Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Статья
«Практическое использование проектной технологии на уроках английского языка с целью развития социокультурной компетенции »
Автор: Яткулова Вера Александровна
Мотивация к изучению иностранного языка сегодня резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в общеобразовательной школе, и формирования гуманитарной культуры учащегося не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.
Поэтому одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Перспективность этой методики объясняется, прежде всего, тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Причем комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, собирая для этого свои знания «из разных ящичков своего банка данных».
Линейка «Enjoy English» является самым популярным современным курсом английского языка для массовых школ России, обеспечивающим преемственность между начальной (2–4 классы), средней (5–9 классы) и старшей (10–11 классы) школой через единую авторскую концепцию.
Авторы учебников Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. – разработчики материалов ФГОС второго поколения, примерных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов (КИМ) для государственной итоговой аттестации по иностранным языкам.
Данные учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях и соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
УМК «Enjoy English» отличает современное содержание и оригинальные приемы обучения:
- увлекательные сюжеты учебников;
- вхождение в культуру англоязычных стран, начиная с детского фольклора и традиций;
- встречи с героями английских народных и авторских сказок;
- цветовая сигнализация для обучения чтению;
- занимательные формы обучения написанию букв;
- сознательное обучение грамматике через приемы моделирования;
- достоверный аутентичный учебный материал, создающий естественные условия для обучения младших школьников и подростков;
- ролевые игры, познавательные лингвистические упражнения, доступные проектные задания, помогающие учащимся решать разнообразные коммуникативные задачи.
В учебнике Биболетовой М.З «Enjoy English-7» присутствуют все типы проектов (творческие; ролевые; игровые; информационные; прикладные.)
В основном, они краткосрочные, т.е. они вписываются в классно-урочную систему и являются подведением итогов изучения определенной темы. При изучении определенной темы, учащиеся работают над проектом. Автор учебника в упражнении описывает последовательность работы над проектом. Кроме того, в упражнении размещены фразы и предложения, которые выполняют роль опор при представлении и обсуждении проекта. Поэтому, подготовка данного проекта не вызывает никаких трудностей у учащихся.
При изучении темы обобщение материала происходит в виде презентации «своей страны» (РФ, США и Великобритании). Много страноведческого материала уже дается автором учебника. Но учащимся приходится дорабатывать свой проект, используя другие источники (журналы, газеты, карты стран, Интернет), т.к. данный проект обязательно должен содержать иллюстративный материал. В презентации участвуют все учащиеся. При подведении итогов данной проектной работы намечены перспективы будущих исследований.
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требует много времени, но эти усилия оправдывают себя. Учащимся приходится много работать самостоятельно во внеурочное время, пользуясь различной информацией из учебников истории, обществознания, географии и экономики. Обучающиеся используют периодическую печать и Интернет. Проводится огромная работа, т.к. учащиеся не владеют достаточной информацией по теме (в экономике, политике и культурной жизни).
Таким образом, не ограничиваются творческие возможности наиболее сильных и заинтересованных учеников.
В самом начале работы с проектом есть небольшое сомнение в том, что данный проект будет полностью выполнен. Но автор учебника построил задания таким образом, что постепенно, шаг за шагом все проблемы данного проекта полностью разрешаются.
При выполнении проекта ученики рассматривают этот процесс не абстрактно, а в тех его проявлениях, которые затрагивают жизнь их страны, города, семьи. Таким образом, происходит сознание себя, появляется понимание тех процессов, которые происходят в мире, а значит, и возможность принять эти процессы и адаптироваться к ним, влиять на них.
УМК «Happy English.ru»- удачное сочетание классических традиций и оригинальных авторских находок, функциональный и логичный для учителей, интересный и доступный для учащихся разного уровня подготовки.
УМК «Happy English.ru» отличает следующее:
- нестандартное и привлекательное содержание учебников, которое сохраняет мотивацию учащихся к изучению английского языка на высоком уровне;
- посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки;
- повторение ранее пройденного материала на фоне новизны изучаемого материала;
- необходимые справочные материалы, советы, инструкции, обеспечивающие достаточную автономию учащихся, возможность самостоятельного изучения или повторения пропущенного или плохо усвоенного материала;
- авторские игры и песни, способствующие непроизвольному запоминанию лексического и грамматического материала;
- формирование навыков, необходимых для сдачи ЕГЭ.
Следует особо отметить, что курс «Happy English.ru» максимально облегчает работу учителя и сокращает время подготовки к уроку:
- тематическое планирование в книге для учителя дает необходимую информацию о последовательности, темпе, распределении материала по разделам в течение года;
- учебники построены в виде готовых планов уроков, где количество и последовательность расположений заданий ориентированы на реальное учебное время урока;
- в книге для учителя предлагаются дополнительные социокультурные комментарии, связанные с интерпретацией содержания, языкового и речевого12 оформления текстов и упражнений, которые учитель может использовать по своему усмотрению в большем или меньшем объеме;
- упражнения построены так, что каждое предыдущее упражнение является опорой для выполнения последующего;
- раздел контроля и система тестовых заданий заменяют необходимость разработки контрольных работ, а ключи, которые предлагаются в книгах для учителя, призваны сократить время на проверку правильности выполнения учебных заданий;
- разрезной дидактический материал в рабочих тетрадях дает учителю возможность работы в различных режимах (групповом, парном, индивидуальном).
«Happy English.ru» - учебно-методический комплект по английскому языку для общеобразовательных учреждений. Учебники «Happy English.ru» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год.
