СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №33

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №33»

Практическое занятие №33 (1И)

Тема: Yandex DataLens: Потоки данных

Цель работы: формирование теоретических и практических навыков работы с Yandex DataLens

Оборудование: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к сети Интернет

Время работы 2 часа

Ход работы

Создайте воркбук
  1. Перейдите на главную страницу DataLens.

  2. На панели слева выберите  Коллекции и воркбуки.

  3. В правом верхнем углу нажмите Создать → Создать воркбук.

  4. Введите название воркбука — Организации: спрос и предложение.

  5. Нажмите кнопку Создать.

Импортируйте геослои из Marketplace
  1. Перейдите в Marketplace DataLens.

  2. Выберите категорию Геослои, затем товар Организации: спрос и предложение.

  3. Нажмите Развернуть в открывшейся карточке товара.

  4. Выберите воркбук Организации: спрос и предложение.

  5. Нажмите кнопку Развернуть.

Изучите дашборд
  1. Откройте дашборд Организации: спрос и предложение.

  2. Изучите дашборд:

    • В верхней части находятся фильтры по городу, рубрике и типу полигона.

    • В таблицах можно посмотреть информацию о спросе и предложении:

      • Спрос — число поисковых запросов пользователей геосервисов Яндекса к выбранной категории организаций или услуг. Категория (рубрика) определяется из запроса. Учитываются локальные запросы с мобильных устройств с радиусом поиска менее 3 км.

      • Предложение — число существующих организаций выбранной категории. Используются данные организаций из Яндекс Справочника.

      • Спрос на предложение — показывает, насколько предложение покрывает спрос в полигоне относительно всего города.

    • На карте отображается распределение спроса и предложения по городу.

  3. Выберите рубрику Пиццерия и ознакомьтесь на карте с показателями Спрос, Предложение и Спрос на предложение на город.

Создайте подключение
  1. Перейдите в воркбук Организации: спрос и предложение — нажмите его название в пути до дашборда.

  1. В правом верхнем углу нажмите Создать →  Подключение.

  2. В разделе Базы данных выберите подключение ClickHouse®.

    1. В открывшемся окне выберите тип подключения Указать вручную и укажите параметры подключения:

      • Имя хоста — rc1a-g1gicp3imcc0pnsg.mdb.yandexcloud.net,rc1b-vbbl6tob599tr3oi.mdb.yandexcloud.net,rc1d-qf1ven1igeihhbep.mdb.yandexcloud.net (указать через запятую).

      • Порт HTTP-интерфейса — 8443 (по умолчанию).

      • Имя пользователя — datalens-marathon-2020-11-ro

      • Пароль — /4b+xBF6aSCgN9wKTevYGuDjxC9IO4Fa

    2. Нажмите кнопку Проверить подключение и убедитесь, что появился зеленый значок.

    3. Нажмите кнопку Создать подключение.

    4. Введите название подключения — DODO Con.

    5. Нажмите кнопку Создать.

Дождитесь сохранения подключения.

Создайте датасет

Создайте датасет на базе подключения DODO Con:

  1. На странице подключения в правом верхнем углу нажмите кнопку Создать датасет.

  2. Перенесите на рабочую область таблицу marathon-2020-11.DODO_opendata.

  1. Перейдите на вкладку Поля.

  2. Переименуйте поле Name в Pizzerias. Чтобы изменить название поля, нажмите на его имя, удалите текущее имя и введите новое.

  3. Для поля Coordinates в столбце Тип выберите Геоточка.

  4. Для поля Revenue укажите тип агрегации Сумма. Поля с определенными функциями агрегации становятся показателями и меняют свой цвет на синий.

  1. Создайте показатель с количеством пиццерий:

    1. Продублируйте поле Pizzerias — в правой части строки с полем нажмите  и выберите Дублировать.

    2. Переименуйте дубликат поля Pizzerias (1) в The number of pizzerias.

    3. Измените тип агрегации на Количество уникальных.

  1. Создайте вычисляемое поле для ранжирования пиццерий по выручке:

    1. В правом верхнем углу нажмите кнопку Добавить поле.

    2. Слева вверху укажите название поля — Rank по выручке.

    3. В поле для формулы введите: RANK([Revenue]).

    4. Нажмите кнопку Создать.

  1. Сохраните датасет:

    1. В правом верхнем углу нажмите кнопку Сохранить.

    2. Введите название датасета — DODO и нажмите кнопку Создать.

Проанализируйте динамику открытия пиццерий

Для визуализации динамики открытия пиццерий по месяцам создайте столбчатую диаграмму:

  1. На странице датасета в правом верхнем углу нажмите кнопку Создать чарт.

