Практическое занятие №1
Тема2.1: Анализ современного состояния развития малого бизнеса в Челябинской области в сфере образования.
Цель: Выявить состояние развития малого бизнеса в Челябинской области в сфере образования
Оборудование: тетради, информационный текст, сеть «интернет».
Актуализация теоретических знаний по теме: «Современного состояния развития малого бизнеса»
Задание 1. Составить краткий конспект «Предпринимательство в сфере образования.
Задание 2. Составить схему «Признаки предпринимательской деятельности»
Задание 3. Составить схему основных направлений малого бизнеса в сфере образования
Материал к занятию:
Переход экономики страны на рыночные условия хозяйствования привел к появлению предпринимательства в системе образования.
Предпринимательство в системе образования – это инновационная, креативная, инициативная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях. Основой предпринимательской деятельности в образовании является согласование экономических интересов всех участников и обеспечение движения услуг от производителя к потребителю.
Предпринимательство, определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, имеет ряд общих признаков, которые отражены в п.1 ст.2 части первой Гражданского кодекса РФ. Основные признаки предпринимательской деятельности представлены на схеме.
Рисунок 1 - Необходимые признаки предпринимательской деятельности
Главным признаком среди них является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не противоречащих законодательству. В области производства образовательных программ и услуг этот признак несет определенную долю условности, так как полная самостоятельность образовательного учреждения при отсутствии контролирующих органов может в перспективе породить фрагментарность и бессистемность полученных знаний. Поэтому свобода предпринимательства в сфере образования должна сопровождаться аккредитацией и лицензированием, а также проведением независимых экспертиз.
Необходимо отметить, что предпринимательство в образовании связано не только с деятельностью самих образовательных учреждений, но и иных организаций, которые оказывают консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования. И поэтому они необходимы развивающемуся рынку образовательных услуг.
В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность в системе образования проявляется во всех направлениях данной деятельности: от оказания собственно образовательных услуг до обеспечения эффективного функционирования отрасли в целом.
Закон РФ «Об образовании» в ст.47 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения» определяет права на осуществление такой деятельности, предусмотренной его уставом.
Следует отметить, что учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом этого учреждения, до решения суда по этому вопросу.
Согласно закону РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
- торговля покупными товарами, оборудованием;
-оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
-приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных
-с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Таким образом, образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства. Эти средства поступают образовательному учреждению за счет оказания платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
В обобщенном виде некоторые направления деятельности образовательного учреждения можно представить на следующей схеме (рис.2).
Рисунок 2. - Предпринимательская деятельность учреждения среднего профессионального образования
В соответствии с законодательством государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. К ним можно отнести:
-обучение по дополнительным образовательным программам;
- обучение по действующим учебным планам лиц, зачисленных сверх контрольных цифр приема на договорной основе;
-обучение на подготовительных курсах;
-преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
-занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;
-занятия в спортивных секциях сверх учебной программы в помещениях образовательного учреждения;
-профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников других организаций и обучающихся в других образовательных учреждениях;
-платные целевые тематические курсы и семинары;
-консультирование по определенным проблемам.
Критерии оценки:
«5» работа выполнена в точном соответствии с заданиями, содержание материала подтверждено примерами. Записи лаконичные, хорошо структурированы. Работа выполнена в течение учебного занятия.
«4» - работа выполнена с небольшими отклонениями от задания. Записи лаконичные, работа выполнена в течение учебного занятия.
«3» -не все задания выполнены, записи не отличаются логикой, работа полностью в течение учебного занятия не выполнена.
Литература:
1. https://studopedia.su/13_50821_ponyatie-predprinimatelstva-v-obrazovanii.html
2. Консультант-плюс
3. Е.Ф. Чеберко «Основы предпринимательской деятельности», Издательство Юрайт