СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие  №7. Здоровье и факторы, его определяющие.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина:  СГ.03 «Безопасность жизнедеятельности»

Раздел 3. Основы медицинских знаний

Цель: На этом занятии по плану преподавателя может быть отработано одно какое-то мероприятие с учетом уровня подготовки учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие  №7. Здоровье и факторы, его определяющие.»

Группа С-11, 2025 года


Занятие по рабочей программе №08

Дисциплина: СГ.03 «Безопасность жизнедеятельности»

Раздел 3. Основы медицинских знаний

Тема: Практическое занятие №7. Здоровье и факторы, его определяющие.

  1. Цель занятия:
                  1. Дидактическая:

  • сформулировать представление студентов о здоровье и факторах, его определяющих;

  • раскрыть понятия «здоровье» и его составляющие;

  • выяснить Методы качественной и количественной оценки здоровья;

  • классификация и этапы формирования здоровья;

  • систематизировать и обобщить знания о Понятии нормы здоровья;

  • углубить и закрепить знания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Воспитательная:

  • развивать коммуникативные способности;

  • развивать аналитические способности;

  • развивать творческий подход к процессу обучения.

  • воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;

  • стимулировать студентов к изучению дисциплины;

  • побуждать к формированию активной жизненной позиции;

  • прививать уважение и любовь к будущей профессии.

Вид занятия: практическое занятие.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения занятия: репродуктивная и эвристическая беседа.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие СГ.01 История России, СГ.04 Физическая культура, ОП.04 Бережливое производство.

Обеспечиваемые ОП.11 Экономика, организация и планирование производства, ОП.12 Охрана труда, ПП.03 Производственная практика.

Методическое обеспечение: опорный конспект.

Литература:

  1. Байер, К., Шейберг, Л. Здоровый образ жизни (Перевод английского) – М. : Изд-во «Мир» , 1997

  2. Студеникин, М.Э. Книга о здоровье детей. – М. : Просвещение, 1990

  3. Чумаков Б.Н. Валеология (Избранные лекции). – Российское педагогическое агентство, 1997

  4. Лисицин, Ю.П. Книга о здоровье. - М. : Медицина, 1988

  5. Соковня-Семёнова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М. : Изд-во Центр «Академия», 1997



ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Ознакомление с темой, целью и планом занятия.

Тема: ПЗ №7. Здоровье и факторы, его определяющие.

Цель: На этом занятии по плану преподавателя может быть отработано одно какое-то мероприятие с учетом уровня подготовки учащихся.

ПЛАН

1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие.

2. Факторы, влияющие на здоровье.

3. Методы качественной и количественной оценки здоровья.

4. Понятие нормы здоровья.


  1. Изложение и изучение нового материала, практическое занятие.


1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие

Большинство людей понимают здоровье как отсутствие болезней. Однако такой традиционный взгляд на здоровье довольно примитивен и не отражает многих других составляющих здоровья. Дать всеобъемлющее определение этому понятию очень сложно, а может и невозможно, поэтому в литературе существует великое множество этих определений. Так в Большой медицинской энциклопедии (БМЭ) утверждается: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Есть и такое определение: «Здоровье - свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды в процессе жизнедеятельности» (Е.И.Воробьев,1986).

Но наиболее широкое распространение получило определение здоровья данное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) еще в 1946 году: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Под уровнем здоровья понимают количественную характеристику функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Индивидуальное – это здоровье отдельно взятого человека. Общественное здоровье характеризуется комплексом демографических показателей – рождаемость, смертность, уровень физического развития, заболеваемость, средняя продолжительность жизни и др.

Индивидуальное здоровье слагается из соматического, физического, душевного (психического) и нравственного (социального).

Соматическое здоровье определяется функционированием органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной, выделительной, репродуктивной и т.д.

Физическое здоровье относится непосредственно к телу и отражает способность человека к физическим нагрузкам.

Соматическое здоровье очень тесно взаимосвязано с физическим. Чем больше физически тренирован организм, тем больший запас прочности имеют его органы и системы. Сердце тренированного человека за одно сокращение выбрасывает почти в два раза больше крови, чем нетренированного, а значит и отдыхает оно больше, так как при этом замедляется частота сердечных сокращений. Таким образом, запас его прочности увеличивается.

