СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое текстоведение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью данной программы учащиеся 9-х классов смогут подготовиться к итоговому собеседованию и письменному экзамену в формате ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Практическое текстоведение»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по программе: «Практическое текстоведение»

9 класс

















I.Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Письмо Минобрнауки РФ от28.10.2015№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587//16-0-0 «О направлении  методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»; 

  • Распоряжение КО СПб от 03.04.2019 № 1010-Р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

  • Учебный план ГБОУ СОШ№347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.

  • Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8419/ (дата обращения: 22.07.2019).

Цель:

Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5–9 классов МАОУ Гимназия № 86 в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Соответственно, задачами данного курса являются:

-          формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

  формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;


приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации; 
3. оценка информации.


Программно-методическое обеспечение программы

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 9 кл. ФГОС. /С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова.— М.: Дрофа, 2013.— 192 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:пособие для учителя./ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.— М.: Просвещение, 2010.—159 с.

3. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей.— М.: Просвещение, 2014.— 192 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.— М.: Издательство«Экзамен», 2014,— 96 с.

2. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся).

Учебное пособие.— СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005.— 368 с.

Материально-техническое обеспечение

Мультимедийный проектор

Аудиозаписи литературных художественных произведений, рекламной продукции, информационныхсообщений.

Видеофильмы в соответствии с программой, видеозаписи рекламных роликов, информационных телепрограмм.


Структура программы:

I.Пояснительная записка.

II.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

III.Содержание учебного предмета.

IV.Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.


II.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета


Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; - выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.


III.СОДЕРЖЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(34 часа, 1 раз в неделю)

Введение 1 час


Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» 10 часов

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.


Раздел 2 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» 15 часов

Подробный и сжатый пересказ (устный/письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Раздел 3 «Работа с текстом: оценка информации» 6 часов

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

Резерв 2 часа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ч.)

п/п

Тема

Всего часов

1

Тема 1. Введение

1

2

Тема 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

10

3

Тема 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

15

4

Тема 4. Работа с текстом: оценка информации

6

5

Резерв

2

Итого:

34



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Тема урока

Дата

Тема 1. Введение – 1 час

1.

  1. Русский язык как развивающееся явление.



Тема 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – 10 часов

2

  1. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление.


3

  1. Рассуждение-объяснение.


4

  1. Рассуждение-доказательство.


5

  1. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль).


6

  1. Функционально-стилевая дифференциация тестов (деловой стиль, научный стиль).


7

  1. Функционально-стилевая дифференциация тестов (публицистический стиль).


8

  1. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе.



9

  1. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.


10

  1. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.


11

  1. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.


Тема 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации – 15 ч

12

  1. Подробный пересказ (устный).


13

  1. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.


14

  1. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.


15

  1. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.


16

  1. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) устного монологического высказывания в соответствии с заданным типом и стилем речи.


17

  1. Композиция текста типа описания.


18

  1. Композиция текста типа повествования.


19

  1. Композиция текста типа рассуждения.


20

  1. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.


21

  1. Сжатый пересказ (письменный).


22

  1. Приемы сжатия текста.


23

  1. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.


24

  1. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.


25

  1. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.


26

  1. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.


Тема 4. Работа с текстом: оценка информации – 6 часов

27

  1. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.


28

  1. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт.


29

  1. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.


30

  1. Сопоставление различных точек зрения на информацию.


31

  1. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.


32

  1. Работа по исправлению искаженной информации при письменном пересказе текста


33

Резерв


34

Резерв