СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития творческого мышления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития творческого мышления. Приемы развития творческого потенциала, применяемые на уроках

Просмотр содержимого документа
«Технология развития творческого мышления»

Практический семинар для работы с молодыми специалистами


Технология развития творческого мышления


Основные функции технологии: отрицание существующего, разрушение устаревшего и созидание нового. В творческой деятельности должно быть уравновешено три вида способностей:

  1. синтетические способности - генерирование необычных, интересных идей

  2. аналитические способности - критический анализ и оценка идей

  3. практические способности - практическое применение теории и абстрактных идей


Приемы развития творческого потенциала, применяемые на уроках:

  1. быть примером для подражания

  2. поощрять сомнения по отношению к общественным предположениям

  3. разрешать делать ошибки

  4. поощрять разумный риск

  5. поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему

  6. стимулировать, поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой работы

  7. предоставлять дополнительное время для творческой деятельности

  8. проявлять терпимость к неопределенности и непонятности

  9. морально подготовить к препятствиям, встречающиеся на пути творческой личности

  10. найти равновесие между творческой личностью и средой


Конкретно: решение творческих задач, ситуаций, экологических задач, создание проектов, теоретическое обоснование идеи, поиск способа практического применения известного знания, конструирование, моделирование, экспериментирование.


Общепрофессиональные компетенции


1. развитие системно-деятельностных компетенций: а), заинтересованность, б).умение идти на оправданный компромисс, в).интеллектуальная терпимость, г), умение слушать, д). умение «держать позицию», е). ассертивность, и), эмпатия, к), лабильность, л), гибкость мышления, м). культура речи, н). развитие компетенции самостоятельной познавательной деятельности, о), владение навыками управления информацией, п). знание ПК, р). Способность учиться

Социально-психологический климат в коллективе имеет большое значение для творческого мышления и развития человека. Особое влияние на климат коллектива оказывают добрые человеческие отношения. Еще древние знали, что энергия мысли влияет на самочувствие человека. Неприятные мысли портят настроение, как молот по наковальне бьют по внутренним органам, провоцируют стенокардию и гипертонический криз, разрушают отношения в коллективе. А перед хорошими и добрыми мыслями, отношениями даже болезнь отступает. Хорошие мысли создают добрые чувства, которые возникают при симпатии преподавателей к учащимся, администрации к преподавателям, уважение к техническому персоналу, всех членов коллектива друг к другу. Добрые взаимоотношения оказывают положительное влияние на учебу, работу. Поэтому учебные задания должны соответствовать возможностям учащихся, уважение к ним должно быть искренним и постоянным, отношение мажорным и доброжелательным.

А в учебных заведениях, где нет дружбы между учащимися, здорового психологического климата, как правило , низкая дисциплина, часты наказания и, в то же время, уговаривания учащихся, далеко не всегда принимаемые и выполняемые членами коллектива. Отечественные психологи установили прямо пропорциональную зависимость между отношениями учащихся друг к другу и своему коллективу и их успеваемостью.

А.С. Макаренко удачно определил положительный психологический климат одним словом «мажор». И под этим словом он понимал оптимизм, удовлетворение от взаимоотношений людей, от учебы, труда, общения. Неотъемлемой частью мажора является чувства дружбы и товарищества, радость, увлекательная ближняя, средняя и дальняя перспектива.

Современная психология называет психологическим климатом психическое состояние, которое характеризуется самочувствием каждой личности в группе, ее комфортностью, удовлетворенностью. Климат проявляется в настроении учащихся, в их мнениях и суждениях, в дружеских контактах.

Для восприятия играет роль и сила звука. Шум в 40 децибел не вызывает отрицательных изменений в функционировании нервной системы. При шуме в 65 децибел фиксируется снижение внимания на 12-16 %.

Помимо руководящей роли умного педагога на климат коллектива большое влияние оказывает богатство отношений между самими учащимися и педагогами, самими учащимися, между администрацией и коллективом учебной организации, в конечном итоге все это оказывает влияние на творческий настрой в работе коллектива в целом.

Поняв выше сказанное, осознаем, что настроение педагога не должно меняться под воздействием внешних обстоятельств или возникающих мыслей. Чрезвычайно важно уметь контролировать себя, не поддаваться ситуации. Цезарь, высадившись на африканский берег, споткнулся и, раскинув руки, плашмя рухнул на землю. Свита застыла, а полководец улыбнулся и воскликнул: «Африка, я обнимаю тебя!».