-воспитывать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе.
-формировать у учащихся чувство ответственности за свою Малую Родину, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее пришкольной территории.
2.3.Участники проекта
Таблица 2
Участники проекта | Исполнительная деятельность по проекту |
Администрация школы:
| Директор школы осуществляет общее руководство работой на пришкольной территории. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по внедрению проекта в жизнь, следит за обеспечением его материальной базы. |
Заведующий учебно-опытном участком | Несет ответственность за выполнение работ на пришкольной территории, за обеспечение посадочным материалом, оборудованием и инвентарем, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. |
Заместитель директора по хозяйственной части | Несет ответственность за выполнение работ на пришкольной территории, за обеспечение посадочным материалом, оборудованием и инвентарем, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Принимает меры по своевременному обеспечению проекта инвентарем, посадочным материалом, водой для полива деревьев и кустарников. Он организует хранение трудового инвентаря |
Учащиеся МОБУ СОШ с. Засечное
| Учащиеся допускаются до работы на пришкольной территории после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на пришкольной территории из учащихся разных классов формируются группы не более 7-10 человек. В работе принимают участие учащиеся 5 – 10 классов в количестве 170 человек. Проектной работой занимались учащиеся 6-9 классов. |
учителя МОБУ СОШ с. Засечное
| Обучают учащихся правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря. |
Таблица 3
Работа в рамках проекта будет осуществляться следующими целевыми группами:
№ | Целевая группа | Вид деятельности |
1. | Обучающиеся школы 5-10 классов, педагогический коллектив
| посадка деревьев и кустарников на пришкольной территории; работа по обеспечению жизнедеятельности «Зеленого экрана» (полив, удаление сорняков, вредителей, своевременный уход) |
2 | Родители обучающихся, добровольцы | Монтаж оборудования . |
3 | Социальные партнеры | Осуществление помощи в приобретении материалов и оборудования, информировании общественности. |
2.4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
1. Основные направления деятельности учащихся на пришкольной территории: посадка и выращивание деревьев и кустарников, наблюдения за их ростом и развитием, проведение внеурочных занятий с программами трудового обучения, естествознания, биологии, экологии, факультативных курсов и кружков.
2. Работа учащихся на пришкольной территории осуществляется за счет времени внеурочной и внеклассной работы. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику.
3. Режим труда учащихся на пришкольном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности при изучении предметов естествознания и технологии в общеобразовательных школах. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности.
4. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
2.5. Рабочий план реализации проекта
Сроки и этапы реализации проекта
этап - подготовительный
этап - практический (исследовательский)
этап - обобщающий
этап - информационно – просветительский
Таблица 4
Календарный план реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки | Ответственные |
I. Этап-подготовительный | 1. Оценка экологической обстановки. |
| Автор проекта - учитель географии |
| 2. Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора) | март-май | Учителя биологии. Директор школы. |
| 3.Определение цели и задач проекта |
| Автор проекта - учитель географии |
| 4.Составление бизнес плана по возведению «Зеленого экрана» на пришкольной территории |
| Автор проекта - учитель географии Зам. дир. по АХЧ |
| 5.Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта |
| Учителя биологии, географии, ИЗО, технологии Зам. дир. по АХЧ |
| 6.Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий | I; IV четверти | Зам.дир по восп. работе, учителя биологии, географии, ИЗО, технологии |
II Этап-практи ческий | Приобретение и посадка саженцев | Март-апрель | Учителя биологии, географии, ИЗО, технологии Зам. дир. по АХЧ. |
| 2.Уход за саженцами Выполнение научно-исследовательских работ на пришкольной территории | Июнь-август | Кл. руководители. |
III этап обобщающий | 1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы | Февраль
| Автор проекта, учителя биологии, географии, ИЗО, технологии |
2.Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей | Март | Зам. дир по уч. восп. раб | |
| 3 Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта и обобщение опыта работы. | Сентябрь- октябрь | Заместитель директора по научно- методической работе |
IV этап- Информационно- Просветительский | 1 Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности, обучающихся по реализации проекта | Ноябрь В течение года | Автор проекта, Пресс центр «Школьный дом» |
2.6. Составление бизнес-плана по внедрению проекта «Зеленый экран» на пришкольном участке в жизнь.
Древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории
Различные виды древесно-кустарниковых пород используются для озеленения участка школы. По периметру участка школы располагаются хвойные породы и березы, что придает школе эстетический вид.
Виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории школы:
Ель обыкновенная
Сосна обыкновенная
Сирень (семейство масляничных)
Акация (семейство бобовых)
Черемуха (семейство розоцветных)
Яблоня (семейство розоцветных)
Шиповник (семейство розоцветных)
Определиться с выбором древесной и кустарниковой растительности помогла исследовательская работа, выполненная осенью 2018 года «Зеленый экран в решении экологических проблем села Засечное, вызванных растущим числом автомобилей и увеличением дорог».
