СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие Изучение нарушений ВНД у детей дошкольного возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие Изучение  нарушений ВНД у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие Изучение нарушений ВНД у детей дошкольного возраста»



Практическое занятие

Изучение симптомов нарушений ВНД у детей дошкольного возраста и правил поведения воспитателя с детьми при функциональном нарушении ВНД

Нарушение высшей нервной деятельности детей (исследование разных аспектов интеллектуальной деятельности).

Главными направлениями развития в детстве являются:

совершенствование наглядно-действенного мышления;

улучшение наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредствованной памяти;

начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Предлагаемый набор методик часто применяется в отечественной диагностике, прост и доступен в применении и направлен на исследование разных аспектов интеллектуальной деятельности.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА В ПРОБАХ

Проба на реципрокную координацию осуществляется посредством оценки возможности ребенка поочередно плавно сжимать в кулак и разжимать кисти правой и левой рук по следующим критериям

0 баллов — плавное реципрокное выполнение,

1 балл — выполнение со сбоями и самоисправлениями,

2 балла — поочередное выполнение (сначала одной рукой, затем другой),

3 балла — выполнение с уподоблением,

4 балла — неспособность к выполнению.

И сследователь кладет две руки ладонями вниз на стол и говорит ребенку: «Сейчас мы поработаем руками. Положи руки на стол. Одну сожми в кулак и делай так, как я». Исследователь сжимает одну кисть в кулак, не поднимая ее от стола, и фиксирует эту позицию на 1–2 секунды, чтобы ребенок мог увидеть исходное положение. Затем он плавно разжимает эту кисть и одновременно сжимает другую, выполняя движение сначала в медленном, а потом в среднем темпе, чередуя положение рук. После 3–5 совместных движений исследователь прекращает предъявлять образец, но при этом просит ребенка продолжать. Если ребенок испытывает трудности, исследователь возобновляет показ образца и просит ребенка повторять действия совместно с ним. Если ребенок делает движение медленно, но правильно, его просят ускорить темп (см. рис. 1).

Проба на динамический праксис заключается в просьбе сначала правой, а затем левой кистью последовательно осуществлять серию движений «ладонь — кулак — ребро» и «кулак — ладонь — ребро» Движения производятся плавно в медленном темпе. Далее исследователь наблюдает за выполнением движений ребенком. Если попытки неуспешны, показ повторяется. При вновь неуспешных попытках ребенок выполняет движения совместно с исследователем; после двух-, трехкратного совместного выполнения он должен воспроизвести движения самостоятельно. Наконец, если и совместное выполнение не приводит к успеху, исследователь сопровождает сопряженное выполнение речевыми командами: «ладонь»... «кулак»... «ребро»

Проводится наблюдение за выполнением 7–10 серий (иногда более — в зависимости от успешности), после чего ребенку по той же процедуре предъявляется другая серия: «кулак — ладонь — ребро». Затем ему предлагается выполнить обе серии левой рукой. Такая схема исследования динамического праксиса направлена прежде всего на выявление возможности к переключению — она провоцирует инертное воспроизведение предшествующей двигательной структуры

В предлагаемой пробе скорость усвоения оценивается в баллах по следующим параметрам:

0 баллов — усвоение программы с первого показа,

1 балл — усвоение программы со второго показа,

2 балла — усвоение программы после совместного выполнения,

3 балла — усвоение программы после совместного выполнения с речевой инструкцией,

4 балла — неусвоение программы

Программа считается усвоенной, если ребенок выполняет задание правильно или со сбоями (допустив ошибку, возвращается к правильной структуре).

Проба на оральный и символический праксис. Для оценки орального праксиса пациентам предлагается осуществить следующие действия:

1) высунуть язык,

2) осуществить движения языка в горизонтальной плоскости,

3) надуть обе щеки,

4) надуть одну щеку,

5) положить язык за верхнюю губу,

6) положить язык за нижнюю губу,

7) пощелкать языком,

8) подуть,

9) посвистеть,

10) поцокать.