Душевное (психическое) здоровье человека определить труднее. Незначительные отклонения в психическом здоровье может заметить только врач. В определении душевного здоровья используют следующие характеристики: ориентация в пространстве и времени; память и внимание; контроль своего поведения, мыслей и чувств; частота и интенсивность положительных эмоций; чувства беспокойства, нервозности, депрессии и др.

Понятие социального (нравственного) здоровья человека характеризуется частотой общения с друзьями, близкими людьми, соблюдением морально-этических норм и законов общества.

Важно также различать понятия «объективное» здоровье и «субъективное». Нередко человек чувствует себя здоровым, его ничто не беспокоит, но при объективном медицинском обследовании у него в организме находят какие-то изменения. Возможно и обратное: при плохом самочувствии никакие объективные нарушения не выявляются. Значит, в организме произошли только функциональные сдвиги. В этом случае вовремя и грамотно принятые меры физического оздоровления гарантируют успех.

При оценке резервов организма выделяют понятия «статического» и «динамического» здоровья. «Статическое здоровье» – это состояние организма в период относительного мышечного покоя без пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. «Динамическое здоровье» определяется функциональным состоянием организма до и после дозированных физических, пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. По динамическому здоровью можно судить о резервах органов и функциональных систем организма.


2. Факторы, влияющие на здоровье

Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего, действует, так называемый, генетический фактор (15%). Это внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Он составляет как бы «капитал здоровья», который в дальнейшем можно или преумножить, или растратить. Правда, дети не всегда рождаются здоровыми. Известно более 2000 наследственных болезней и генетически обусловленных синдромов. Общая частота генных болезней в популяции (совокупность особей одного биологического вида) составляет 1-2% (Н.П. Бочков, 1978). Чем ближе кровное родство родителей, тем больше вероятности рождения у них ребенка с наследственным заболеванием. Чтобы избежать этого, надо знать свое генеалогическое дерево. В сомнительных случаях пользоваться услугами генетической консультации.





15 %



Окружающая среда


20%


55%

20%












Рис.1.Основные факторы, влияющие на здоровье (по Ю.П. Лисицину).


Е

10%

щё более обширную группу составляют болезни с наследственной предрасположенностью, которые определяются сочетанием наследственных и внешних факторов. Так, например, человек получил наследственную предрасположенность к гипертонической болезни, одним из признаков которой является повышение артериального давления. Однако он может избежать этого заболевания, если круто изменит образ жизни, который исповедовали его родители, т. е. устранит действие внешних неблагоприятных факторов.

Большое влияние на здоровье человека оказывает среда обитания (20-25%). Она делится на физическую (воздух, вода, почва, предприятия, транспорт и т.д.), психологическую (характер семейных, трудовых и др. отношений) и социальную (типы социальных отношений в обществе, социальные катаклизмы, безработица, войны, разгул насилия и пр.).

Влияет на здоровье человека климатическая зона, где он проживает, микроклимат помещений, где он живет и работает, а также гигиеническое состояние помещений, улиц, дворов и личная гигиена.

Чем сильнее загрязнена окружающая среда, тем больше угроза здоровью. Особенно пагубно сказывается это на растущем организме ребенка, т. к. при этом извращается нормальное течение биохимических процессов в организме.

Влияние психологической и социальной среды на здоровье («психологическое загрязнение») – не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие, так называемых, стрессовых ситуаций. А они начинают нас преследовать с самого раннего возраста. Особенно важен благоприятный психологический климат в семье и школе для здоровья детей. Эмоциональные перегрузки в сочетании с «информационным взрывом» второй половины 20-го столетия становятся причиной нервно-психических заболеваний. С 1900 по 1987 г.г. в странах мира распространенность расстройств личности увеличилась в 4,5 раза, неврозов – в 56 раз (В.В. Колбанов, Г.К.Зайцев, 1992).

Социальные катаклизмы подобные той, что переживают в настоящее время люди в нашей стране, также серьезно отражаются на здоровье.

На уровне здоровья сказывается также степень материального благополучия отдельно взятого человека и общества в целом. Об этом красноречиво говорит разный уровень общей продолжительности жизни в странах с высоким и низким уровнем жизни.