Для более эстетического вида территории можно использовать двухрядную посадку деревьев (березу, тополь канадский, клен ясенелистный) высотой 10-12 м с кустарником (лох узколистный, сирень обыкновенная, бересклет европейский) шириной 10 м, что позволит снизить уровень загрязнения до 30%.3
| |
Изученный и проанализированный материал по созданию «Зеленого экрана» вдоль дорог школы, позволит уменьшить проблему, связанную с загрязнением и нехваткой чистого воздуха на территории школы.4
Для оформления пришкольного участка выбрали кустарники, обладающие высокой декоративностью и разными сроками цветения, чтобы иметь их в цветущем состоянии более продолжительное время и использовать для учебных целей. Таким требованиям отвечают сирень, черемуха. Цветочно-декоративные растения являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием (обрезка, удобрение, подкормки, поливы, теплые ванны, промораживание) по семенному и вегетативному размножению растений.
В результате работы по данному разделу:
увеличится видовой состав деревьев и кустарников
ребята приобретут навыки по уходу за древесно-кустарниковыми породами (обрезка, побелка и т.д.)
за счет древесно-кустарниковых растений школа приобретет защиту в виде «Зеленого экрана», будет видна со всех сторон села.
2.7.Экономическое обоснование
Таблица 5
Саженцы и их поставщики
Наименование саженцев и материалов | Количество | Цена за 1 ед., руб. | Поставщики (наименование и адрес) | Условия поставки |
1 . Береза | 50 шт |
360 руб./шт.*50= 18000 руб | ООО "ГРИН-ПЕНЗА" ИНН: 5837050045, ОГРН: 1125837000915
ул. Светлополянская, 44 г. Пенза 8 (902) 340-22-07
| Цена договорная, самовывоз |
2. Яблоня | 20 шт | 250 руб./шт.*20= 5000 руб. | Интернет-магазин "Грядка 58"г. Пенза, просп. Строителей, д. 134-А, 0-й этаж (ТЦ "Кагау") , Терновского 170Б | Цена договорная, самовывоз |
3.Вишня обыкновенная
| 11 шт | 240руб. /шт.*10= 240 руб. | Садовый центр "Студия Ландшафт"г. Пенза, Трасса М-5, 645 км, остановка "Элеватор" | Цена договорная, самовывоз |
4.Сирень обыкновенная
| 40 шт | 450/шт.*40= 18000 руб. | ул. Светлополянская, 44 г. Пенза 8 (902) 340-22-07
| Цена договорная, самовывоз |
Итого: |
| 47450 рублей |
|
|
Таблица 6
Технологическая карта
№ | Название операции | Технология | Сроки |
1 | Заказ саженцев | Отправка бланка заказа в магазины | Декабрь-февраль |
2 | Приобретение инвентаря | Отправка бланка заказа в магазины | Март-апрель |
3 | Посадка саженцев | Подготовка территории, освобождение от сорняков, разметка экрана и фруктового сада. | Апрель-май |
4. | Уход за саженцами | Полив, обработка от сорняков, рыхление почвы. | Июнь-сентябрь |
Таблица 6
Примерная смета расходов проекта
Статья расходов | Кол-во | Цена за 1 ед., руб. | Сумма (руб.) |
1.Приобретение сельскохозяйственного инвентаря: |
5шт. 5шт 5шт |
220руб.. |
1200 |
2. Транспортные расходы: |
| 1000руб. | 1000 |
3.Расходные агроматериалы: |
9кг. |
65 руб/кг |
585 |
4.Саженцы: 4.4 Вишня |
50 шт. 20шт. 40 шт. 10 шт. |
360 руб./шт. 250 руб./шт. 450 руб./шт. 240 руб./шт. |
18000 5000 18000 2400 |
5.Дополнительные расходы: |
|
| 550 |
ИТОГО: | 50000 |
Коррективы в проект и смету могут вноситься по мере необходимости.
Использование данных растений в озеленении пришкольной территории обусловлено их эколого-биологическими особенностями: нетребовательностью к условиям содержания и разнообразием применения в декорировании ландшафта.5
2.8. Организация проекта
В ходе реализации проекта будут выполнены следующие работы:
-организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по реализации основных мероприятий проекта (на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация пришкольной территории, выбраны деревья и кустарники, проведен сбор информации);
-выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
-проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
-составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
-на территории пришкольного участка разбиты клумбы с цветами;
-выращена рассада для посадки многолетних цветов;
-составлены технологические карты ухода за растениями;
-закуплены семена для посадки растений на клумбах.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Ожидаемые результаты
-решение задач государственной политики в области экологического воспитания молодёжи;
-повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
-развитие организаторских и творческих способностей обучающихся;
- озеленение и благоустройство пришкольной территории;
-повышение экологической культуры обучающихся;
-создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
-пропаганда экологической культуры учащихся;
-расширение видового разнообразия деревьев и кустарников на пришкольном участке для повышения образовательной среды;
-использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, трудового обучения.