Способность осуществлять символический праксис исследуется при помощи четырех смысловых жестов:

1) поцелуй,

2) чистка зубов,

3) питье из кружки/бутылки

4) разрезание ножом.

Способность к выполнению предлагаемых заданий определяется двумя вариантами: более простым — посредством подражания и усложненным — при помощи устной инструкции исследователя. Для речевой функции и правильного развития артикуляции наиболее значимой является способность к оральному праксису, а для а для функций внимания и памяти — к символическому. функций внимания и памяти — к символическому.

Функция зрительного гнозиса исследуется при помощи специальных изображений, различающихся по степени сложности их восприятия. Используемые в рутинной практике тестовые задания изображены на рис. 3 (для детей старше 3-х лет), рис. 4 (для детей старше 4-х лет) и рис. 5 (старше 5 лет).

Значимость развития функции зрительного гнозиса состоит в том, что данный канал сенсорного восприятия является основой ориентировочно-познавательной деятельности индивида. Познание окружающего мира и способность к анализу и синтезу поступающей в ЦНС информации служит базисом для интеграции всех высших психических функций и оказывает благоприятное влияние на своевременное становление речи.

Оценка функции памяти осуществляется посредством проведения теста Лурии. Данная методика предполагает последовательное 5-кратное зачитывание испытуемому 10 слов, после чего ему предлагается воспроизвести те слова, которые удалось запомнить, в любом порядке. По полученному протоколу составляется график — «кривая запоминания». По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Методика доступна для тестирования детей с 4-х лет.

Считается, что у гармонично развивающихся детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. При нарушенном психическом развитии дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность.

Субтесты методики Векслера Способности пациентов детского возраста к различным видам мышления можно изучать при помощи отдельных субтестов методики Векслера. Так, для оценки предметно-действенного мышления детям может быть предложен вариант субтеста, который состоит из нескольких нарисованных лабиринтов (см. рис. 6). Испытуемому предлагается провести непрерывную линию из центра лабиринта к выходу, не натыкаясь при этом на препятствия. Метод может использоваться у детей старше 3-х лет, при этом стоит начинать с наиболее простых лабиринтов с последующим усложнением заданий в зависимости от возраста ребенка.

Наглядно-образное мышление удобно исследовать посредством вариантов субтестов, представляющих собой задания на выявление недостающих деталей рисунка (см. рис. 7) и складывание картинки из 3–5 частей (см. рис. 8).


Изучение словесно-логического мышления возможно благодаря субтесту, позволяющему оценить общую осведомленность ребенка посредством несложных вопросов об окружающем мире («Какой сейчас день недели?», «Где покупают сахар?», «Где садится солнце?» и т. п.). Из всех изучаемых показателей наиболее важным для гармоничного речевого развития является словесно-логическое мышление, формирование которого находится и в прямой, и в обратной зависимости от функции речи. Способность к словесно-логическому мышлению и повышение эффективности его реализации приводит к своевременной нормализации речевого онтогенеза

Предложенные методики позволяют доступно и эффективно проводить экспресс-диагностику состояния высших психических функций у пациентов детского возраста как при первичном осмотре, так и в динамике наблюдений за ребенком. Внедрение их в рутинную клиническую практику будет способствовать улучшению качества оказания помощи детскому населению и значимому повышению способности к обучению у данной группы пациентов.

Источники открытого доступа

https://medvestnik.by/konspektvracha/otsenka-razvitiya-vysshej-nervnoj-deyatel-nosti-rebenka-na-ambulatornom-etape

Ход занятия6

1.Изучите приемы экспресс-диагностика в пробах

2.Запишите,какую диагностическую функцию определяет каждая из проб

3. Определите для какого возраста какие пробы наиболее эффективны.

4.Предложите виды деятельности воспитателя, которые будут способствовать развитию интеллектуальных способностей детей по исследуемым видам функций ВНД.