Действие перечисленных факторов на здоровье человека велико. Однако в еще большей степени (55%) наше здоровье зависит от образа жизни. Образ жизни это очень ёмкое понятие, которое включает в себя трудовую деятельность, социальную, психоинтеллектуальную, а также бытовые взаимоотношения, способ переживания жизненных ситуаций, уровень ценностного отношения к здоровью, двигательную активность и т.д.


До недавнего времени мы считали, что здоровье зависит, в основном от медицинских работников. Последние данные говорят о том, что только 10% нашего здоровья зависит от органов здравоохранения. Под этим следует понимать общий уровень медицинского обслуживания населения, его доступность гражданам, квалификацию медицинских работников, наличие и качество диагностической и лечебной аппаратуры, достаточную развитость фармацевтической и медицинской промышленности, работу санитарно-эпидемиологической службы и т.д.

Есть и еще ряд причин, которые сказываются на нашем здоровье. Среди них надо отметить низкий уровень медицинской грамотности населения, их негативное отношение к прививкам и медицинским осмотрам, а также самолечение и обращение за помощью в случаях серьезных заболеваний к случайным людям.


3. Методы качественной и количественной оценки здоровья

С целью определения уровня здоровья и своевременного выявления заболеваний проводятся комплексные профилактические осмотры. Состав врачебной комиссии при этом бывает различным в зависимости от возраста осматриваемых. Так при подготовке ребенка в школу его в 5-летнем возрасте осматривают: педиатр, психоневролог, окулист, ортопед, ЛОР-врач (ухо, горло, нос), зубной врач, логопед. При этом обязательно производят антропометрические измерения (рост, масса тела, размеры головы, грудной клетки), определяют мышечную силу. Делают общий анализ крови, мочи, а в необходимых случаях производят более глубокие биохимические исследования крови, применяют специальные инструментальные методы исследования (электрокардиография, ультразвуковые исследования и др.). На основании заключения врачебной комиссии, в случаях необходимости, под наблюдением участкового педиатра проводят лечебно-оздоровительные мероприятия

За 5-6 месяцев до поступления в школу ребенок должен пройти повторное обследование. Результат его фиксируют в индивидуальной карте ребенка, где обязательно помечают группу здоровья и физкультурную группу, а затем карту передают в школу. При этом А.А.Баранов и Н.А.Матвеева (1989) рекомендуют по медицинским и психолого-педагогическим критериям делить обследуемых на 3 группы: готовые к обучению, условно готовые и не готовые. Последних (15-20% среди обследованных детей) нежелательно обучать с 6-летнего возраста, так как их организм еще не готов к тем учебным нагрузкам, которые предстоят им в школе, в связи, с чем возможно ухудшение их здоровья. Встречаются не готовые к обучению и среди детей 7-летнего возраста.

По физическому здоровью человека в большинстве случаев можно судить о функционировании наиболее важных систем организма (дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной и др.). Чтобы оценить резервные возможности органов и функциональных систем организма надо определить «динамическое» здоровье, т.е. определить состояние организма до и после дозированных нагрузок.

Существует много способов определения уровня физического здоровья. В основу всех методов заложены непрямые оценки расхода энергии при различных нагрузочных тестах. Одни из них довольно сложные, другие просты и доступны каждому, кто пожелает определить ориентировочный уровень своего здоровья. Вот один из наиболее простых способов: определяют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких утром в покое, а затем определяют эти же показатели после нагрузки (бег 2 км, подтягивание, сгибание туловища и др.) и по специальной таблице рассчитывают уровень здоровья в баллах. К примеру, если взрослый человек 2 км пробегает более чем за 11 минут (для женщин) или за 9,5 минут (для мужчин), то это неблагоприятный показатель, который говорит о том, что организм слабо тренирован, а значит, есть риск заболеваний сердечно сосудистой и других систем организма.

При оценке состояния здоровья человека надо руководствоваться следующими принципами (В.Н. Кирой, В.Б. Войнов, 1998):

  • комплексность и системность,

  • функциональность (оценивать состояние с учетом стиля жизни человека, его профессиональной деятельности и др.),

  • многоуровневость (определение всех возможных градаций уровня здоровья),

  • индивидуальность, в том числе генетическая.


