Группа С-11, 2025 года
Занятие по рабочей программе №04
Дисциплина: ОП.03 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Раздел 2. Использование в профессиональной деятельности специального программного обеспечения.
Тема: Практическое занятие №7 «MS EXCEL. Создание таблиц».
Цель занятия:
Дидактическая:
сформулировать представление студентов об использовании в профессиональной деятельности специального программного обеспечения;
ознакомление с понятием интерфейс программного продукта;
раскрыть структуру MS Excel;
выяснить принципы и методы работы с таблицами;
систематизировать и обобщить знания о работе с таблицами;
систематизировать и обобщить знания о работе с встроенными возможностями приложения;
углубить и закрепить знания по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Воспитательная:
развивать коммуникативные способности;
развивать аналитические способности;
развивать творческий подход к процессу обучения.
воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;
стимулировать студентов к изучению дисциплины;
побуждать к формированию активной жизненной позиции;
прививать уважение и любовь к будущей профессии.
Вид занятия: практическая работа.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения занятия: репродуктивная и эвристическая беседа.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие ОГСЭ.04 Физическая культура, МДК.04.01 Основы управления работами спец. подразделения швейного производства.
Обеспечиваемые ОП.01 Инженерная графика, ОП.08 Общая технология отрасли, ОП.11 Экономика, организация и планирование производства, ОП.16 Маркетинг в отрасли.
Методическое обеспечение: опорный конспект.
Литература:
Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник. – Изд. - е 2 - е, доп. и перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 381. – (СПО), стр. 134 – 155, стр. 158-160
Портал электронного обучения - http://www.e-learning.by/
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ознакомление с темой, целью и планом занятия.
Тема: П3 №7 «MS EXCEL. Создание таблиц».
Цель работы: Получить практические навыки работы с табличным процессором Microsoft Excel.
Освоить простейшие приёмы редактирования документа Excel: создание таблиц, ввод текста, выполнять сортировку, фильтрацию данных.
ПЛАН
Ввод и редактирование данных в ячейке таблицы
Изменение ширины столбца и высоты строки
Основные манипуляции с таблицами
Отображение строк таблицы с использованием фильтра
Практическое занятие, изучение нового материала.
ЛИТЕРАТУРА: [3], стр. 127 – 133
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ
1. Открыть документ в программе Excel.
2. Сохранить документ в Моих документах, в папке с названием своей группы под именем Прайс-лист. Фамилия студента.
3. Переименовать названия листов:
1 – й лист Сортировка;
2 – й лист Фильтрация;
3 – й лист Заказ.
4. Добавить 4 – й лист в свой документ и назвать его Прайс – лист.
5. Переместить Прайс-лист на место первого листа.
6. Набрать текст прайс-листа как показано на рис. 1.
7. Копировать таблицу на лист «Сортировка».
8. Выполнить сортировку данных по столбцу «Наименование» (сортировка по возрастанию), затем по столбцу «Цена» (сортировка по убыванию).
9. Копировать таблицу на лист «Фильтрация».
10. Выполнить отбор («Фильтрацию») данных определенного ценового диапазона.
11. Заполнить лист заказа для покупателя. Для этого скопировать некоторые строки (условно заказанный покупателем заказ) в строки листа «Заказ». Используя символ «Автосумма» () посчитать сумму заказа.
Таблица 1
Задание к практической работе
Вариант | Число спецификаций товара | Категория, к которой относится продаваемый товар |
1 | 10 - 12 | Стройматериалы |
2 | 10 - 12 | Оргтехника |
3 | 10 - 12 | Канцелярские принадлежности |
4 | 10 – 12 | Продукты питания |
5 | 10 – 12 | Мобильные телефоны |
6 | 10 – 12 | Ткани и фурнитура |
Рис. 1. Пример Прй-листа
Рис. 1.1. Пример оформления прайс – листа.