Оценка эффективности реализации проекта
Считаю, что реализация этого проекта поднимет значимость учащихся в организации учебного процесса. Осознание цели озеленения пришкольной территории, видение проблем по ее содержанию и личный вклад каждого обучающегося придадут ответственности за сохранность школьного имущества.
Выращивание деревьев и кустарников - процесс длительный, требующий внимания и терпения, и оценку проделанной работе даст уже следующее поколение школьников, что приобретёт более осознанный характер проделанной работы.
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по направлениям: дети, родители, население.
Диагностика уровня сформированности социальной компетентности школьников.
Мониторинг в ходе реализации проекта осуществляется дважды на входе учащихся в проект и по окончанию проекта. Участникам проекта на первоначальном этапе предлагается самим оценить свои характеристики социальной компетентности в мягкой форме, то есть, какие качества свойственны им в большей или меньшей степени. По окончании проекта аспекты социальной компетентности измеряются не только как самооценка самих школьников, но и как оценка педагогами своих воспитанников. Учащийся получает ту же анкету, где он может изменить свой предыдущий ответ и поставить на школе отметку другим цветом, а также педагог ставит свой балл.
Диагностика удовлетворенности населения результатами деятельности по проекту.
Диагностика удовлетворенности родителей, участников проекта
Отзывы участников.
Статьи на школьном сайте и в местных СМИ, освещающие мероприятия проекта.
2.11.Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Риск – потенциальная, численно измеримая возможность потери. Риск проекта – это степень опасности для успешного осуществления проекта. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.
Риск данного проекта связан с возможным изменением стоимости саженцев и оборудования, что повлечет за собой увеличение бюджета проекта. В этом случае необходимо разработать стратегию привлечения дополнительных спонсорских средств.
Кроме того, еще один риск связан с неблагоприятными погодными условиями, которые могут повлиять на конечный (в основном, эстетический) результат.
2.12. Дальнейшее развитие проекта
Разработка дополнительных образовательных программ дополнительного образования и программ элективных курсов биологической, технологической, эстетической и экологической направленностей.
Разработка проекта по возведению «Зеленого экрана» вдоль дорог села Засечное.
Создание экологического отряда по благоустройству села и разработка «Экологической тропы».
Заключение
Для осуществления целей и задач проекта по возведению «Зеленого экрана» на пришкольной территории необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно–пассивного отношения к ней, от враждебных к ней действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно– воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры подрастающего поколения.
В ходе работы над проектом формируется уверенность в том, что своим трудом мы можем создавать прекрасное и изменять мир к лучшему.
Список литературы:
Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании [Текст] / Л. А. Беседина // Биология в школе. – 2010. - №2. – С. 52-54.
Гуленкова, М. А. Летняя полевая практика по ботанике [Текс]: Учеб. пособие для студентов пед. фак. пед. ин-тов / М. А. Гуленкова. - М., «Просвещение», 1996. – 224с.
Козлова, Н. А. Изучаем экологию своего микрорайона [Текст] / Н. А. Козлова // Биология в школе. – 2003. - №4. – С. 70-72.
Лунина, А. Д. Теория и практика социально-педагогического проектирования [Текст] / А. Д. Лунина // Классный руководитель. – 2011 - №2. – С. 3-6.
Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст]: Кн. для учащихся / В. С. Новиков. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Пименова, Г. С. О роли зелёных насаждений [Текст] Г. С. Пименов // Биология в школе. – 1994. - №3. – С. 18-20.
Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» [Текст] В. А. Самкова // Биология в школе. – 2002. - №5. – С. 11-14.
Холявко, В. С. Дендрология и основы зелёного строительства [Текст]: Учебник для сред. сел. проф.- техн. Училищ / В. С. Холявко. - М.: Высш. школа, 1980. – 248 с.
Файзуллина, С. Я. Зелёное ожерелье школы [Текст] / С. Я. Файзуллина // Биология в школе. – 1995. - №1. – С. 59-62.
Фролов, Г. И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании [Текст] / Г. И Фролов, Д. В. Моргун // Экологическое образование. – 2010. - №1. – С. 46-52.
1 Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании / Л. А. Беседина // Биология в школе. – 2010. - №2. – С. 52-54.
2 Козлова, Н. А. Изучаем экологию своего микрорайона / Н. А. Козлова // Биология в школе. – 2003. - №4. – С. 70-72.
3 Пименова, Г. С. О роли зелёных насаждений [Текст] Г. С. Пименов // Биология в школе. – 1994. - №3. – С. 18-20.
4 Фролов, Г. И. Культура использования метода проектов в дополнительном образовании [Текст] / Г. И Фролов, Д. В. Моргун // Экологическое образование. – 2010. - №1. – С. 46-52.
5 Файзуллина, С. Я. Зелёное ожерелье школы [Текст] / С. Я. Файзуллина // Биология в школе. – 1995. - №1. – С. 59-62.
31