4. Понятие нормы здоровья

Обычно в практической деятельности норму соматического здоровья человека определяют методом статистической обработки совокупной деятельности основных органов и систем.

Биологическая норма здоровья – это диапазон функционирования живого организма, который определяется совокупностью фенотипических (индивидуальных) реакций живого организма в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды.

Это значит, что организм одного и того же человека в разных условиях ведёт себя по-разному. Оказываясь в других условиях, он всякий раз вынужден адаптироваться. Адаптивные возможности организма – это результат взаимодействия генетической основы и окружающей среды.

И здесь всё зависит от врождённых особенностей организма, способного обеспечить реакции на меняющиеся условия среды. Чем шире этот диапазон, тем выше адаптивные реакции организма, а значит, приспособляемость идёт с меньшими потерями для здоровья. Так, например, есть люди, способные сконцентрировать и выдать огромное количество энергии в очень короткий промежуток времени. Их называют спринтерами. Другие могут отдать такое же количество энергии в течение длительного времени. Таких людей называют стайерами. Человек, имеющий широкий диапазон приспособительных реакций, по своим возможностям находится между этими крайними типами людей.

У каждого человека от рождения прочность органов и функциональных систем организма не одинакова. В них есть слабое звено, т.е. тот орган, прочность которого у данного человека наименьшая. Чтобы определить норму здоровья конкретного человека, надо исследовать реакцию основных его функциональных систем на различные физические и психоэмоциональные нагрузки. Величина этих нагрузок должна быть индивидуальной, в зависимости от возраста, пола, профессии, наследственности и некоторых других условий.

При определении результата существенное значение имеет уровень энергетических затрат организма на эти нагрузки. Если он велик, то значит, реакция выходит за рамки рабочего диапазона, т.е. нормы. А это указывает на то, что организм физически слабо тренирован, и к норме здоровья надо идти через дозированные физические нагрузки.

При каком виде и интенсивности физических нагрузок положительный эффект будет максимальным? Он будет таковым, если соответствующая нагрузка будет адекватна норме реакции организма. Однако норма у разных людей не одинакова. У одних она колеблется в широких пределах, а у других – узкая. Если у данного человека норма реакции организма узкая, то требуется особая осторожность при подборе физической нагрузки. Значит, оздоровительные мероприятия должны быть строго индивидуальными.

При оценке состояния здоровья человека можно придерживаться следующей классификации:

  • состояние абсолютного здоровья (достаточно широк адаптационный резерв);

  • состояние напряжения (функционирование организма обеспечивается за счёт более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем организма);

  • предболезненные состояния (снижение функциональных резервов организма);

  • заболевание (срыв адаптации).





ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Составить конспект лекции.

  2. Научится пользоваться Методами качественной и количественной оценки здоровья.

  3. Произвести оценку своего здоровья на данный момент учёбы в колледже.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс : учебник для общеобразовательных организаций: базовый курс. – М. : Просвящение, 2015. – 351 с.

2. Сычев, Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008 – 314 с.

3. Микрюков, В.Н. Безопасность жизнедеятельности. – М. : КноРус, 2010 – 283 с.

4. Хван, Т.А., Хван, П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов на Дону. : Феникс, 2000. – 384 с.

5. Муравей, Л.А. Безопасность жизнедеятельности. – М. : Юнити - Дана, 2004 – 447 с.

6. Федюкович, Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений. – Ростов на Дону. : Феникс, 2001. – 320 с.

Дополнительные источники:

      1. Крючек, Н.А., Смирнов, А.Т., Шахраманьян, М.А. Безопасность жизнедеятельности. – М. : Дрофа, 2007.

  1. Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. — Новосибирск : АРТА, 2011. — 208 с. — (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

Интернет-ресурсы:

3. Гражданская защита (оборона) на предприятии. Сайт для первичного звена сил ГО http://Qo-oborona.ru.

4. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhb2.ru/main.html.

Нормативные документы:

1. Конституция Донецкой Народной Республики.

2. Закон «О вооруженных силах Донецкой Народной Республики» от 20 июня 2014 г. № 15/04-ВС.

3. Закон Донецкой Народной Республики «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ» № 07-IHC от 13.02.2015.

Преподаватель: Владимир Александрович Волков