СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №10 Окончание Смуты и возрождение российской государственности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие №10 Окончание Смуты и возрождение российской государственности (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №10 Окончание Смуты и возрождение российской государственности»

Практическое занятие №10

Окончание Смуты и возрождение российской государственности


Цель: определить роль и значение периода Смутного времени в истории России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014; текст "Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами"; текст "Из исторического очерка В.Б. Кобрина".

Понятия для актуализации: Земский собор.

Персоналии: князь Пожарский, Кузьма Минин, Михаил Федорович Романов.

Важнейшие даты: 26 октября 1612 г.; 21 февраля 1613 г.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§27, С. 175-177).

  2. Составьте хронологическую таблицу "Смутное время в России".

  3. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Смуты?

  • Каковы были последствия Смуты?

  1. Работа с картой (Приложение №10):

  1. Укажите город, где было сформировано ополчение Минина и Пожарского.

  2. Определите по карте район восстания Болотникова

  3. Покажите на карте территории, отошедшие Швеции по Столбовскому миру.

  4. Покажите на карте территории, возвращенные Швецией России по Столбовскому миру.

  5. Покажите на карте территории, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.

  6. Покажите на карте территории, возвращенные Речью Посполитой России по Деулинскому перемирию.

  1. Выполните задания по контурной карте.

  2. Сделайте вывод о значении роли и значении периода Смутного времени в истории России


Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Чрез которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же к утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, казаков и всяких бездельников царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют. А может, кто ещё татарского или турецкого для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет...

Может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, и воеводы способного? Но я моё намерение скажу. Моё имение, всё, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьёю в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании...»

1. Когда К. Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника?

2. Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью?

3. В чём видит К. Минин причины ослабления государственности в России? С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трёх положений.


Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из исторического очерка В.Б. Кобрина

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в-своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

3. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.





ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие №10

Окончание Смуты и возрождение российской государственности


Понятия для актуализации:

Земский собор - высшее сословно-представительное учреждение в России в середине XVI - конце XVII вв.; собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Персоналии:

Князь Пожарский - русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов в 1612 г.

Кузьма Минин - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611 - 1612 гг. в период борьбы русского народа против

польско-литовской и шведской интервенции

Михаил Федорович Романов - первый русский царь из династии Романовых (1613 - 1645 гг.); избран на царство Земским собором 21 февраля 1613 г.

Важнейшие даты:

26 октября 1612 г. - освобождение Москвы от поляков ополчением Минина и Пожарского

21 февраля 1613 г. - избрание Земским собором на царство Михаила Федоровича Романова

Задания:

  1. Прочитайте текст (§27, С. 175-177).

  2. Составьте хронологическую таблицу "Смутное время в России"

Дата

Событие

1598

Смерть Федора Иоанновича, прекращение династии

Рюриковичей

1598 - 1605

Правление Бориса Годунова

1601 - 1603

Неурожайные годы, голод в России

1605 (апрель - июнь)

Правление Федора Годунова

1605 - 1606

Правление Лжедмитрия I

1606 - 1610

Правление Василия Шуйского

1606 - 1607

Движение под предводительством Болотникова

1607 - 1610

Деятельность Лжедмитрия II

1609

Начало открытой польской интервенции

1609 - 1611

Осада Смоленска поляками

1610

Разгром "тушинцев" войсками Скопина-Шуйского,

снятие осады Москвы

1610

Оккупация Швецией северо-запада России

1610-1613

Правление Семибоярщины

1611 (январь -июль)

Первое ополчение (Рязанское) - руководители: Ляпунов,

Трубецкой, Заруцкий

1611

Захват шведами Новгорода

1611 -1612

Второе ополчение (Нижегородское) - руководители:

Пожарский, Минин

1612 (март - июль)

Деятельность в Ярославле "Совета всея земли" -

фактически правительства нового государства

26 октября 1612

Освобождение Москвы от поляков

21 февраля 1613

Избрание Земским собором нового царя - 16-летнего

Михаила Федоровича Романова


  1. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Смуты?

  1. Экономический кризис:

  • "Великое разорение" конца XVI в., ставшее результатом опричнины, войн, увеличения налогового гнета и природных бедствий конца правления Ивана Грозного.