Таблица 2
Ход работы:
№ | Содержание задания | Дополнительные пояснения к выполнению задания |
1. | Открыть документ в программе Excel. | Пуск – Все программы - Microsoft Office - Microsoft Office Excel |
2. | Сохранить документ в Моих документах, в папке с названием своей группы под именем Прайс – лист. Фамилия студента. | Файл – Сохранить как… В открывшемся диалоговом окне задать папку для сохранения в папке «Мои документы» и имя файла. |
3. | Переименовать названия листов. | Дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по названию листа (название будет выделено). Ввести другое название |
4. | Добавить 4 – й лист в свой документ и назвать его Прайс – лист. | Меню «Вставка» - лист. Или щелкнуть правой кнопкой мыши по названию одного из листов и из контекстного меню выбрать строку «Добавить». |
5. | Переместить Прайс – лист на место первого листа. | Щелкнуть левой кнопкой мыши по названию листа и перетащить его (зажав кнопку) на место другого листа. |
6. | Набрать текст прайс – листа как показано на рис. 1. | Набираем текст в активную ячейку (выделена жирным прямоугольником). Чтобы набранный текст имел желаемый вид следует воспользоваться меню «Формат» - Ячейки… В открывшемся диалоговом окне выбираем вкладку «Выравнивание», с помощью которой задаем для каждой ячейки (строки, столбца, группы ячеек) выравнивание и отображение. На вкладке «Граница» задаем вид и цвет границы выделенной области. На вкладке «Вид» задаем цвет заливки выделенной области. |
7. | Копировать таблицу на лист «Сортировка». | Щелкнуть по пустому прямоугольнику на пересечении названий строк и столбцов. В меню «Правка» выбрать строку Копировать, открыть лист «Сортировка» и выполнить действие Вставка |
8. | Выполнить сортировку данных по столбцу «Наименование» (сортировка по возрастанию), затем по столбцу «Цена» (сортировка по убыванию). | Выделить ячейки А3 – Е16 (см. пример на рис. 1.1.). В меню «Данные» выбрать Сортировка… В открывшемся диалоговом окне задать Сортировать по Наименование, сортировать по возрастанию; Затем по Цена, сортировать по убыванию |
9. | Копировать таблицу на лист «Фильтрация». | Выполнение аналогично п. 7. |
10. | Выполнить отбор («Фильтрацию») данных определенного ценового диапазона. | Выделить ячейки D3 – D16 (столбец от ячейки «Цена» до последней ячейки с записанной ценой). В меню «Данные» выбрать Фильтр – Автофильтр. В ячейке «Цена» появится треугольник, щелкнув по которому откроем диалоговое окно. Выбираем строку (Условие…) и задаем диапазон значений цены, в пределах которого будет выбран товар. |
11 | Заполнить лист заказа для покупателя. | Выделяем строки, зажав клавишу Ctrl и щелкнув левой кнопкой мыши по нужным строкам.Копируем выделенные строки, а затем вставляем в строки листа «Заказ». Что получилось? Как можно сделать таблицу заказа более красивой? Выделить столбец «Цена» в таблице заказа. Используя символ «Автосумма» () на панели инструментов посчитать сумму заказа. |
Контрольные вопросы.
1. В какую ячейку таблицы можно вводить данные?
2. Какими способами можно вводить данные в ячейку?
3. Как можно выделить смежные ячейки?
4. Как можно выделить несмежные ячейки?
5. Как можно выделить смежные столбцы, строки?
6. Как можно выделить несмежные столбцы, строки?
7. Как будут вводиться данные в ячейку фиксированной ширины без переноса по словам, если размер данных превышает ширину ячейки?
8. Какие возможны варианты действий, предпринимаемых, чтобы поместить данные в ячейку?
9. Как можно изменить тип и размер шрифта в ячейке?
10. Как можно изменить ширину столбца, высоту строки?
11. Как можно выполнить в ячейке перенос по словам?
12. Как можно объединить ячейки?
13. Что следует предпринять, чтобы в таблице листа «Сортировка» данные сортировались по убыванию алфавита?
14. Как следует сортировать данные, чтобы они располагались по возрастанию цены (вверху таблицы самый дешевый товар, внизу – самый дорогой).
15. Как можно фильтровать данные так, чтобы осталась одна строка с заданным кодом? Две строки?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполнить Задания. (В соответствии с вариантом, вариант 1 - №1 по списку в учебном журнале, №6 – вариант 6, №7 – вариант 1, №8 - вариант 2 и т.д.)
2. Ответить письменно на контрольные вопросы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Гохберг, Г.С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. Образования / Гохберг, Г.С, Зафиевский, А.В., Короткин, А.А. - 5 -е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М. : Академия, 2008. - 8 – е изд. - 256 с.- (Среднее профессиональное образование).
Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381. – (СПО).
Интернет - источники:
Электронный учебник по информатике и информационным технологиям - http://www.ctc.msiu.ru/
Тесты по информатике - http://www.ege.ru/
Каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия - www.edu/ru/modules.php
Дидактические материалы по информатике - http://comp-science.narod.ru/
Портал электронного обучения - http://www.e-learning.by/
Электронный учебник «Работа с MS Excel» - http://avanta.vvsu.ru/met_supply/381/Index.htm
Практикум по MS Excel - http://informatika.delayu.ru/Zadanija/Exceldannye
Преподаватель: Владимир Александрович Волков