Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Этапы и критерии сформированности коллектива».doc»
Задание 1. Обоснуйте Ваше мнение о необходимости коллектива для развития личности.
Коллектив – один из важных аспектов развития личности. Всю жизнь человек находится в коллективе- семья, детский сад, школа, секции, работа и тд. Человек – это биосоциальное существо. Из определения можно сделать вывод, что человеку необходим социум или другими словами коллектив. Благодаря коллективу у человека формируются различные качества. Например, в детском садике ребенок учиться делиться и общаться, в следствии чего он становится добрым, учиться быть ответственным. В школе человек благодаря коллективу приобретает такие качества как гуманность, учиться взаимовыручке, эмоциональная устойчивость. этот список можно продолжать долго, главное, что для формирования личности необходим коллектив.
Задание 2.Определите этап развития коллектива класса, в котором Вы учились. Обоснуйте свою точку зрения.
Признаки коллектива | Уровень развития признака |
| |
Движение к общезначимой цели | Большинство |
Самоуправление | Выполнялось без участия взрослых |
Дисциплина | У большинства |
Общественное мнение | Большинство в результате разъяснения |
Согласованность в работе | Нужно руководство кл. руководителя |
Соотношение руководства и подчинения | Большинство |
Дружба в коллективе | Редкие конфликты |
Общение в свободное время | Свободное групповое общение |
Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело
4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой
Я думаю, что мой класс был на ступени 4 – «Алый парус». До идеально сплоченного коллектива мой класс не дотягивал, так как случались конфликты и разногласия.