СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 8. "Амины, аминокислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 4 «Азотосодержащие органические соединения. Полимеры, пластмассы, волокна»

Практическое занятие № 8. Амины, аминокислоты

Учебная цель: изучить основные химические свойства аминов и аминокислот.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Обучающийся должен знать:

- основные химические свойства аминов и аминокислот.

Обучающийся должен уметь:

- составлять структурные формулы аминов и аминокислот;

- решать задачи с участием аминов и аминокислот.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 8. "Амины, аминокислоты"»

Тема 4 «Азотосодержащие органические соединения. Полимеры, пластмассы, волокна»

Практическое занятие № 8.
Амины, аминокислоты

Учебная цель: изучить основные химические свойства аминов и аминокислот.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Обучающийся должен знать:

- основные химические свойства аминов и аминокислот.

Обучающийся должен уметь:

- составлять структурные формулы аминов и аминокислот;

- решать задачи с участием аминов и аминокислот.

Задачи практического занятия:

1. Закрепить теоретические знания о составе, строении и свойствах аминов и аминокилот.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить практические задачи.

4. Ответить на вопросы для контроля.

Обеспеченность занятия:

  1. Учебно-методическая литература:

  • Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.  М.: Академия, 2015.  256 с.

  1. Справочная литература:

  • Периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева (приложение 2).

  1. Тетрадь для практических и контрольных работ.

  2. Калькулятор.

  3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Амины  органические производные аммиака, в молекулах которого один, два или все три атома водорода замещены органическими радикалами.

По числу радикалов амины делятся на первичные, вторичные и третичные.

Общая формула первичных аминов

Общая формула вторичных аминов

Общая формула третичных аминов

По типу простейших радикалов амины делятся на предельные, непредельные и ароматические.

Простейшие амины  газы с запахом аммиака, более сложные  жидкости с запахом рыбы, высшие  твердые нерастворимые в воде вещества. Температуры кипения и растворимость в воде у аминов меньше, чем у соответствующих спиртов.

Химические свойства аминов

1. Горение:

4CH3NH2 + 9O2  4CO2 + 10H2O +2N2

4C6H5NH2 + 31O2  24CO2 + 14H2O + 2N2

2. Взаимодействие с водой:

CH3NH2 + H2 CH3NH3+ + OH

Анилин с водой практически не реагирует.

3. Взаимодействие с кислотами (основные свойства):

2CH3NH2 + H2SO4 

(CH3NH3)2SO4


сульфат метиламмония


C6H5NH2 + HCl  

(C6H5NH3)Cl


хлорид фениламмония

4. Реакции замещения в ароматических аминах (реакция анилина с бромной водой или с азотной кислотой):

+ 3Br2 

+ 3HBr

В этих реакциях (бромирование и нитрование) преимущественно образуются орто- и пара-производные.

Получение анилина:

C6H5NO2 + 6[H]  C6H5NH2 + 2H2O.

В промышленности эта реакция протекает при нагревании нитробензола с водяным паром в присутствии железа. В лаборатории водород «в момент выделения» образуется по реакции цинка со щелочью или железа с соляной кислотой. В последнем случае образуется хлорид анилиния.

Аминокислоты органические вещества, в молекулах которых содержатся две функциональные группы: аминогруппа и карбоксильная группа.

Общая формула молекул аминокислот: - NH2—R—COOH,

где R  двухвалентный радикал.

В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой «внутренние соли», то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе, например:

Молекула аминоуксусной кислоты


биполярный ион аминоуксусной кислоты

Общая формула предельных аминокислот с одной карбоксильной и одной аминогруппой  CnH2n+1NO2.

Химические свойства аминокислот

1. Горение:

4NH2CH2COOH + 13O2  8CO2 + 10H2O + 2N2

2. Взаимодействие с водой:

NH2CH2COOH + H2 +NH3CH2COOH + OH

NH2CH2COOH + H2 NH2CH2COO + H3O+ (NH2CH2COOH  NH2CH2COO + H+)

Аминокислоты  амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.

3. Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH  NH2CH2COO—Na+ + H2O (NH2CH2COONa  аминоацетат натрия)

4. Реакции с растворами кислот:

2NH2CH2COOH + H2SO4  (NH3CH2COOH)2SO4

глицин (сульфат глициния)

5. Этерификация:

NH2CH2COOH + C2H5OH

NH2CH2COOC2H5 + H2O (упрощенное уравнение реакции)

6. Конденсация:

а) димеризация

NH2—(CH2)5—COOH + H—NH—(CH2)5—COOH

H2N—(CH2)5—CO—NH—(CH2)5—COOH

+ H2O

аминокапроновая (6-аминогексановая) кислота


димер


б) поликонденсация

nNH2—(CH2)5—COOH

[—NH—(CH2)5—COO—]n

+ (n-1)H2O

аминокапроновая кислота


капрон


Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами.

Полиамиды -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью.

К полипептидам относятся белки. В их молекулах присутствуют остатки не одной, а нескольких аминокислот. При гидролизе белков (в кислотной среде или под действием ферментов) образуется смесь аминокислот.

Получение -аминокислот.

1. Из карбоновых кислот:

CH3—CH2—COOH + Cl2  CH3—CHCl—COOH + HCl

CH3—CHCl—COOH + 3NH3  CH3—CH(NH2)—COONH4 + NH4Cl

CH3—CH(NH2)—COONH4 + HCl  CH3—CH(NH2)—COOH + NH4Cl

2. Гидролиз белков.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Какие соединения называются аминами?

  2. На какие группы делятся амины?

  3. К какой группе относится анилин?

  4. Чем объяснить сходство аминов с аммиаком?

  5. Какие вещества называются аминокислотами?

Задания для практического занятия:

  1. Решить предложенные задачи.

  2. Правильно оформить их в тетрадь для практических и контрольных работ.

  3. Ответить на все вопросы для контроля.

  4. Отчитаться о выполненной работе преподавателю.

Задание 1

Построить структурные формулы следующих аминов:

Вариант 1

Вариант 2

Метиламин

Метилэтиламин

Триметиламин

Пропиламин

Метилпропиламин

Триэтиламин

Образец решения задания

Построить структурную формулу этиламина.

Алгоритм решения

1. Записывают структурную формулу аммиака (NН3):

2. Замещают один водород на одну этильную группировку:

Этиламин

Аналогично строят структурные формулы других аминов, замещая один, два и три атома водорода в аммиаке на углеводородные радикалы.

Задание 2

Вариант 1

Вариант 2

Написать уравнение реакции, подтверждающие химические свойства анилина

Написать уравнение реакции, подтверждающие химические свойства аминоуксусной кислоты.

Образец решения задания

При выполнения данного задания необходимо воспользоваться краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия.









Задание 3

Решить задачу

Вариант 1

Вариант 2

Вычислите массу соляной кислоты (НCl), которая потребуется для полного взаимодействия со 102 г 2%-го раствора анилина.

Вычислите массу бромной воды с массовой долей брома 3,5%, которая потребуется для полного взаимодействия со 150 г 2%-го раствора метиланилина.

Образец решения задания

Вычислите массу бромной воды с массовой долей брома 2%, которая потребуется для полного взаимодействия со 186 г 1%-го раствора анилина.

Алгоритм решения

Дано:

m (С6Н5NH2) = 186 г.

 (С6Н5NH2) = 1%-ый раствор

 (Br2) = 2%

Найти: m (бромной воды).

Решение

1) Вычислим массу аналина, вступившего в реакцию:

m (С6Н5NH2) =  (С6Н5NH2)  mраствора6Н5NH2) = 0,01  186 = 1,86 г.

2) Запишем уравнение реакции взаимодействия аналина с бромной водой:

3) составляем пропорцию для расчета массы брома, вступившего в реакцию:

93 г С6Н5NH2 — 480 г Br2

1,86 г С6Н5NH2х г Br2

Мr(Br) = 160 а.е.м.

Мr(С6Н5NH2) = 12  6 + 7 + 14 = 93 а.е.м.

Мr(С6Н5NH2) = 93 г/моль.

4) Рассчитаем массу 2% раствора бромной воды:

Ответ: потребуется 480 г бромной воды.

Вопросы для контроля

  1. Какими свойствами обладают амины: основными, кислотными или амфотерными?

  2. В чем проявляется двойственность химических реакций аминокислот?

Форма контроля выполнения практического задания:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических и контрольных работ по дисциплине «Химия».


6