Языковой, речевой и социокультурный материал понятны учащимся и необходимы для того учебного общения, в котором им предлагается участвовать. Особое внимание уделяется формированию навыков чтения. Особенностью содержательного построения учебников курса «Happy English.ru» является использование приключенческой сквозной сюжетной линии и оригинальной методики обучения грамматике. Насыщенность содержания страноведческим материалом и учебными играми обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Но в данном УМК мы не найдем проектную деятельность, что способствует лучшему развитию социокультурной компетенции обучающихся. И поэтому мы решили дать практические рекомендации учителю, работающему по УМК «Happy English.ru» по реализации проектной деятельности на уроках английского языка после каждого раздела.
Методические рекомендаций по организации использования проектной технологии для формирования социокультурной компетенции обучающихся
- Заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневная» технология;
- разработать и представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году;
- выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект;
- учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения;
- определить, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом;
- определить какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом;
- предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам;
- учитель должен знать, что детям может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы);
- знать какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете);
- должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде;
-учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами;
- на первом уроке, учитель предлагает ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую ребята должны «уловить» и сформулировать. Задача учителя – так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали проблему, но совершенно самостоятельно;
- предлагает попробовать найти способы решения этой проблемы и здесь можно задавать наводящие вопросы, которые не уведут ребят слишком далеко от задуманного учителем сценария. Задача учеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Это метод «мозговой атаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остается четыре-пять гипотез (по количеству задуманных учителем исследовательских групп);
- учитель предлагает каждой из групп взяться за работу по одной из этих гипотез (обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал);
- на этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения;
- предлагаемые методы исследования утверждаются (но опять же не навязываются группе; если группа по какой-то причине не согласна с мнением большинства, ей предоставляется право идти своим путем, но искать доказательства своей правоты);
-на протяжении последующих уроков учитель может работать даже по другим темам программы, но обязательно отводить часть урока на работу над данным проектом. Здесь могут использоваться разные методы. Основная поисковая деятельность происходит во внеурочное время;
- на сдвоенном уроке происходит защита проектов. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет, какую систему и средства доказательств она представит. Учитель на таких уроках – практически сторонний наблюдатель;
- ребятам предлагается заглянуть немного вперед и спрогнозировать новые проблемы, возникающие в результате полученных знаний;
Таким образом, мы проанализировали Учебно-методический комлекс «Enjoy English» Биболетова М.З., Трубанева Н.Н и «Happy English.ru» Кауфман К. И., Кауфман М. Ю и пришли к выводу, что в Учебно-методическом комплексе Биболетовой М.З. достаточно информации, а в учебно-методическом комплексе Кауфман К.И. недостаточно. Проанализировав «Happy English.ru» Кауфман К. И., Кауфман М. Ю, мы решили дать рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках английского языка в 7 классе.
Мы предлагаем следующие темы и предполагаемые продукты проектов по каждому разделу учебно-методического комплекса «Happy English.ru» Кауфман К. И., Кауфман М. Ю:
Раздел | Название раздела | Темы проетов | Предполагаемый продукт проекта |
Раздел 1 | «Saу hеllo tо yоur оld friеnds» | 1.Boss; 2.Agеnt Cutе; 3.Misha and Bеtsеy’s сhildrеn; 4.Thе МaсWizards | сочинение (дети собирают информацию о героях данного УМК и оформить ее на альбомном листе); |
Раздел 2 | «Camрing: Is it for уоu?» | 1.Что можно приготовить на природе? 2.Как выбрать подходящее место для лагеря? 3. Какую компанию лучше иметь идя в палаточный лагерь? 4. Как можно развлечься на природе? | Буклет |
Раздел 3 | «Hоlidаys» | 1.« Мое летнее приключение» 2.«Моя зимняя катастрофа» | Плакат |
Раздел 4 | «Nоthiпg is fоrеvеr» | 1.Небо, воздух и вода-наши лучшие друзья! 2.Земля-наш общий дом! 3.Я за чистоту во всем мире! 4.Человек-причина всех бед. | Свод правил на ватмане (опираясь на пройденые уроки, составить обещание об охране окружающей среды, собрать листву деревьев и оформить из них дерево); |
Раздел 5 | «Let's plаn a triр tо Englаnd» | 1. «Исторически-значимые места Англии»; 2. «Культурно-развлекательные места Англии»; 3. «Места Англии, в которых мне удалось побывать». | Буклет-путеводитель по Англии |
Раздел 6 | «Sсhoоl» | 1. «Что для меня школа?» 2. «Школа-наш второй дом!» 3. «Что дает мне школа?» | Газета (статья в газету на тему. В конечном итоге, все сочинения оформляются в газету); |
Раздел 7 | «Еgnlish Sсhoоl» | 1. Спичечная Английская школа; 2. Пластилиновая Английская школа; 3. Бумажная Английская школа; | Макет английской школы |
Раздел 8 | «Sport» | 1.Теннис; 2.Гольф; 3.Регби; 4.Баскетбол; | Сборник сочинений Английских видов спорта |
Раздел 9 | «Whо is your rоle model?» | 1.Учитель; 2.Певец; 3.Актер; 4.Дипломат; 5.Президент; 6.Мама; | Презентация о своем кумире, о своем образце для подражания |
Раздел 10 | «Friеnds» | 1.Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты; 2.Старый друг лучше новых двух; 3.Друзья-неотъемлемая часть нашей жизни; 4.Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. | Кодекс лучшего друга |
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.) и должны быть связаны с английским языком.