  2. Добавьте в чарт дату открытия. Для этого из раздела Измерения перетащите поле OpenDate в секцию X.

  3. Добавьте в чарт показатель — число пиццерий. Для этого из раздела Показатели перетащите поле The number of pizzerias в секцию Y.

Диаграмма покажет, сколько открылось новых пиццерий по дням.

  1. Отобразите чарт по месяцам:

    1. Нажмите на иконку с календарем у поля OpenDate в секции X.

    2. В поле Группировка выберите Округление ⟶ Месяц, затем нажмите Применить.

  1. Сохраните чарт:

    1. В правом верхнем углу нажмите кнопку Сохранить.

    2. В открывшемся окне введите название чарта Динамика открытий и нажмите кнопку Сохранить.

Исследуйте выручку пиццерий

Чтобы отобразить рейтинг топ-10 пиццерий по выручке, создайте линейчатую диаграмму:

  1. Создайте копию чарта, созданного на предыдущем шаге:

    1. В правом верхнем углу нажмите значок  → Сохранить как копию.

    1. В открывшемся окне введите название нового чарта Топ-10 пиццерий и нажмите кнопку Сохранить.

  1. Выберите тип визуализации Линейчатая диаграмма.

  1. Замените месяцы на названия пиццерий на оси Y. Для этого из раздела Измерения перетащите поле Pizzerias в секцию Y и наведите его над полем OpenDate, пока то не станет красным.

  2. Замените количество пиццерий на сумму выручки на оси X. Для этого из раздела Показатели перетащите поле Revenue в секцию X и наведите его над полем The number of pizzerias, пока то не станет красным.

  3. Отсортируйте диаграмму по убыванию выручки. Для этого из раздела Показатели перетащите поле Revenue в секцию Сортировка. На диаграмме отобразилась сумма выручки по пиццериям.

  4. Добавьте фильтрацию для топ-10 пиццерий по выручке:

    1. Из раздела Показатели перетащите поле Rank по выручке в секцию Фильтры.

    2. Из списка Операция выберите Меньше или равно.

    3. В поле Значение укажите число 10.

    1. Нажмите кнопку Применить фильтр.

На диаграмме отобразится рейтинг топ-10 пиццерий по России.

  1. В правом верхнем углу нажмите кнопку Сохранить.

Посчитайте сумму выручки и количество пиццерий

Чтобы отобразить сумму выручки, создайте индикатор:

  1. Создайте копию чарта, созданного на предыдущем шаге:

    1. В правом верхнем углу нажмите значок  → Сохранить как копию.

    2. В открывшемся окне введите название нового чарта Выручка и нажмите кнопку Сохранить.

  2. Выберите тип визуализации Индикатор.

  1. Уберите фильтрацию топ-10 пиццерий по выручке — в секции Фильтры напротив поля Rank по выручке нажмите значок  (значок появляется при наведении указателя на поле).

  2. Из раздела Показатели перетащите поле Revenue в секцию Показатель.

  3. Уберите отображение заголовка в настройках чарта:

    1. Справа от типа визуализации нажмите значок .

    2. Выберите для заголовка значение Скрыть.

    3. Нажмите кнопку Применить.

  1. В правом верхнем углу нажмите кнопку Сохранить.

Чтобы отобразить количество пиццерий, создайте еще один индикатор:

  1. Создайте копию чарта, созданного на предыдущем шаге:

    1. В правом верхнем углу нажмите значок  → Сохранить как копию.

    2. В открывшемся окне введите название нового чарта Количество пиццерий и нажмите кнопку Сохранить.



  1. Замените выручку на количество пиццерий. Для этого из раздела Показатели перетащите поле The number of pizzerias в секцию Показатель и наведите его над полем Revenue, пока то не станет красным.

  2. В правом верхнем углу нажмите кнопку Сохранить.

Исследуйте плотность заказов на карте

Для визуализации плотности заказов на карте России создайте карту.

  1. Создайте копию чарта, созданного на предыдущем шаге:

    1. В правом верхнем углу нажмите значок  → Сохранить как копию.

    2. В открывшемся окне введите название нового чарта Пиццерии на карте и нажмите кнопку Сохранить.

  2. Выберите тип визуализации Карта.

  1. Добавьте на карту координаты пиццерий. Для этого из раздела Измерения перетащите поле Coordinates в секцию Точки (Геоточки).

  2. Измените размер точек относительно показателя выручки. Для этого из раздела Показатели перетащите поле Revenue в секцию Размер.

  3. Измените цвет точек относительно показателя выручки. Для этого из раздела Показатели перетащите поле Revenue в секцию Цвета.

  4. Добавьте в секцию Тултипы поля:

    • Pizzerias;

    • Address;

    • OpenDate;

    • Revenue.

