Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Стахановский политехнический колледж»
ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТЫ НА УРОКАХ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ»
Разработала
Мастер п/о Кравченко Е.А.
г. Стаханов,
2020 г
Аннотация
Практический семинар проводится для преподавателей и мастеров производственного обучения для ознакомления с педагогической технологией «Дебаты» и применения данной педагогической технологии на уроках учебной практики.
В процессе семинара, в практической части, проводится обсуждение вопроса «Плюсы и минусы дистанционного обучения», в ходе которого преподаватели ведут обсуждение и рассматривают преимущества и недостатки дистанционного обучения.
В ходе семинара рассматривается влияние данной педагогической технологии на развитие логического мышления, восприятии учебного материала, культуры общения между участниками дебатов.
Цели практического семинара:
- повышение интереса преподавателей и мастеров производственного обучения к современным педагогическим технологиям;
- ознакомление преподавателей и мастеров производственного обучения с применением современной педагогической технологии «Дебаты» на уроках учебной практики.
Задачи практического семинара:
- повышение мотивации преподавателей и мастеров производственного обучения на применение современных приемов, методов, технологий в учебном процессе;
- рассмотрение понятия педагогической технологии «Дебаты»;
- проведение дебатов между участниками практического семинара на тему: «Плюсы и минусы дистанционного обучения».
Обеспечение:
- раздаточный материал для каждой группы, мультимедийное сопровождение.
Содержание
Теоретическая часть семинара
Введение ………………………………………………………………….…4
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты»………………...5
Содержания и правила «Дебатов»………………………………………….6
Сущность технологии «Дебаты»…………………………………………...7
Формы технологии «Дебаты»………………………………………………9
Практическая часть семинара……………………………………………9
Выводы………………………………………………………………………..9
Приложение 1 ……………………………………………………………….12
Теоретическая часть семинара
Введение
Необходимость изучения педагогических технологий педагогами профессионального обучения продиктована практикой обучения – переходом от привычной «передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в современном обществе, к формированию и развитию профессиональной компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития. Использование педагогических технологий позволяет обрести преподавателю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.
В связи с этим, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.
Обзор научной литературы показал, что данный метод довольно часто стал применяться в учреждениях среднего профессионального образования.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.
Технология «Дебаты» позволяет обучающимся приобрести навыки и умения:
- логического и критического мышления;
- концентрации на определенной проблеме;
- организации совместной деятельности;
- сбора и осмысления разнообразной информации;
- формирования и отстаивания собственной позиции;
- подготовки к публичным выступлениям;
- грамотного диалогического общения и взаимообучения.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты»
Целевые функции и возможности технологии «Дебатов» очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие.
Социализирующие − приобщение обучающихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде.
Воспитательные − дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
Развивающие − дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.
Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование технологии дебаты на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы обучающихся, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.
Технология дебаты реализуется на школьном, среднем профессиональном образовании, внутри вузовском, межвузовском, городском, российском и международном уровнях. На сегодняшний день она получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется современными педагогами как отдельный метод на уроке или целое занятие, а также может носить характер классных и внеклассных мероприятий, существенно обогащая процесс педагогического общения. В дебатах могут участвовать обучающиеся, студенты и преподаватели, объединяясь общим стремлением к знаниям и коммуникации.
Содержание и правила «Дебатов»
Основное назначение технологии «Дебаты» − обучение приёмам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса.
В дебатах участвуют две команды из трёх человек − спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая)− его опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна.
В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.
Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет обучающимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения преподавателя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач.
Таймкипер − это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает.
Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, т.к. от его компетентности и непредвзятости зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше обучающихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.
Сущность технологии «Дебаты»
Технология «Дебаты» даёт прекрасную возможность для развития и совершенствования умений у обучающихся.