  • Неурожайные годы 1601 - 1603 (дожди и ранние заморозки три года подряд) , как следствие, голод.

  1. Социальный кризис:

  • Недовольство закрепощением крестьян

  • Недовольство своим положением всех социальных групп - дворян, городского населения, казаков, крестьян (социальный протест тяглового населения)

  1. Династический кризис:

  • Прекращение династии Рюриковичей (смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г. и смерть бездетного царя Федора Ивановича в 1598 г.).

  • Появление самозванцев.

  1. Кризис власти:

  • Борьба за власть между боярскими группировками.

  1. Экспансия соседних государств:

  • Интервенция Польши, претензии на русский престол.

  • Интервенция Швеции, претензии на русский престол.

  • Каковы были последствия Смуты?

  1. Страшное разорение и запустение страны ("храмы стояли без пения").

  2. Большие людские потери

  3. Обнищание народа.

  4. Потеря территорий (в том числе выхода к Балтийскому морю).

  5. Сохранение национальной независимости и российской государственности.

  6. Начало новой династии - Романовых.

  7. Ослабление влияния боярства и усиление позиций дворянства.

  8. Оформление тенденции к окончательному закрепощению сельского и посадского населения.

  9. Проведение курса на централизацию власти.

  10. Подъем самосознания народа, окончательное оформление религиозно-национального единства страны.

  11. Усиление влияния церкви на государство.

  12. Сохранение преданности русского общества идее самовластия царя и повиновения царской власти.

  1. Работа с картой (Приложение №10) /по тексту учебника и легенде карты/:

  1. Укажите город, где было сформировано ополчение Минина и Пожарского /Нижний Новгород/.

  2. Определите по карте район восстания Болотникова

  3. Покажите на карте территории, отошедшие Швеции по Столбовскому миру.

  4. Покажите на карте территории, возвращенные Швецией России по Столбовскому миру.

  5. Покажите на карте территории, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.

  6. Покажите на карте территории, возвращенные Речью Посполитой России по Деулинскому перемирию.

  1. Выполните задания по контурной карте (Приложение) .

  2. Сделайте вывод о значении роли и значении периода Смутного времени в истории России

Основное значение Смуты состоит в том, что в отличие от многих других гражданских войн во всемирной истории она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. «Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере на первый взгляд, – писал в «Лекциях по русской истории» С.Ф. Платонов. – Началась она явлением совсем случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя…»

В целом, после смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на Востоке державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.

Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. Когда К. Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника?

Может быть указано, что:

1) дата — 1611 г.;

2) исторический период— Смута.

2. Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью?

Может быть указано, что:

1) Минин предложил отказаться от имущества;

2) предлагалось организовать войско (II ополчение) и назначить талантливого воеводу (князя Д. Пожарского);

3) цель — освобождение «отечества от поругания» (Москвы от поляков).

3. В чём видит К. Минин причины ослабления государственности в России? С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трёх положений.

Может быть указано, что:

1) Кузьма Минин прямо связывает причины ослабления государственности в России с предательской политикой правителей государства, обратившихся для победы над своими политическими противниками к польским и шведским королям;

2) в 1609 г. Василий Шуйский заключил договор со шведским королём, получил 15-тысячный отряд для борьбы с тушинцами (войском Лжедмитрия II), за что уступил город Корелу с уездом;

3) в 1610 г. «седьмочисленныебояре» (Семибоярщина) во главе с князем Ф. Мстиславским свергли с престола Шуйского, предложили трон польскому королевичу Владиславу.

Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

Может быть указано, что:

1) речь идёт о Земском соборе, решавшем вопрос об избрании нового царя;

2) событие относится к 1613 г.;

3) необходимо было восстановить государственную власть после событий Смуты.

2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

Могут быть названы следующие аргументы:

1) Романовы устраивали все сословия;

2) Романовы — знатный боярский род, близкий к прежней династии;

3) Романовы пользовались популярностью;

4) активная позиция Филарета на Земском соборе, его авторитет среди различных групп предопределили решение об избрании его сына.

3. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее трёх положений.

Могут быть указаны следующие обстоятельства:

1) Смута;

2) борьба за власть между различными претендентами;

3) польско-шведская интервенция;

4) социальные конфликты.





Приложение №10