  1. Измените настройки секции Цвета:

    1. В секции Цвета нажмите значок  (значок появляется при наведении указателя на секцию).

    2. Выберите тип градиента Двухцветный и цвет Желтый (оттенки).

    3. Нажмите кнопку Применить.

  1. В правом верхнем углу нажмите кнопку Сохранить.

Создайте дашборд
  1. Перейдите в воркбук Организации: спрос и предложение — нажмите его название в пути до дашборда.

  2. В правом верхнем углу нажмите Создать →  Дашборд.

  3. На панели в нижней части страницы выберите виджет Чарт.

  1. В открывшемся окне нажмите кнопку Выбрать.

  2. Выберите чарт Динамика открытий. После этого автоматически заполнится поле Название.

  3. Нажмите кнопку Добавить.

  1. Повторите шаги 3-6, чтобы добавить чарты:

    • Топ-10 пиццерий;

    • Выручка;

    • Количество пиццерий;

    • Пиццерии на карте.

  2. Установите размеры чартов с помощью мыши и расположите их на дашборде в удобном для вас порядке.

Добавьте селектор, чтобы фильтровать чарты по городу:

  1. На панели в нижней части страницы выберите виджет Селектор.

  1. Добавьте селектор с календарем по датам заказа:

    1. Выберите датасет DODO.

    2. Выберите поле City.

    3. Укажите заголовок: Город.

    4. Нажмите кнопку Сохранить.

  1. Перетащите селектор вверх дашборда.

  2. Сохраните дашборд:

    1. В правом верхнем углу дашборда нажмите кнопку Сохранить.

    2. Введите название дашборда DODO Dashboard и нажмите кнопку Создать.

Дашборд готов.

Выберите в селекторе город Москва. Если фокус карты остался на прежней локации, обновите страницу браузера. DataLens фиксирует масштаб и местоположение карты, если вы изменяли их в рамках текущей сессии.

Добавьте геослои на дашборд
  1. Убедитесь, что на дашборде в фильтре города выбрана только Москва. В правом верхнем углу карты нажмите значок  →  Редактировать.

  1. Нажмите на название датасета DODO.

  2. Нажмите кнопку  Добавить датасет.

  3. Выберите датасет Организации, импортированный из Marketplace.

  1. После выбора датасета появится окно настройки связей. По умолчанию связь устанавливается по полям с одинаковыми названиями.

    1. Нажмите кнопку Добавить связь.

    2. Установите связь между полями датасетов City (DODO) и Город (Организации) и нажмите Сохранить.

  1. Закройте окно Cвязи, нажав кнопку Сохранить.

  2. Переименуйте слой Слой 1:

    1. Нажмите на слой и справа от названия нажмите значок  (значок появляется при наведении указателя на слой).

    1. В открывшемся окне Настройки слоя укажите название ДОДО и нажмите кнопку Применить.

  1. Добавьте еще один слой:

    1. Нажмите кнопку  справа от слоя.

    2. Переименуйте слой в Спрос на предложение.

    3. Измените тип геослоя Точки (Геоточки) на Полигоны (Геополигоны).

  1. Убедитесь, что текущий датасет – Организации, а не DODO. Если текущий датасет DODO, то нажмите в левом верхнем углу на название датасета и выберите Организации.

  1. Перетащите измерение Полигон в секцию Полигоны.

  2. Добавьте измерение Полигон.Тип в секцию Фильтры и выберите значение hash7. Нажмите кнопку Применить фильтр.

  3. Добавьте измерение Рубрика в секцию Фильтры слоя и выберите значение Пиццерия. Нажмите кнопку Применить фильтр.

  4. Добавьте показатель Спрос на предложение на город в секцию Цвета.

  5. В настройках цвета выберите трехцветный градиент Синий-Серый-Красный и нажмите Применить.

  1. Измените уровень прозрачности до 60.

  1. Добавьте в секцию Тултипы поля:

    • Спрос;

    • Предложение;

    • Спрос на предложение на город;

    • Топ запросов;

    • Топ компаний.

  1. Сохраните чарт — в правом верхнем углу нажмите кнопку Сохранить.

  2. Вернитесь на дашборд, открытый на предыдущей вкладке браузера, и обновите страницу.

  3. Выберите в селекторе Санкт-Петербург. После этого дашборд, включая карту и внешний геослой, отфильтруется полностью по этому селектору.

Если при изменении города в фильтре фокус карты остался на прежней локации, обновите страницу браузера. DataLens фиксирует масштаб и местоположение карты, если вы изменяли их в рамках текущей сессии.

Контрольные вопросы:

    1. Как добавить геослои?