СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 12 Культура России XVII века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие № 12   Культура России XVII века (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 12 Культура России XVII века»

Практическое занятие № 12

Культура России XVII века


Цель: определить особенности развития русской культуры XVII в.; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014.

Понятия для актуализации: "нарышкинское барокко", парсуна.

Персоналии: Симеон Полоцкий, протопоп Аввакум, Симон Ушаков.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§30, С. 196-198).

  2. Составьте и заполните таблицу «Достижения русской культуры XVII в. в области литературы».

  3. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Определите памятники культуры, которые относятся к XVII в.


Памятники культуры

Характеристики

А

Летний дворец

в селе Коломенском

1

Памятник уста­нов­лен в честь рож­де­ния правителя, при ко­то­ром на Руси на­ча­лось книгопечатание

Б

Цер­ковь По­кро­ва

на Нерли

2

Этот па­мят­ник был со­здан в прав­ле­ние Алек­сея Михайловича

В

Цер­ковь Воз­не­се­ния

в Коломенском

3

Памятник со­здан во время правления князя Андрея Боголюбского

Г

Цер­ковь По­кро­ва

в Филях

4

Дан­ный па­мят­ник куль­ту­ры был уни­что­жен в пе­ри­од мон­голь­ско­го нашествия

Д

Де­ся­тин­ная церковь


5

Этот ше­девр со­здан в честь при­со­еди­не­ния Казани

Е

«Куранты»


6

Первая рус­ская ру­ко­пис­ная газета

Ж

«Хождение за три

моря»

7

Храм XVII в., об­ра­зец на­рыш­кин­ско­го барокко


8

Ав­то­ру дан­но­го про­из­ве­де­ния в 1955 г. был по­став­лен па­мят­ник в Твери










  1. Установите со­от­вет­ствие между деятелями куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Определите памятники культуры, которые относятся к XVII в.


Деятели культуры

Характеристики

А

про­то­поп Аввакум

1

В его про­из­ве­де­ни­ях про­сле­жи­ва­ет­ся эво­лю­ция от жанра иконы к жанру портрета

Б

Симон Ушаков


2

Автор книги «Поучение детям»

В

Иван Фёдоров

3

По­ле­ми­че­ская на­прав­лен­ность его про­из­ве­де­ний вы­ра­жа­ет­ся в кри­ти­ке ре­форм Никона

Г

Владимир Мономах


4

Постройка храма Василия Блаженного

Д

Василий Бурцев


5

На­пи­са­ние «Слова о За­ко­не и Благодати»

Е

Афанасий Никитин


6

Русский первопечатник

Ж

Барма и Постник

7

Автор зна­ме­ни­тых пу­те­вых записей, из­вест­ных под на­зва­ни­ем «Хождение за три моря»

8

Создатель первого печатного букваря





  1. Сделайте вывод об особенностях русской культуры XVII в.





























ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие № 12

Культура России XVII века


Понятия для актуализации:

"Нарышкинское барокко" - архитектурный стиль конца XVII в., характерной чертой которого стало использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко; соединил в себе традиции русского белокаменного узорочьяс новыми веяниями европейской архитектуры.

Парсуна (искажение слова "персона") - русская портретная живопись XVII в.; парсуна еще очень похожа на икону, изображение на ней еще во многом условно, но сквозь иконную схему уже проглядывают индивидуальные черты человека.

Персоналии:

Симеон Полоцкий - духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах, московский придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре.

Протопоп Аввакум -  священник Русской церкви, автор полемических сочинений; участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок; впоследствии противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён; в старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник.

Симон Ушаков - русский московский иконописец; писал иконы и парсуны.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§30, С. 196-198).

  2. Составьте и заполните таблицу «Достижения русской культуры XVII в. в области литературы».

Автор

Произведение

Тема

Авраамий Палицин

"Сказание"

Смутное время

Иван Тимофеев

"Временник"

Иван Хворостинин

"Словеса"

И.М. Катырев-Ростовский

"Летописная книга"


Симеон Полоцкий

"Вертоград многоцветный"

"Рифмологион"

Оды в честь

царской семьи

Юрий Крижанич

"Беседы о правлении"

Философия, политика;

воспевание царя

Протопоп Аввакум

"Житие протопопа Аввакума, им самим написанное"

Автобиография лидера старообрядческой церкви


"Повесть о Ерше Ершовиче"

Обличительная сатира нравоучительного

содержания


"Повесть о Шемякином суде"


"Калязинская челобитная"

Василий Бурцев

Первый печатный букварь



  1. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Определите памятники культуры, которые относятся к XVII в.

А

2


Д

4

Б

3

Е

6

В

1

Ж

8

Г

7






  1. Установите со­от­вет­ствие между деятелями куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Определите памятники культуры, которые относятся к XVII в.

А

3


Д

8

Б

1

Е

7

В

6

Ж

4

Г

2








  1. Сделайте вывод об особенностях русской культуры XVII в.

Русская культура в XVII в. быстро развивалась. Это было временем завершения древнерусской культуры и началом ее трансформации в культуру нового времени. Отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и обмирщение (секуляризация) культуры, то есть освобождение ее от господства церкви, появление светских элементов.