У обучающихся развиваются творческие способности. Поэтому обучающиеся не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое. Дебаты – прекрасная возможность придать учебному процессу увлекательный характер, используя творческий потенциал участников. Появляется ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив связано с интеллектуальным развитием и изменением жизненной перспективы.
Использование данной педагогической технологии показывает, что психофизические особенности обучающихся не только учитываются, в процессе обучения, на их основе развивается личностный потенциал участников, при помощи качественной общей подготовки.
Имеется в виду организационная, познавательная, психологическая, морально-нравственная, социальная, творческая стороны. Это касается как педагогов, так и обучающихся.
Анализируя использование технологии «Дебаты» в педагогической деятельности можно выделить следующие цели данной образовательной технологии:
– мотивировать обучающихся к процессу обучения;
– актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;
– стимулировать обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
– развивать способность выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;
– развивать познавательную активность обучающихся;
– развивать и совершенствовать способность обучающихся мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
– развивать коммуникативную культуру;
– овладеть навыками самопрезентации и публичного выступления;
– развивать способность обучающихся работать в команде;
– развивать творческий потенциал обучающихся.
Формы технологии «Дебаты»
1. «Классические» дебаты. Это собственно формат дебатов, в которых участвует 6 человек (2 команды по 3 человека), таймкипер, а остальные обучающиеся являются либо «рецензентами», либо судьями, либо пассивными слушателями. Очевидно, что в данном случае дебаты чаще всего выступают как форма урока.
2. «Модифицированные» дебаты. Это использование отдельных элементов формата дебатов или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил:
– изменяется регламент выступлений (чаще всего сокращается);
– увеличивается число игроков в командах;
– допускаются вопросы из аудитории;
– организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;
– создается «группа экспертов», которая может: либо осуществлять функции судейства; либо подводить итог игры, анализируя аргументацию команд и демонстрируя столкновения позиций, то есть фактически осуществлять функции спикера, сравнивая позиции команд.
Практическая часть семинара
Участники практического семинара делятся на две группы, получают раздаточный материал (Приложение 1). Темой обсуждения является «Плюсы и минусы дистанционного обучения», на обсуждение вопросов участникам дается 5 минут, затем от каждой группы выступает один представитель (спикер).
Вывод
Технология «Дебаты» − это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения учебного материала. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению материала и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения.
Технология «Дебаты» способствует:
− развитию коммуникативных умений обучающихся, умению слушать и слышать собеседника, способности работать в команде;
− развитию ораторских способностей: навыков публичного выступления, умения четко выражать свои мысли, уверенности в себе;
− развитию исследовательских и организаторских навыков;
− развитию мышления.
Уроки в форме дебатов необходимы. Обучающиеся серьезно подходят к подготовке и самому процессу спора. Для них участие в дебатах − возможность продемонстрировать свои способности, самостоятельность в суждениях и оценках самоутвердиться в коллективе, реализовать творческий потенциал. В ходе подготовки к «дебатам» обучающиеся приобретают опыт исследовательской работы. Они изучают учебные пособия, литературу, анализируют и сравнивают точки зрения своих оппонентов. Что касается воспитания толерантности, надо иметь в виду: дебаты в этом отношении оказывают «эффект замедленного действия». Во время игры обучающиеся настроены на победу. Какие бы доводы ни привел оппонент, они продолжают изыскивать способы доказать свою правоту. Подводя итоги вышесказанному можно определить значение технологии «Дебаты» и сделать выводы, что технология «Дебаты» является педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
Приложение 1
Плюсы дистанционного обучения | Минусы дистанционного обучения |
+ Возможность обучаться в любое время и в любом месте | - Необходима сильная мотивация |
+ Возможность обучаться в своем темпе | - Не развивается коммуникабельность |
+ Доступность учебных материалов | - Недостаток практических умений знаний и умений |
+ Обучение в спокойной обстановке | - Недостаточность компьютерной техники и компьютерной грамотности у обучающихся |
+ Индивидуальный подход | - Невозможность творческого развития |