СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №5 Изучение спроса на дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №5 Изучение спроса на дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области»

Практическое занятие №4

Тема 2.3: Изучение спроса на дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области

Цель: изучить спрос на дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области. Рассмотреть особенности образовательных услуг, их спроса и предложения в Челябинской области.

Оборудование: тетради, информационный текст, сеть «интернет».

Актуализация теоретических знаний по теме: «Дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области»

Задание 1. Рассмотреть особенностей образовательных услуг, их спроса и предложения.

Задание 2. На сайте: AVITO, HHR, выявить предложения и спрос на дополнительные образовательные услуги в г. Троицке, Троицком районе, г. Челябинске.

Задание 3. Составить перечень самых востребуемых услуг в сфере образования

Материал к занятию:

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей образовательных услуг, их спроса и предложения, в частности в Челябинской области. Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Качество образования может служить тем важным показателем, который «взвешивает» эффективность предпринимаемых усилий в сфере образования, правильность выбранных решений, объектов и алгоритмов управления образованием. Система образования требует эффективного управления качеством образования. Важное привлечение для рыночной экономики состоит в том, что в сферу образования пришел потребитель в хорошем и полезном значении этого рыночного термина. Потребитель стал более требовательным. Забыл, каким был в эпоху командно-административной системы, когда, опуская голову перед диктатом производителя, мирился со слабым учебникам и, не пишущими ручками, неработающим компьютерам, устарелыми методиками преподавания. Экономика во всех сферах ее деятельности, включая образование, стала настраиваться на потребителя, обеспечивать ему « богатство выбора» новые виды и формы обучения тому пример. Потребитель « сделал» образованием особым « товаром», наделив его важными признаками, полезными для жизни, успеха, процветания, которые наполняет содержание качества образования. Очень важно, что сделан большой шаг вперед: люди стали задумываться, зачем им нужно образование, какова его полезность. Стал одерживать верх прагматичный подход, что на самом деле идет только на пользу образованию. Потребители в лице учеников и их родителей, а на более высоких ступенях образования - специальные организации и фирмы, заинтересованные в квалифицированных работниках, стали тщательнее выбирать виды, формы, продолжительность образования. При этом, хотя критерии полезности образования сами для себя устанавливают индивидуальные потребители, планка среднего уровня качества образования все равно будет подниматься, так как уже работает конкуренция в сфере образования, подталкивающая вверх, отсеивается некачественный продукт образования.

1. Понятие об образовательной услуге.

Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» краткообозначим сущности понятий «услуга» и «образование».Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» .Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус,услышать или понюхать до момента приобретения

Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

Под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства»

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей.

Рассмотрим, каким образом особенности услуг как таковых проявляются в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: образовательные стандарты учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы.

Спрос на образовательные услуги

Спрос на образовательные услуги формируется со стороны их потребителей – конкретных индивидов, учреждений, организаций и различных хозяйствующих субъектов. Например, корпоративные программы обучения для многих современных компаний становятся неотъемлемым элементом их эффективной деятельности.

Как правило, в условиях равновесного конкурентного рынка на продукцию, в том числе на образовательные услуги, чем выше цена, тем ниже спрос. Теоретически при прочих равных условиях потребитель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения услуг с высокой ценой, если ему будет предложен выбор альтернативных услуг такого же качества, но по более низкой цене. Часто российский потребитель не особенно задумывается о качестве услуг. Но на практике мы не всегда имеем равновесный конкурентный рынок, а особенности образовательных услуг таковы, что огромное значение имеет составляющая "имиджа в области качества", которым обладает образовательное учреждение. И нередко снижение образовательным учреждением цены на образовательную услугу потребителями воспринимается как свидетельство о невысоком её качестве и приводит к снижению спроса. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о реализации престижных образовательных услуг. Потребители престижных образовательных услуг считают, что высокая цена обусловлена улучшением качества услуг.

Основным инструментом исследования и установления цены на образовательные услуги является анализ зависимостей (кривых) спроса и предложения. Кривая спроса определяется зависимостью спроса на определенный вид образовательной услуги от цены её реализации. Соответственно кривая предложения показывает зависимость цены на услугу от количества аналогичных предложений подобной услуги на рынке. В точке пересечения этих кривых наступает равновесие, т.е. спрос равен предложению, и цена, соответствующая этой равновесной точке, является равновесной, т.е. она удовлетворяет и образовательное учреждение, и большинство граждан. Равновесная цена может успешно использоваться для формирования планов стратегического развития и совершенствования образовательного процесса, планирования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Наряду со спросом на рынке образования действует предложение, которое представляет собой совокупность образовательных услуг. Предложение на рынке образования материализуется в количество учебных мест, предлагаемых учебными заведениями.

Субъектами предложения на рынке выступают учебные заведения различных форм собственности. Предложение на рынке образования в условиях совершенной конкуренции находится в прямой зависимости от стоимости образовательной услуги и ожидаемых доходов, которые получит учащийся после окончания учебы.

На предложение так же, как и на спрос, воздействует ряд неценовых факторов:

• макроэкономические регуляторы (налоги, тарифы, процентные ставки, квоты на выпуск специалистов и т.д.);

• объем инвестиций в сферу образования (с увеличением инвестиций предложение образовательных услуг возрастает);

• технологические инновации;

• конкуренция на рынке образования;

• качество и уровень предоставляемых услуг.

Отличительной чертой рынка образования является объективная необходимость соответствия качества образовательных услуг и уровня образования их потребителя. Знания, умения и навыки, которыми обладает претендент, должны отвечать требованиям того учебного заведения, в которое он поступает. Конкуренция между учащимися в борьбе за учебное место, как и конкуренция между учебными заведениями в борьбе за учащегося, является условием нормального функционирования рынка и подготовки высококлассных кадров.

Структура рынка образования:

Первый сектор рынка — дошкольное образование (дошкольные образовательные учреждения различных видов собственности в том числе и гувернерство).

Второй сектор рынка — самый многочисленный по занятости - базовое образование (средние образовательные учреждения различных форм и видов).

Третий сектор рынка — трехуровневое профессиональное образование.

Критерии оценки:

«5» работа выполнена в точном соответствии с заданиями, содержание материала подтверждено примерами. Записи лаконичные, хорошо структурированы. Работа выполнена в течение учебного занятия.

«4» - работа выполнена с небольшими отклонениями от задания. Записи лаконичные, работа выполнена в течение учебного занятия.

«3» -не все задания выполнены, записи не отличаются логикой, работа полностью в течение учебного занятия не выполнена.

Литература:

1. Е.Ф. Чеберко «Основы предпринимательской деятельности», Издательство Юрайт,2018 год.

2. Предпринимательство[Текст] :Учебник / под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2018. -608 с.

3. Авито (сайт), hhr (сайт)